Законодательный процесс: понятие и стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

В самой далекой древности, еще на первых ступенях к государству и цивилизации взаимная зависимость людей была таковой, что человек не выделял себя из социального целого и необходимая общая направленность действий гарантировалась стихийно складывающимися запретами (табу) и обычаями. Страх и привычка обеспечивали действие табу, которая воспринималось как некая стихийная природная сила, довлеющая над всем сообществом.

Содержание

Введение
1. Понятие и основные признаки закона, как источника права
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательная техника. Назначения и правила
Заключение
Список источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Тема: Законодательный процесс: понятие и стадии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент I курса

Заочного отделения, гр. 611

Старостин Артем Андреевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

Введение

 

1.      Понятие и основные признаки закона, как источника права

2.      Стадии законодательного процесса

3.      Законодательная техника. Назначения и правила

 

Заключение

Список источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В самой далекой древности, еще на первых ступенях к государству и цивилизации взаимная зависимость людей была таковой, что человек не выделял себя из социального целого и необходимая общая направленность действий гарантировалась стихийно складывающимися запретами (табу) и обычаями. Страх и привычка обеспечивали действие табу, которая воспринималось как некая стихийная природная сила, довлеющая над всем сообществом. Запреты древних времен не были и не могли быть рассчитаны на побуждение к активной деятельности человека, а сам он не воспринимал себя как самостоятельную личность. Регулирование при помощи одних запретов оказывается первой и низшей формой упорядочения человеческого поведения.

С совершенствованием орудий труда и развитием мышления появляется социальная возможность и необходимость дополнения запретов общезначимыми требованиями должного поведения, предполагающими уже определенную активность человека. Обычаи приобретают предполагающие содержание. Однако становление конкретной личности находилось еще на таком уровне, когда элементарные правила общественности не могли выйти за рамки внешних предписаний соответствующего поведения. Правда, в отличие от запрета, общая социальная норма, обязывавшая к положительным действиям, предполагала уже некоторую способность оценивать свои поступки как содеянные, так и будущие, некоторую свободу поведения. Запреты (табу) кровосмесительного брака, убийства, лжи и т.п. дополнялись предписаниями: заботься о поддержании огня, уважай старших, участвуй в охоте и т.п.

Дальнейшее развитие общества, постепенное овладение силами природы и активный обмен с ней предполагал дальнейшее обособление в рамках сообщества каждого индивида и обретение большей свободы поведения. Происходит дальнейшее становление личности, осознания самого себя, своего «Я». Растут потребности общества, которые могут удовлетворяться сравнительно активной деятельностью каждого его члена, того же требуют усложнившиеся орудия и условия труда. Одновременно росли и потребности каждого индивида, который из послушного раба традиций и привычек постепенно, шаг за шагом, на протяжении тысячелетий превращается в сознательного участника социальной жизни, приобретал некоторую степень свободы, а вместе с тем и определенную способность оценивать собственные потребности. интересы и поступки.

Более высокая ступень производства, более сложные социальные связи определили относительно большую самостоятельность и активность человека. Теперь уже объективная потребность в упорядочении общественных отношений не могла строиться только на чисто внешнем регулировании и на одних лишь нормативных приказах: - «Что разрешено» и «что нужно делать». Формируются законы нравственности – одно из достоинств человеческой культуры. Мораль обращена уже к человеку как к личности, способной к внутренней оценке своих поступков, к саморегуляции своего поведения. Однако, будучи обращено к сознанию, чувствам, совести человека, мораль чаще всего содержит лишь отправные принципы должного поведения, она лишена какой-либо формализованной системы запретов и дозволений, предоставляя возможность человеку или социальной общности решать в каждом конкретном случае, как следует поступать и какие конкретно меры общественного воздействия предпринять к нарушителю нравственных устоев.

Начавшаяся дифференциация обязанностей и прав не находит в морали четкого выражения, а право на определенные поступки вытекает из того же сознания долга, обязанностей перед общественным «Я», перед другими людьми, перед обществом.

Для того, чтобы упорядочить собственную жизнь, общество рождает власть, наделяя ее определенными полномочиями и в то же время пытаясь ограничить ее. Общество права - это то общество, где власть вписана в рамки закона. Это - общество свободы, свободы перед лицом власти. И власть гарантирует эту свободу: гарантия заключается в праве общества быть и иметь статус гражданского, т.е. отделенного от государства, находящегося за его пределами. При этом общество оставляет за собой возможность наделять государство полномочиями, которые оно делит между тремя его ветвями: судебной, исполнительной и законодательной.

Законодательная власть ответственна за то, насколько полно она представляет общественные интересы, отражая их в соответствующих законах страны. Закон обязателен для всех именно в силу того, что он является актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп. Но из общеобязательности законов вытекает и обратное: они должны соответствовать интересам общества, тем многочисленным и разнообразным чаяниям и потребностям. Этот процесс имеет открытый характер. Он, в идеальных условиях, демократичен и проходит при взаимном уважении. Общество уходит от древней истины: «Что не запрещено, то разрешено», надстраивает это изречение, добавляя: «…Если это не противоречит интересам других лиц». Именно здесь для законодателя большая, трудоемкая и трудная работа, создать такую правовую базу, какая позволила бы раскрыться каждому индивиду, дав максимум возможностей, поставив в тоже время преграду для нарушения интересов всего сообщества свободных граждан и государства, как отдельного крупного субъекта правоотношений.

 

 

 

1.      Понятие и основные признаки закона, как источника права.

 

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Основным законом являются Конституции. В России последней и действующей на сегодняшний момент Конституцией является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Ее положения составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленной настоящей Конституцией (статья 16 Конституции РФ). Никакие другие нормативно- правовые акты страны не могут противоречить Основному закону страны.

Вторыми по уровню юридической силы являются федеральные законы. В России Федеральное Собрание может принимать законы двух видов - федеральные законы и федеральные конституционные законы. Разница между ними заключается в следующем: в то время как федеральные законы принимаются только Государственной Думой (а Советом Федерации одобряются или не одобряются), федеральные конституционные законы принимаются обеими палатами. Обладая более высокой юридической силой, чем обычные федеральные законы, они призваны обеспечить стабильность Конституции и основ конституционного строя российского государства. Отнюдь не случайно Конституция провозглашает норму, согласно которой федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией, устанавливая тем самым их исчерпывающий перечень. Понятно, что процесс принятия федеральных конституционных законов оказывается более сложным по сравнению с процедурой принятия обычных федеральных законов: ведь здесь требуется обязательное их рассмотрение верхней палатой, одобрение квалифицированным большинством (т.е. двумя третями голосов) депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также невозможность их отклонения Президентом.

Третьим уровнем являются законы, принимаемые на уровне субъектов федерации. Которые, также как федеральные, имеют свое деление на:

Конституции республик, Уставы краев областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения (города Москва и Санкт-Петербург).

И законы субъектов федерации.

Из всего вышеназванного можно выделить общие признаки законов, как части нормативных правовых актов.

а). Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом (референдумы по общественно значимым вопросам).

б). Обладают высшей юридической силой на всей территории федерации, как фактической (территория ограниченная государственной границей), так и юрисдикционной (дипломатические и консульские представительства за рубежом, территория военных, воздушных и морских судов в открытом море, юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, иностранные военные и воздушные суда, на территории этого государства).

в). Регулируют наиболее важные общественные отношения.

Г). Принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке.

Законы различаются в зависимости от срока действия на постоянные и временные:

Постоянные – не ограниченные в своем действии временным промежутком, действуют до отмены.

Срочные (временные) – ограничены конкретным сроком (календарной датой) либо конкретными обстоятельствами (вводом или отменой чрезвычайного положения).

Наиболее ярким примером нам может служить закон о бюджете страны.

Особый порядок прохождения этого закона выглядит в этом случае следующим образом. Ежегодно до представления законопроекта о федеральном бюджете палата принимает специальный закон, определяющий сроки и порядок его рассмотрения и утверждения. Согласно этому документу, законопроект о федеральном бюджете должен сопровождаться материалами, содержащими предварительные итоги социально-экономического развития страны за текущий год и прогнозами этого развития на следующий год, основные принципы и характеристики взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации, а также ориентиры бюджетной и налоговой политики. Данный перечень не является исчерпывающим.

Внесенный проект закона о федеральном бюджете направляется Советом Государственной Думы в комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям закона о порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета. На основании этого заключения Совет Государственной Думы принимает законопроект к рассмотрению палатой, либо возвращает его Правительству на доработку.

Принятый к рассмотрению проект закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для представления замечаний и предложений, а также в Счетную палату - специальный орган, осуществляющий контроль за исполнением федерального бюджета, для дачи заключения. Ответственным по законопроекту назначается комитет по бюджету, он же готовит сводное заключение по законопроекту на основе поступивших предложений и замечаний. Кроме того, утверждаются комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов бюджета.

Обсуждение проекта закона о федеральном бюджете осуществляется не в трех, а в четырех чтениях. На стадии первого чтения наряду с стратегией обсуждаются прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а также основные характеристики бюджета.

По результатам обсуждения палата либо принимает законопроект о федеральном бюджете в первом чтении, либо отклоняет его. Отклоненный законопроект Государственная Дума может передать на рассмотрение согласительной комиссии, состоящей из представителей обеих палат Федерального Собрания и Правительства РФ, или вернуть в Правительство на доработку, после чего он вновь выносится на обсуждение палаты в первом чтении.

Особенностью проекта закона о бюджете страны является то, что отклонение его в первом чтении может послужить основанием для постановки вопроса о недоверии Правительству и, в случае его отставки, вновь сформированное Правительство будет обязано представить депутатам новый вариант проекта закона о федеральном бюджете.

Процедура второго и третьего чтения посвящается обсуждению расходной части бюджета. При отклонении законопроекта, как во втором, так и в третьем чтении, он передается на рассмотрение согласительной комиссии.

Наконец, в ходе четвертого чтения рассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, после чего законопроект ставится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете в течение пяти дней передается на рассмотрение верхней палаты.

Если Государственная Дума не сможет принять закон о федеральном бюджете до 1 января следующего года, то в этом случае либо принимается закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале, либо Правительство продолжает осуществлять расходование бюджетных средств в объеме, установленном законом о порядке рассмотрения и принятия закона о федеральном бюджете.

Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии