Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Достижение целей работы сопровождается решением следующих задач. Во-первых, определиться с понятием законодательный процесс, во-вторых, изучить нормативную базу, регулирующую процесс принятия закона. В-третьих, необходимо рассмотреть круг субъектов законодательного процесса, с момента законодательной инициативы до обнародования принятого законодательного акта. Также, в-четвертых, необходимо изучить стадии законодательного процесса.

Содержание

Введение 3
1 Законодательный процесс в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение законодательного процесса в Российской Федерации 5
1.2 Нормативное регулирование законодательного процесса в 7
Российской Федерации
2 Стадии законодательного процесса в Российской Федерации 11
2.1 Стадии законотворчества в Российской Федерации 11
2.2 Субъекты законодательного процесса в Российской Федерации 20
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                       3

1 Законодательный  процесс в Российской Федерации                                            5

   1.1 Понятие и значение законодательного процесса в Российской Федерации 5

   1.2 Нормативное  регулирование законодательного  процесса в                          7

Российской  Федерации

2 Стадии  законодательного процесса в  Российской Федерации                          11

   2.1 Стадии законотворчества в Российской Федерации                                     11

   2.2 Субъекты законодательного процесса  в Российской Федерации                20

Заключение                                                                                                                 25

Список  использованных источников и литературы                                               27   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ  

    В современное время качество законотворчества, прозрачность проведения законодательного процесса, закрепление и конкретизация законодательного процесса приобретает все большее значение. Для сегодняшней России это связано с развитием конституционализма как комплексной национальной идеи.

       Конституционализм можно понимать как комплексную общественно-политическую и государственно-правовую категорию, основы которой составляют идеалы конституционной демократии, наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и системы защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. По своей сути конституционализм является идеальной конструкцией. Это цель, к достижению которой должны стремиться общество и государство1.

        Принимаются очень много нормативных актов, которые непосредственно затрагивают права и интересы граждан. Поэтому процесс их принятия,  должно соответствовать определенным требованиям, определенному порядку, и приниматься законодательные акты должны кругом субъектов, в чем заключается актуальность рассматриваемой темы.

        Предметом здесь выступают общественные  отношения, возникающие в результате  осуществления законодательного  процесса.

       Объектом изучения являются субъекты  законодательного процесса, виды  законотворчества, стадии, в которых осуществляется законодательный процесс.

       Решение любого вопроса направлено  на достижение определенного  результата. Для его достижения  ставятся цели, в данной курсовой  работе ими выступают, всестороннее, комплексное и полное изучение  законодательного процесса.

       Достижение целей работы сопровождается  решением следующих задач.        Во-первых, определиться с понятием  законодательный процесс, во-вторых, изучить нормативную базу, регулирующую  процесс принятия закона. В-третьих,  необходимо рассмотреть круг субъектов законодательного процесса,  с момента законодательной инициативы до обнародования принятого законодательного акта. Также, в-четвертых, необходимо изучить стадии законодательного процесса.

        При исследовании темы курсовой работы применялись общеправовые методы, это анализ, синтез, индукция, дедукция, методы науки – сравнение, исторический метод. Также частнонаучные методы, прежде всего, формально- юридический, характеризующийся описанием норма права, установлением юридических признаков определенных явлений, выработка правовых понятий, и другие.

      Структура работы включает в  себя две главы. В первой  главе непосредственное внимание  уделяется теоретическим вопросам, а именно, определение понятия  «законодательный процесс», также изучение нормативной базы. Вторая глава посвящена стадиям законодательного процесса, как основа всего законодательного процесса, и субъектам, имеющим также важное значение в принятии актов, имеющих большую юридическую силу.

      Теоретическую основу исследования в данной работе составляют труды российских современных юристов-правоведов. Законодательный процесс нашел отражение в трудах таких российских ученых-цивилистов, как Б.Н. Чичерин, Б.М. Баглай, Н.М. Коркунов, В.В. Ивановский и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

       1.1 Понятие и значение законодательного процесса в Российской Федерации 

        Почти во всех современных  конституциях в тех или иных  формулировках говорится и о  разделении властей, провозглашается власть народа и закрепляется принцип разделения властей. По традиции, идущей от Локка и Монтескье, называются обычно три ветви власти, легализованные конституциями: законодательная, исполнительная, судебная. Данные ветви власти сильно взаимодействуют между собой. Под исполнительной властью понимается один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Здесь мы видим, что одной из функций исполнительной власти является исполнение законов, которые непосредственно принимаются в процессе законодательной деятельности.

       В соответствии с принципом  разделения властей, одной из трёх ветвей власти является судебная власть. Органы судебной власти разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам Конституции, подзаконных нормативных актов, в отдельных случаях дают толкование правовым нормам вне связи с конкретным спором. Соответственно, не было бы законов, не было что нарушать. И выделение судебной ветви власти не было бы оснований.

      Итак, из вышеприведенных примеров, мы видим, что роль законодательной ветви власти велика. В современной науке права под законодательной ветвью власти понимают власть в области законодательства. Если даже их функции разнообразны, главной их них остается законотворчество.

           Законодательный процесс это  порядок деятельности органа  законодательной власти по созданию  законов, который закрепляется в Конституции или регламенте соответствующего представительного органа.

    Законодательство  Российской Федерации не дает определение  законодательному процессу, поэтому  вопрос разработки и обоснования  наиболее четкого определения находится  в постоянном обсуждении в научной среде.

    Чаще  всего идет тенденция отделения  понятий законодательного процесса и законотворческого процесса. Отличие  проводится исходя из круга участников законодательного процесса, их прав и  обязанностей и способов выражения своего мнения. Также выделяются определенные законченные этапы – стадии2.

    Некоторые исследователи считают, что более  корректным будет использование  вместо понятия «законодательный процесс» понятие «законопроектный процесс», так как содержанием деятельности участников этого процесса является законопроект до тех пор, пока он не получит статус закона3.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76)  по  предметам  ведения  РФ

принимаются  федеральные  конституционные  законы  и   федеральные   законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

       Федеральные   конституционные   законы   принимаются   по   вопросам,

предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:

        - чрезвычайное положение (ст. 56)

        - принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65)

        - изменение статуса субъекта РФ (ст. 66)

        - описание и порядок  официального  использования  Государственного  флага, герба и гимна РФ (ст. 70)

        - референдум (ст. 84)

        - режим военного положения (ст. 87)

        - введение на территории РФ или в  отдельных  ее  местностях  чрезвычайного положения (ст. 88)

       - порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114)

       - установление судебной системы РФ (ст. 118)

       -   установление   полномочий,   порядка   образования    и    деятельности

   Конституционного Суда РФ, Верховного  Суда РФ, Высшего  Арбитражного  Суда РФ и иных федеральных  судов (ст. 128)

      - созыв Конституционного Собрания (ст. 135) 

    
    1.   Нормативное регулирование законодательного процесса в Российской Федерации
 

        Данные правоотношения не регулируются федеральным законом. Если будет принят такой акт, то можно будет говорить о более высоком уровне процессуальных гарантий как для участников законодательного процесса, так и для тех, кто непосредственного участия в нем не имеет, но заинтересован в принятии разработанного законодательного акта, от которого будет зависеть его жизнь. В настоящее время регламентация особенностей законодательного процесса содержатся в различных федеральных законах. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации4, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5. Но основное регулирование содержится в Регламентах палат Федерального Собрания, которые постоянно обновляются, что позволяет законодательному процессу быть более гибким и мобильным.

       Конечно же, нельзя забывать о  главном акте, Конституции Российской Федерации, в статье 76 которой регулируются вопросы ведения, и глава 9, посвященная конституционным поправкам и пересмотру Конституции. Здесь же необходимо отметить Постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 № 2-П6, Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 № 12-П7, Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 № 15-П8, в которых дается толкование статьям 135-137 Конституции Российской Федерации.

        Сама процедура проведения, законодательная  инициатива, стадии законодательного процесса предусмотрены в регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации. Раздел третий регламента Государственной Думы Российской Федерации называется законодательная процедура. Данный раздел посвящен порядку внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение. Порядок рассмотрения законопроекта Государственной Думой в трех чтениях, также вопросы о повторном рассмотрении федеральных законов отклоненных Советом Федерации, Президентом Российской Федерации. Государственной Думой рассматриваются также и предложения о пересмотре и поправках положений  Конституции Российской Федерации9.

      В регламенте Совета Федерации  также глава 12 посвящена законодательному  процессу, данная глава посвящена  порядку рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Здесь устанавливаются порядок принятия на рассмотрение федерального закона Советом Федерации, обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации; также предварительное рассмотрение федерального закона комитетом, комиссией Совета Федерации, заключение комитета, комиссии Совета Федерации по федеральному закону, рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации, особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, отклонение федерального закона Советом Федерации, направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

        Глава 13 регламентирует порядок  преодоления возникших разногласий  между Советом Федерации и  Государственной Думой в связи  с отклонением Советом Федерации  принятого Государственной Думой  федерального закона, путем образования  согласительной комиссии. Регламент предусматривает также порядок повторного рассмотрения Советом Федерации федерального закона, отклоненного Президентом Российской  Федерации и одобренной Государственной Думой в ранее принятой редакции. 

Информация о работе Законодательный процесс