Социалистическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что социалистическое государство является прошлым нашей республики, и изучение данной темы позволяет нам узнать какой тип государства подходит для нормального и стабильного развития нашей республики. Мы выбрали эту тему, т.к по нашему мнению единственным и правильным решением в начале 20 века для Кыргызской Республики был выбор развития по социалистическому типу.
Государство социалистического устройства – это государство с достаточно специфической организацией власти, идеологией и формой производства. Основываясь на принципе борьбы классов против классов, оно провозглашало диктатуру пролетариата и власть Советов.

Содержание

Введение
1. Особенности социалистического государства
1.1 Возникновение социалистического государства
1.2 Форма социалистического государства
2. Особенности системы права социалистического типа
2.1 Возникновение и особенности социалистического права
2.2 Социалистическая правовая семья
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВО

«Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому воззрению, является республика»27. Но, для социалистического государства приемлемой республикой является лишь та, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистичким содержанием.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

«Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией»28

Особенности социалистической республики:

  • ведущая роль в государстве принадлежит представительным органам, составляющим основу аппарата государственной власти;

  • политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью сочетается в едином государственном механизме, с целью обеспечения суверенного распоряжения государственной властью обобществленными средствами производства, регулирования и контролирования материальных и духовных благ;

  • высшие и местные органы определяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

  • законодательная и исполнительная власть соединяются в лице работающих представительных учреждений;

  • подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти;

  • создание необходимых условий и предпосылок для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различаются три разновидности социалистической формы государственного правления:

  • Парижская коммуна;

  • Советская республика;

  • Народно-демократическая (народная) республика.

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА

«Парижская коммуна – это первая конкретно-историческая форма государства диктатуры пролетариата»29

«Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 году в Париже и просуществовала всего 72 дня»30, однако, столь кратковременный исторический опыт Парижской коммуны не помешал ей стать прообразом будущих пролетарских государств.

Захват власти произошел способом насильственного захвата власти -революции 18 марта 1871 года, в результате которого ЦК Национальной гвардии провозгласил себя временным правительством до избрания Парижского коммунального совета, состоявшейся 28 марта. В декларации «К французскому народу» говорилось об основных целях Коммуны: уничтожение милитаризма, эксплуатации, различных привилегий, так же выражались идеи патриотизма и интернационализма, о необходимости создании истинного союза наций.

По мнения сторонников марксизма, её признание как существенно новой формы государственного правления, было обусловлено её организацией: единая, централизованная власть, способствующая осуществлению политических и экономических задач диктатуры пролетариата.

  • Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Она представляла собой орган власти рабочих, служащих, мелкой буржуазии, который избирался путем всеобщих выборов в округах Парижа. Устранялись всякие привилегии депутатов, вводилось право их отзыва, обязанность отчитываться перед избирателями, реально была осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц, также ликвидировались высокие оклады чиновникам и устанавливались им ставки, не превышающие зарплату квалифицированного рабочего. Таким образом, Парижская коммуна явно показывала, что управлять государство могут не только профессиональные чиновники.

  • «Парижская Коммуна сломала старую буржуазную государственную машину и создала государство нового типа, основанное на принципах пролетарской демократии»31. Вместо профессиональной, постоянной армии и полиции была создана национальная гвардия из граждан, способных носить оружие. Национальная гвардия была и интернациальна: здесь, наряду с французами, находились поляки, венгры, болгары, итальянцы. Был образован новый суд, в котором судьи являлись ответственными перед коммуной и были сменяемы. Провозглашалось отделение церкви от государства, церковные имущества объявлялись народной собственностью, народное образование – светское. Высшим органом власти являлся Совет коммуны. Он распадался на десять комиссий (исполнительную, военную, юстиции и другие), через которые Коммуна осуществляла высшие законодательные, исполнительные и судебные функции. Административным руководством в округах занимались уполномоченные коммуной депутаты.

  • Структура государственной власти, созданная при Коммуне, полностью отвергала буржуазный парламентизм и связанную с ним теорию разделения властей. Таким образом, по-мнению К. Маркса, Парижская коммуна превратилась в корпорацию, одновременно исполняющую законодательную и исполнительную функцию, создающую и исполняющую законы.

При достаточно хорошей организации государственной власти,28 мая 1871 года Парижская коммуна все-таки потерпела поражение. История находит этому объяснение в пренебрежении военными действиями. Более организованная и численно превосходящая, больше чем в два раза, армия версальцев, под руководством Тьера, воспользовавшись нерешительностью армии коммунаров, отсутствием общего руководства и, отчасти, её интернациональностью, одержала победу в майской контрреволюции.

На поражении коммуны сказалось и недостаточная зрелость, и организованность пролетариата, отрицательное влияние мелкобуржуазных идеологических течений, отсутствие единой руководящей силы - революционной марксистской партии.

Однако, несмотря на все ошибки и на довольно короткий срок ее существования, Парижская коммуна является величайшим достижением пролетарского революционного движения XIX века. Так, основатели марксизма высоко ценили заслуги Парижской коммуны, отмечая в её действиях образец создания государства нового типа – государства пролетарской диктатуры. Главное – Коммуна показала реальность осуществления социалистической революции, и дала надежду на её возможную победу. Она показала необходимость вооруженной защиты завоеваний революции, наступательной тактики в революционной войне, решительности в борьбе с врагами революции.

РЕСПУБЛИКА СОВЕТОВ

«Республика Советов – разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России»32

Так, «развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, В.И.Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы»33: Советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов, Советы народных депутатов и депутатов трудящихся по всей стране.

Республика Советов представляет из себя однотипную с Парижской коммуной однотипную форму организации государственной власти:

  • Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

  • «В Советском Социалистическом государстве народу принадлежит не только политическая власть, но и право собственности на орудия и средства производства»34

  • Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа. Советы формировались по принципу открытого классового представительства и стали органом изоляции буржуазии. Они наиболее полно выражали народовластие во всех сферах жизни общества, являлись политической основой нового государства – главного орудия социалистического строительства.

  • Вводился принцип подконтрольности и подотчетности исполнительно-распорядительных органов Советам.

  • Для Республики Советов было характерно выборность органов государственной власти, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти для нижестоящих.

  • Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

«Республика Советов по сравнению с буржуазным парламентаризмом, отмечал Ленин, представляет собой такой шаг вперед, который имеет всемирно-историческое значение. С учетом особенностей республики Советов Ленин говорит о ней как о всемирной форме государственного правления»35

  НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (НАРОДНАЯ) РЕСПУБЛИКА

Народно-демократическая (народная) республика – форма государственного правления, возникшая после второй мировой войны и повторяющая в своей основе структуру и характер советской формы правления.

Основные признаки народно-демократической республики:

  • Политическую основу республики составляли народные органы власти: Народные собрания, Народные советы (местные органы государственной власти, наделенные достаточно широкими полномочиями и подотчетные населению) и Национальные комитеты;

  • Все нити государственной и общественной жизни находятся в руках партократии;

  • Высшие органы власти являются носителями суверенитета, полновластия трудящихся масс. Они осуществляют верховное руководство страной и народный контроль над деятельностью государственного аппарата власти;

  • Местные органы власти носят представительный демократический характер. «Народно демократическая республика – государство подлинной демократии, государство социалистического типа, возникшее в результате победы СССР над гитлеровской Германией и империалистической Японией и революционной борьбы народов этих стран против буржуазии и помещиков»36

Примером народно-демократической республики могут выступать Албания, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Китай, Корея, Монголия, Вьетнам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРАВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА

2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА

Между отдельными социалистическими странами существовали большие различия в экономике, культуре, праве, в путях и методах решения задач социалистического строительства. Эти различия свидетельствовали о разновидностях социалистических правовых систем. Различия между социалистическими правовыми системами в основном были обусловлены: способом их возникновения и развития; тем обстоятельством, что они относились к разным этапам строительства социализма; особенностями социалистического пути развития.

В советской юридической науке социалистический тип права рассматривался как исторически наивысшая и последняя ступень в развитии права37. Он как бы представлял собой логическое отрицание и антипод эксплуататорских типов права. В социалистических правовых системах впервые в истории были разработаны юридические формы для таких явлений, как коллективные формы собственности, государственное руководство экономикой, плановое ведение народного хозяйства.

В социалистических правовых системах находили отражение их социальные цели и классовый характер, при этом особо подчеркивалось, что они суть средство выражения и закрепления интересов рабочего класса и всего трудового народа. Цели, на достижение которых направлена правовая система, а также средства их достижения формулировались в принимаемых правовых актах.

Идейную основу социалистических правовых систем составлял марксизм-ленинизм. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин сформулировали основные характеристики социалистического права: его обусловленность социально-экономическим строем общества; классовость права как возведенной в закон воли экономически господствующего класса, орудия его политической власти; способность права оказывать значительное обратное воздействие на развитие социально-экономических и политических отношений. Они обосновали экономические, политические и идеологические предпосылки необходимости права в социалистическом обществе. Остро критикуя буржуазное право и доказывая необходимость его революционной отмены, они не выступали за ликвидацию в ходе пролетарской революции всякого права вообще. В.И. Ленин писал по этому поводу: "...не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу"38.

Информация о работе Социалистическое государство