Система правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов.
1.2 Система правоохранительных органов.
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов.
2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации.
2.1 Судебная система Российской Федерации.
2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации.
2.3 Органы юстиции Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 55.23 Кб (Скачать файл)

                                       Воронежский институт МВД России

                    Кафедра теории и истории государства  и права 

 

 

 

                                          

                                                КУРСОВАЯ  РАБОТА 

                 По дисциплине: «Теория государства и права России» 

 

                   На тему: « Система правоохранительных органов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.

1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов.

1.2 Система правоохранительных  органов.

1.3 Правовое регулирование (правовая  основа) правоохранительных органов.

2. Функции правоохранительных органов  Российской Федерации.          

2.1 Судебная система Российской  Федерации.        

2.2 Государственные органы обеспечения  безопасности Российской федерации.

2.3 Органы юстиции Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ  является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.

При этом вне зависимости оттого, что Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, понятно, что для того, чтобы права и свободы осуществлялись необходимо обеспечивать систему их защиты. Этим и занимаются правоохранительные органы, которые в своей деятельности основываются, прежде всего, на Конституцию. Так согласно ст. 16 Конституции РФ правоохранительные органы являются составной частью Российской правовой системы.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.

Эффективность деятельности правоохранительных органов в целом и эффективность деятельности отдельных органов правоохранительной системы во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу административно-правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия правоохранительных органов, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ правоохранительных органов является одним из приоритетных направлений в изучении правоохранительных органов.

Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и задачи правоохранительных  органов;

- построить логическую систему  правоохранительных органов;

-изучить систему правоохранительных  органов;

- рассмотреть правовое регулирование  правоохранительных органов;

- рассмотреть структуру правоохранительных органов 

 

Задачи исследования  состоят в:

- определение содержания, структуры, задач и механизмов реализации  правоохранительной функции, а также  набора и классификации, правового  статуса и особенностей организации  осуществляющих её органов;

- разграничение правоохранительной  деятельности в соответствии  с принципом разделения властей;

- определение основ взаимодействия  органов, осуществляющих правоохранительную  функцию в различных ветвях  власти; выделение из всей совокупности  органов, осуществляющих правоохранительную  функцию, собственно правоохранительных  и тех, что осуществляют в основном  правоприменительную деятельность;

- уточнение роли судов в реализации  правоохранительной функции государства;

- определение роли и специфики  деятельности органов юстиции Российской Федерации;

- раскрытие роли и содержания  правоохранительной деятельности.

Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.

 

1.1. Понятие и задачи правоохранительных  органов

  Государство, будучи создателем  права (законов) одновременно является  и первым заинтересованным субъектом  в его исполнении. Для этого  государством создаются специальные  органы, которые будут охранять  право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача  этих органов – правоохрана, охрана  права, закона, норм многообразной  и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование  этих органов – правоохранительные  органы. Попытаемся дать исчерпывающее  понятие правоохранительным органам, ибо только наличие точного  определения позволит нам определиться  с относимостью к правоохранительным  органам того или иного стоящего  на службе государства органа, службы.

  Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства1» . При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита». 

  Из данного определения важно  выделить два ключевых признака  правоохраны, а равно и правоохранительных  органов: 1) осуществление правоохраны  исключительно государственными  органами и 2) возможность принудительного (силового) осуществления законности.

  Легального определения правоохранительных  органов в законодательных и  иных актах мы не находим, несмотря  на то, что само понятие употребляется  во многих нормативных актах (как  на федеральном, так и региональном  уровнях), международных соглашениях, поэтому на основе имеющейся  научной и учебной литературы  попытаемся вывести собственное  определение.

  ______________

1 Правоохранительные органы: Учебник  для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007. – с. 14.   

Как верно отмечает Фокин В.М., термин «правоохранительные органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности,  общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями2 .           

    Правоохранительные органы  составляют определенным образом  обособленную по признаку профессиональной  деятельности самостоятельную группу  органов государства, имеющих свои  четко определенные задачи. Эти  задачи состоят: либо в восстановлении  нарушенного права, например в  области гражданских правоотношений;  либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное  право невозможно (при совершении  некоторых преступлений, например  при убийстве); либо в восстановлении  нарушенного права и наказании  одновременно, когда возможность  восстановить нарушенное право  имеется, но правонарушитель заслуживает  еще и наказания3 .

  Итак, в общем представлении  правоохранительные органы мы  можем определить как государственные  органы, специальной функцией которых  является противодействие правонарушениям  и обеспечение законности. Более  развернутое определение дается  Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме .

  Существенными признаками данного  определения являются: а) права и  обязанности правоохранительного  органа урегулированы нормами  права; б) каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; в) принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; г) определенная

_____________

2 Фокин В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М.: «Былина», 2006. - с.5.

3 Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: Спарк, 2006. – с. 16.

процессуальная форма осуществления специфических действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный орган к правоохранительному. Те же признаки были указаны Гуценко и Ковалевым при определении не непосредственно правоохранительных органов, но и правоохранной деятельности государства, что по сути, совершенно идентично в данном случае, поскольку деятельность государства, так или иначе, осуществляется через определенные органы.

  Согласившись с исследователями, добавим лишь, что законодателю  следовало бы выработать собственное  легальное определение исследуемого  понятия, поскольку в российском  законодательстве не имеется  полного перечня правоохранительных  органов и не указан критерий, по которому те или иные  органы могут быть отнесены  к правоохранительным. И на практике зачастую законодатель оперируя понятием «правоохранительные органы» в разноуровневых актах, пренебрегает дачей его определения, раскрытия его содержания, тем самым складывается ситуация, когда различный объем органов включается в разряд правоохранительных. Об этом часто упоминается при обсуждении проектов федеральных законов, в которых может фигурировать данное понятие. И это не только необходимо с точки зрения юридической техники (иметь четкое определение юридических терминов), но и с точки зрения определения правовой природы значительного числа органов государства и нескорых других публичных образований гражданского общества.

  Не следует смешивать понятия  «правоохранительные органы» и  «органы охраны общественного  порядка (правопорядка)». Последние - это те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова4 .

  Как верно подмечает Божьев В.П. , при общей характеристике такой параметр как основные направления деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.

 

 

1.2. Система правоохранительных  органов

   Как уже было сказано, современная российская нормативная  база не имеет в своем арсенале  единого законодательного акта  или иного документа, в котором  четко были бы прописаны как  определение правоохранительных  органов, так и полный перечень (может быть с возможностью  расширения) государственных органов  и служб, относимых к правоохранительным. Существующей нормативной базы, как нам кажется, не достаточно, поэтому нужен нормативный акт, прописывающий их задачи, полномочия – т.е. представляющий цельную концепцию правоохранительных органов Российской Федерации.

  В то же время, анализ массива  национального законодательства  Российской Федерации, где упоминается  дефиниция «правоохранительные  органы» позволяет нам сделать  вывод о том, что вкладывает  в правоохранительные органы  законодатель. Так, например, в Указе  Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью5» в п.1 Положения дается перечень правоохранительных органов: «Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и

____________

4 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные  органы. / Под ред. К. Ф. Гуценко. М.:Издательство «Зерцало», 2007. — с.7.

5 Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22 апреля 1996 г., - № 17 - Ст. 1958

 

психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов…» - т.е. все перечисленные органы относятся к правоохранительным, хотя при этом оговаривается «и другие правоохранительные органы», что скорее всего позволяет расширить имеющийся список внутренними войсками.

Вышесказанное позволяет нам сделать серьезный вывод о возможности различия понятия «правоохранительные органы» в теории и на практике в нормативных актах. В теории используется широкое понятие правоохранительных органов (иногда включающих даже частные охранные предприятия), а в нормативных актах – крайне узкое. И на наш взгляд такая позиция вполне обоснована, потому что в теории, под объединение массы органов под шапкой «правоохранительные» ставит целью подробное рассмотрение и изучение всей надстройки правоохраны, созданной государством, а на практике – постановка и реализация узкого спектра конкретных задач правоохранительных органов.

Информация о работе Система правоохранительных органов