Социалистическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что социалистическое государство является прошлым нашей республики, и изучение данной темы позволяет нам узнать какой тип государства подходит для нормального и стабильного развития нашей республики. Мы выбрали эту тему, т.к по нашему мнению единственным и правильным решением в начале 20 века для Кыргызской Республики был выбор развития по социалистическому типу.
Государство социалистического устройства – это государство с достаточно специфической организацией власти, идеологией и формой производства. Основываясь на принципе борьбы классов против классов, оно провозглашало диктатуру пролетариата и власть Советов.

Содержание

Введение
1. Особенности социалистического государства
1.1 Возникновение социалистического государства
1.2 Форма социалистического государства
2. Особенности системы права социалистического типа
2.1 Возникновение и особенности социалистического права
2.2 Социалистическая правовая семья
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.96 Кб (Скачать файл)

Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом.

Социалистическая революция изменила экономическое основы жизни общества, посягая на частную собственность как таковую, а не только на отдельные ее формы. Такому глубокому перевороту в экономических отношениях неизбежно соответствовал столь же глубокий правовой переворот. Речь идет об отмене и признании недействительными всех законов, охранявших и закреплявших существование старых органов государственной власти и старый правопорядок. Этот переворот в правовой жизни выступал не как простое отрицание старого права, а как переход к высшему историческому типу права, включающий в себя некоторые старые правовые формы, которые использовались в интересах социалистического строительства.

Слом старого права являлся составной частью, результатом и следствием слома эксплуататорской государственной машины. Слом политических учреждений предшествовал и в значительной мере предопределял слом правовых учреждений.

Социалистическая правовая система возникла не стихийно, а при воздействии революционной партии. Руководящая и направляющая роль марксистско-ленинской партии являлась главным условием становления социалистической правовой системы.

Формы (пути) возникновения социалистической правовой системы были самыми разнообразными, в зависимости от конкретного соотношения классовых сил, степени сопротивления эксплуататоров, демократических юридических традиций и других специфических национальных особенностей той или иной страны.

При возникновении и развитии новых, социалистических правовых систем выявились и способы их возникновения, имеющие общее значение: во-первых, посредством создания новых правовых источников; во-вторых, посредством использования старых юридических источников, в которые вкладывалось новое содержание, чем придавалось им новое социальное значение.

На становление зарубежных социалистических правовых систем существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система – советская.

Советская правовая система предложила конкретные образцы юридических норм и институтов, которые были восприняты полностью или послужили образцом для создания сходных норм и институтов в других социалистических странах. Такое влияние советского правового опыта нашло свое выражение уже при разработке и создании первых конституционных законов во всех социалистических государствах.

Зарубежные правовые системы являлись разновидностями социалистического типа права, отражающими различные формы реализации общих принципов социалистического права. Они наряду с общими чертами обладали конкретными, своеобразными, национальными свойствами, отличающими их друг от друга.

Победа социалистических революций в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки привела к созданию мировой системы социализма. Его развитие сопровождалось совершенствованием правового регулирования отношений между социалистическими государствами. Социалистическое право регулировало отношения не только внутри одного социалистического общества, но и между социалистическими странами. Оно превращалось в международное явление.

Становление советской правовой системы начинается после победы вооруженного восстания в Петрограде в феврале 1917 г. и завершается во второй половине 30-х годов, когда государственная собственность безраздельно возобладала в экономике, а большевистская идеология столь же неоспоримо стала господствовать в духовной жизни общества, включая его правосознание. Такие молниеносные темпы в оформлении принципиально новой правовой системы сопоставимы лишь со скоростью, с какой грандиозные потрясения Beликой французской революции и наполеоновских войн утвердили на Европейском континенте новые правовые институты.

Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием. Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство. Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права на отрасли. И, тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы)39.

После Второй мировой войны возникла восточноазиатская группа социалистической правовой семьи – право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение по отношению к европейско-американской группе социалистического права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Социалистическая  правовая  семья   (или   социалистические   правовые системы) составляет, или точнее  во  многом составляла,  еще  одну  крупную правовую семью.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь» существенное влияние  оказала  первая социалистическая  правовая  система  -  советская.   Национальные   правовы системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай,  Куба) разновидностями советского права.

Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.

Социалистическое  право  обнаруживает  известное  сходство  с  романо-

германской  правовой  системой.   Оно   достаточно   широко   сохранило   ее

терминологию, а  также  хотя  бы  по  внешнему  виду  -  ее  структуру.  Для

советского права характерна  концепция  правовой  нормы,  которая  мало  чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя  из  этого,  многие западные авторы, особенно англичане  и  американцы,  отказываются  видеть  в советском праве оригинальную систему,  и  помещают  ее  в  романо-германские правовые системы.

Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право —это надстройка, отражение определенной экономической структуры.

 Социалистическое   право   обусловлено   ярко   выраженным   классовым

характером. Единственным или  основным  источником  социалистического  права являлось  вначале   революционное   творчество   исполнителей,   а   позднее нормативно-правовые акты,  в  отношении  которых  декларировалось,  что  они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения,  а  затем  - всего   народа,   руководимого   коммунистической   партией.   Принимавшиеся нормативно-правовые  акты,  большую  часть  которых  составляли  подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) фактически  выражали, прежде всего, и главным образом, волю и  интересы  партийно-государственного аппарата.

Социалистическое право  рассматривается  как  реализация  марксистско-

ленинской доктрины. В своих работах советские авторы постоянно ссылались  на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских  руководителей, программу и решения коммунистической  партии.  Такого  рода  документы,  как партийная программа и решения, совершенно  очевидно,  не  образуют  право  в собственном  смысле  этого  слова.  Однако  их  доктринальное  влияние   для советского права неоспоримо, ибо  в  этих  документах  содержится  изложение марксистско-ленинской  теории  в  ее  современном  звучании  по  современным вопросам. Советский юрист, любое другое  лицо,  желавшее  изучать  советское право, должны были постоянно обращаться к ним.

Советское право восприняло от старого русского права  такую  концепцию правовой нормы, которая близка к ее пониманию в  романо-германской  правовой системе. Что  же  касается  категорий  и  институтов,  то  здесь  нельзя  не признать оригинальности советского права. По внешнему виду в  нем  сохранены категории и институты романо-германской системы.

Однако по своему существу они коренным образом обновлены.  В  обществе нового   типа,    основанном    на   иной    экономической    системе,     и руководствующимся иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы.

Советская система права по внешнему  виду  остается  такой  же  что  и система  романо-германского  типа.  Существуют   и   существенные   отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое  право,  появилось колхозное и жилищное право. Советские  авторы  возражали,  чтобы  отличия  в системах права сводились только  к  формальным  моментам,  без  рассмотрения содержания   отраслей   права.   В   государстве   социалистическом   и   не социалистическом встают  различные  проблемы,  марксистско-ленинские  учения требуют их рассмотрения под новым, неиндивидуалистическим углом зрения.

Конституционное право в высшей степени отличается от  конституционного права  западных  стран.  Особенно  характерны  две  черты:   ведущая   роль, отведенная коммунистической партией, и  осуществление  власти  и  управления советами всех уровней. Оригинальность советского права не  сводится  лишь  к характеристике  конституционного  права,  тоже  можно  сказать  и  о  других отраслях: административном праве, уголовном, трудовом,  гражданском  и  т.д.

Юристам западных стран было не понятно административное  право,  которое  не сконцентрировано на охране личности и судебном контроле над  администрацией.

Для  юристов  же  социалистических  стран  основным   была   государственная политика строительства коммунизма: идея судебного контроля они заменили новым  видом  контроля,  осуществляемым представителями народа и общественными организациями.

Еще одним важным аспектом социалистического права  является  отрицание советскими юристами частного права. Права, по мнению  теоретиков  марксизма-ленинизма  -  это  не  более  чем  аспект  политики,  инструмент   в   руках господствующего класса. В этой концепции  не  остается  места  для  частного права, которое претендовало бы на независимость  от  каких  бы  то  ни  было предвзятых мнений и политических обстоятельств; «право -  это  политика,  и, наоборот, то, что не является политикой, не является правом».

Для советской правовой системы остались чуждыми идея господства  права и  мысль  о  том,  что  надо  изыскивать  право,   соответствующее   чувству справедливости, основанному на примирении,  согласовании  интересов  частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было  теснейшим  образом связано с государственной политикой, являлось  ее  аспектом,  обеспечивалось партийной властью и принудительной силой  правоохранительных   (карательных) органов.  В теории  исключалась возможность для судебной практики  выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль  строгого  толкователя права.  Это  принципиальная  позиция  в  какой-то   мере   подкреплялась   и отсутствием в стране судебной «касты», которая претендовала бы на то,  чтобы стать независимой от государственной власти, если не  соперничающий  с  ней.

Несмотря на конституционный принцип  независимости  судей  и  подчинения  их только закону, суд оставался инструментом  в  руках  господствующего  класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде  всего  его  интересы.

Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и  исполнительную ветви власти. В  СССР  трудно  было  найти  что-либо  подобное  контролю  за конституционностью законов.

В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую  очередь в бывшем СССР,  социалистическое  право  (за  исключением  некоторых  стран) практически перестало существовать. Это  в  очередной  раз  доказывает,  что когда  государство  ставит   себя   выше   права,   когда   право   является «инструментом в руках господствующего класса или партии» - такое  государство заранее обрекает себя на развал и гибель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что в ходе данной работы были выполнены поставленные в введении задачи по определению социалистического типа государства, своеобразия формы правления государств социалистического устройства и рассмотрению возникновения и особенности социалистического права.

Таким образом, посредством анализа мы можем вывести общие и присущие только социалистическому государству особенности:

  • Советская и народно-демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей;

  • Соотношение классовых сил, борьба классов внутри государства;

  • Отсутствие эксплуататоров и эксплуатируемых слове населения;

  • Формирование государственного правления, на примере государств социалистического устройства, сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением «диктатуры пролетариата», которая затем превращалась в безраздельное господство партократии;

  • Формой политической организации общества признавались Советы, народные (национальные) собрания, сосредоточившие в своих руках и законодательную власть, и контроль за исполнением законов, управлением государством

  • Признается выборность органов государственной власти, подконтрольность исполнительных органов советам, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти для нижестоящих;

Информация о работе Социалистическое государство