Система государственных органов (органы власти, органы управления, правоохранительные органы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

В работе будут рассмотрены не только понятие и признаки государственных органов, но и их основная классификация, разобрана система государственных органов Российской Федерации. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определенных результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Поэтому для изучения данного вопроса использовались, прежде всего, Конституция Российской Федерации, а также нормативные акты, научно-учебные пособия: Дмитрука В. Н. «Теория государства и права», Комарова С. А. «Общая теория государства и права», Исаева И.А. «История государства и права России», Чиркина В. Е. «Конституционное право зарубежных стран» и другие учебные пособия; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

Содержание

Введение
1)Понятие государственного органа и его признаки
2)Классификация государственных органов
3) Система государственных органов в РФ
3.1)Органы законодательной власти
3.1.1)Совет Федерации
3.1.2)Государственная Дума РФ
3.2)Органы исполнительной власти
3.2.1)Правительство РФ
3.3)Судебная власть
3.3.1)Конституционный Суд РФ
3.3.2)Верховный суд РФ
3.3.3)Высший Арбитражный Суд РФ
3.4)Президент РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИН.ПРАВО.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

                   Автономная некоммерческая организация

«Поволжский экономика – юридический

колледж»

 

             

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:             

 

Административное  право

На тему: система государственных органов (органы власти, органы управления, правоохранительные органы).

 

                                    Выполнила Кабанова А.А

                                студентка     2      курса,

                                 заочного        отделения

                                                специальности: право

                                      и социальное обеспечение

 

                                    Руководитель: Соколов Д.В.

 

г. Самара   

                      

 

Содержание

Введение

1)Понятие государственного органа и его признаки

2)Классификация государственных органов

3) Система государственных органов в РФ

3.1)Органы законодательной власти

3.1.1)Совет Федерации

3.1.2)Государственная Дума РФ

3.2)Органы исполнительной  власти

3.2.1)Правительство РФ

3.3)Судебная власть

3.3.1)Конституционный Суд РФ

3.3.2)Верховный суд РФ

3.3.3)Высший Арбитражный Суд РФ

3.4)Президент РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Тема «Конституционная система государственных органов Российской Федерации» является достаточно объемной и актуальной на современном этапе развития права.

Термин «государственный орган» тесно связан с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства - это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным, ведь существует огромное количество государственных органов.

Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках,   компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.

В работе будут рассмотрены не только понятие и признаки государственных органов, но и их основная классификация, разобрана система государственных органов Российской Федерации. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определенных результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Поэтому для изучения данного вопроса использовались, прежде всего, Конституция Российской Федерации, а также нормативные акты, научно-учебные пособия: Дмитрука В. Н. «Теория государства и права», Комарова С. А. «Общая теория государства и права», Исаева И.А. «История государства и права России», Чиркина В. Е. «Конституционное право зарубежных стран» и другие учебные пособия; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

Основными методами, использованными в данной работе, являлись исследования научного материала по данной теме, его позитивный и критический анализ.

Я выбрал именно эту тему для своей работы чтобы изучить, насколько органы всех ветвей власти важны для управлении государством. Также мне кажется, что вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.


 

  1)Понятие государственного органа и его признаки

Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является государственный орган.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.1

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие "государственный орган" можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

Каждый государственный орган имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенция государственного органа - это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

1)              путем издания предписаний общего характера (издание
нормативных актов);

2)              путем принятия предписаний индивидуального характера (акты
применения);

3)              путем осуществления организационной деятельности;

Все государственные органы образованы и действуют на основе пра­вовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:

1.              Государственный орган, обладая определенной самостоятельностью,
служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и
прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства
его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в
порученной области;

2.              Органы государства имеют определенную структуру, они
объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения
которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны
соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых
правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права
и обязанности государственных служащих определяются законом и
обеспечивают их правовой статус;

3.              Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним
закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия).
Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и
функциями, которые решает и выполняет государственный орган.
Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом
государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность,
поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где - обязанность;


4..Государственный орган обладает властными полномочиями, чем и
отличается от государственных учреждений и предприятий.
Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения
правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так
же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения
требований этих актов органы могут применять меры принуждения,
убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их
реализацией;

5.    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета);

6.    Государственный орган активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

7.    Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;

8.    Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

 

9.         Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

10.     Действует от имени государства и по его поручению.

11.     Имеют соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику   и   пр.)   и   финансовые   средства   (расчетный   счет   в   банке,


необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач.

12. В процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т. е может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, государственный орган - это часть (элемент) государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  2) Классификация государственных органов

Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям:

1)              По способу возникновения они подразделяются на первичные и
производные. Первичные органы государства никакими другими органами не
создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке
наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в
установленном порядке, при этом получая властные полномочия от
избирателей (представительные органы). Производные органы в свою
очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными
полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы,
органы прокуратуры и т.д.

2)              По объему властных полномочий органы государства
классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не
являются государственными, к ним можно отнести органы местного
самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают
высшей государственной властью, которая распространяется на всю
территорию государства. Местные же органы государства функционируют в
административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­
винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

3)              По широте компетенции выделяются органы государства общей и
специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на
решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя
законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.
Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на вы­
полнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство
финансов, министерство образования).

4)              По порядку принятия решения (по порядку осуществления
компетенций)   органы   разделяются   на   коллегиальные   и   единоличные


(единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, Государственную Думу РФ, к единоличным же - президента РФ, министра, губернатора.

5)              По принципу разделения властей государственные органы можно
разделить на:

а)              законодательные (Федеральное Собрание РФ, состоящее из
Государственной Думы и Совета Федерации, республиканские и областные
законодательные структуры);

6)              исполнительные (Правительство Российской Федерации,
министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные
правительства, администрации и т. п.);

в) судебные (Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд Российской Федерации, Верховный суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ).

б)              По форме реализации государственной деятельности - на
законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные,
судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы
(Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума и т. д.) призваны
непосредственно выражать в законах волю и интересы общества;
исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства,
ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.
д.) призваны обеспечивать реализации принятых законов и подзаконных
актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные
суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные
споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод
человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы
надзора).

7) По порядку образования - органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы


субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный суд РФ и др.)

8)              По иерархии - на федеральные (Президент РФ, Генеральная
прокуратура и т. п.), республиканские (Президент Татарстана, министерство
внутренних дел Дагестана), местные (губернатор Астраханской области,
правительство Пензенской области и т. п.).

9)           По характеру полномочий - на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т. д.) и органы двойного («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т. д).

10)       По правовым формам деятельности - на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управлении юстиции) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т. д.).

Помимо всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные - для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей.

В структуре государственных органов выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

Таким образом, можно сделать вывод, что в мире существует достаточно разветвленная система классификации государственных органов.

И наше государство не стало исключением.


3) Система государственных органов Российской Федерации

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

*Государственная власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.5

Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах "Президент Российской Федерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Российской Федерации", "Судебная власть". Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Таким образом, к органам законодательной власти относятся Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы, а также представительных учреждений субъектов РФ (например, городская Дума в городе Москве).

*Структуру органов исполнительной власти Российской Федерации составляют


 

            1)Правительство Российской Федерации;

2)    Федеральные министерства;

3)    Государственные комитеты Российской Федерации;

4)    Федеральные комиссии России;

5)    Федеральные службы России;

6)    Агентства Российской Федерации;

7)    Ведомства Российской Федерации;

8)    Иные федеральные органы исполнительной власти.

*В систему судебных органов государственной власти входят:

1)    Конституционный Суд Российской Федерации;

2)    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

3)    Верховный Суд Российской Федерации;

4)    соответствующие суды субъектов Российской Федерации.

При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ 1993 г.). На механизм государства и классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия органов государственной власти в Российской Федерации.


1.1.

Понятие правоохранительной деятельности и ее признаки

В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государстваКонституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 1.. Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.

Исходя из ст. 1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 2.

Человек реализует свои права и свободы не только в личной, но и в общественной жизни — через различные общественные формирования (государственные или негосударственные).

Провозглашая права и свободы человека и гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельностиКонституция Российской Федерации. М., 1993. Ст 8..

Итак, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Из сказанного можно сделать вывод: объектами правоохранительной деятельности являются права и свободы как граждан (физических лиц), так и организаций (юридических лиц).

Правозащитная функция (деятельность) государства реализуется в двух формах.

        Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает следующие механизмы защиты прав и свобод:

o         юридическую ответственность за правонарушения;

o         государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений);

o         применение мер воздействия к нарушителям;

o         восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.

Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.

В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы гражданСм., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. Российская газета от 20 мая 2005 г..

        Практическая реализация законов и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).

С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность, осуществляемую в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

o         правоохранительная деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;

o         правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;

o         правоохранительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;

o         решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;

o         решения правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд;

o         должностные лица правоохранительных органов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный своими неправомерными действиями.

1.2.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие направления деятельностиГуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. М., 2005.:

        конституционный контроль;

        осуществление правосудия;

        выявление и расследование преступлений;

        прокурорский надзор;

        организационное обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи.

Названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Далее, в соответствующих лекциях, будет дана характеристика каждого направления.

1.3.

Система правоохранительных органов

Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными. В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

        Правоохранительные органы уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним.

        Деятельность правоохранительных органов процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

        Лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.

        Решения правоохранительных органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Таким образом, правоохранительный орган — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов.

Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

В последние годы появились и другие негосударственные правоохранительные организации — третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

Исходя из изложенного, правоохранительную систему в России составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.

К государственным правоохранительным органам относятся:

        суд;

        прокуратура;

        органы внутренних дел;

        органы предварительного расследования;

        органы обеспечения безопасности;

        органы юстиции.

К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:

        адвокатура;

        третейские суды;

        частные детективные и охранные предприятия;

        частные нотариусы;

        союзы потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1) Органы законодательной власти.

Законодательные органы - это высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы. В российской Федерации - это государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые Конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, законодательные органы наделены правом утверждения государственного бюджета и правом контроля над деятельностью органов исполнительной власти (Правительства, Президента РФ и т. д.), а также некоторыми иными полномочиями.

Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, яв­ляется наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Как уже было сказано, законодательные органы в Российской Федерации представлены Федеральным Собранием, т. е. парламентом РФ. В соответствии с п. 1 ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из


двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания   посланий   Президента   Российской   Федерации,   посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.


                               3.1.1) Совет Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

1)              утверждение изменения границ между субъектами Российской
Федерации;

2)     утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3)     утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4)     решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5)     назначение выборов Президента Российской Федерации;

6)     отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7)     назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда              Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

8)              назначение на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора Российской Федерации;

9)              назначение на должность и освобождение от должности заместителя
Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:


 

а)              федерального бюджета;

б)              федеральных налогов и сборов;

в)              финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии;

г)              ратификации и денонсации международного договоров Российской
Федерации;

д)              статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е)              войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

                                        3.1.2) Государственная Дума РФ

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты.


Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Таким образом, к ведению Государственной Думы относятся:

1)              дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение
Председателя Правительства Российской Федерации;

2)              решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

3)              назначение    на    должность    и    освобождение    от    должности


Председателя Центрального банка Российской Федерации;

4)            назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5)            назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

 

6)    объявление амнистии;

7)    выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной Думы:

1)    разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;

2)    организуют и проводят парламентские слушания;

3)              способствуют проведению в жизнь положений Конституции
Российской Федерации и федеральных законов;

4)              решают вопросы организации своей деятельности;

5)              рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению
Государственной Думы.


Порядок    деятельности    комитетов    определяется        Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в
Государственной Думе, сформированное на основе избирательного
объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному
избирательному   округу   и              одномандатным   избирательным   округам

именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства, так как она устанавливает общеобязательные требо­вания, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 )Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти - государственные органы власти, признанные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

В структуру органов исполнительной власти, как уже отмечалось выше, входят Правительство РФ, министерства, агентства, комитеты и другие органы исполнительной власти. Наиболее    важные    функции    в    сфере    исполнительной    власти осуществляет      Правительство.     Поэтому     считаю необходимым разобрать данный государственный орган более подробно.

 

 

                              3.2.1) Правительство РФ

«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст. 110 Конституции РФ.

Председатель правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципов сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и Федеральных министров.

Правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющей руководство государственным управлением. Оно имеет разные названия: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет (Китай), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и

ДР-

Правительство возглавляет административную, т. е. исполнительно-распорядительную, деятельность в стране. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Основные функции Правительства Российской Федерации перечислены в статье 114 Конституции РФ 1993 г.


В соответствии с п. 1 ст. 114 Конституции РФ 1993 г.  Правительство РФ осуществляет следующие полномочия:

1)              разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный
бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе
отчет об исполнении федерального бюджета;

2)            обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3)            обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4)              осуществляет управление федеральной собственностью;

5)              осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации;

6)              осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод
граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с
преступностью;

7)              осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ".

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Таким образом, любое Правительство    формируется    на    срок    до    вступления    в    должность


новоизбранного Президента после выборов 7 марта 2004 года, новое вступление должно состояться 7 мая 2004. Президент может отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двукратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.

Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель Госкомимущества, входившие в Президиум Правительства), статус которых не получил однозначного истолкования ни в законах, ни в указах. Во всяком случае, при отставке Правительства они не считаются отставленными и не назначаются заново.

Механизм парламентской ответственности правительства описан в Конституции в общих чертах, поэтому необходимо, на мой взгляд, его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, что институт ответственности - «обоюдоострое оружие», его может использовать как Дума, отказывая в доверии Правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Многие считают, что исполнительная власть является доминирующей в системе «сдержек и противовесов». России нужна сильная исполнительная власть. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно четко. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.


3.3) Судебная власть

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Отношение судебной власти с законодательной и, особенно исполнительной властью не является образцом системы «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит следующие положения: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118). Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120)». На самом деле, судьи не столь независимы как того требует теория разделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти.

Порядок назначения судей большинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнения независимость суда, а тем более представленный характер судебной власти. Хотя, надо заметить, что сейчас введен институт присяжных заседателей, призванной гарантировать независимость судов, однако действенность этого института последнее время, нередко ставиться под сомнение в научной литературе.

Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют и другие федеральные суды.


Считаю необходимым разобрать данные суды более подробно, ибо считаю, что данные суды являются наиболее важными в системе судебной власти.

3.3.1) Конституционный Суд РФ

Особое значение в системе «сдержек и противовесов» имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль. Все осознают полезность этого органа: «Конституционный Суд призван быть высшим органом судебной власти по защите конституционного строя России. Он, мог разрешать вопросы, по спорным действиям органов государственной власти, имеющим конституционное значение, являясь окончательным арбитром в споре между ветвями власти, он эффективно оказывал бы правовое воздействие на политику, не уходя от нее, но исходя из правосознания людей».15

Автор этого высказывания отмечают также, что печальное отсутствие в Конституции 1993 года норм о том, что решение Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, об особой роли Конституционного Суда в приведении к присяге Президента и многом другом. С другой стороны, некоторые говорят о том, что новый Конституционный Суд (действующий на основе Конституции 1993 года и федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ) стал менее политизированным органом, более демократичным (за счет ослабления фигуры Председателя Конституционного Суда), что делает его более действенным и независимым, нежели предыдущие Конституционные Суды (1991 и 1994 года).


Несмотря на некоторые недостатки закона «О Конституционном Суде, мы не можем уменьшать роль этого органа в системе «сдержек и противовесов»; Конституция Российской Федерации 1993 года наделяет Конституционный Суд такими полномочиями, как разрешение спросов между различными государственными органами, разрешение споров о соответствии Конституции важнейших нормативных актов государственных органов, внесение заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно п. 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, "Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ:

а)              федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б)              Конституций республик, уставов, а также законов и иных
нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к
ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению
органов государственной власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ;

в)              договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между
органами государственной власти субъектов РФ;


г) не вступивших в силу международных договоров РФ".

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а)              между федеральными органами государственной власти;

б)              между органами государственной власти РФ и органов
государственной власти субъектов РФ;

в)              между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона,
применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке
установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт
толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения,
признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие
Конституции Российской Федерации международные договоры Российской
Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (статья 125 Конституции Российской Федерации).

Чтобы лучше понять масштабность, роль, значимость Конституционного Суда РФ в действии принципа разделения властей можно использовать следующий пример из судебной практики: "Правительство РФ в нарушении требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных оснований исполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменило их условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым ему органам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариванию чеков на легковые автомобили.


В период действия отсрочки Президент РФ издал Указ "О мерах по либерализации цен" от 3.12.1991 г., которым с 2.01.1992 г. отменено государственное регулирование цен на многие товары, в том числе и на автомобили. Убытки выразились в многократном обесценении стоимости целевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существенным условием договорного обязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевых вкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24.01.92) по мнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР об индексации доходов и сбережений граждан от 24.10.91 г. Конституционный Суд РФ признал: "Правительство действовало противоправно... нарушив имущественные права и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ." Таким образом, в данном случае судебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения.

3.3.2) Верховный Суд РФ

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным  законом  процессуальных  формах  судебный   надзор  за  их


деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, (статья 126 Конституции Российской Федерации).

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что Верховный Суд РФ, как высшее звено системы судов общей юрисдикции, осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принятые Верховным Судом РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Закрепив, таким образом, место Верховного Суда в системе органов судебной власти Российской Федерации и определив его компетенцию, Конституция России ограничила его деятельность от функций других высших судебных органов: Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Решение вопроса о месте Верховного Суда РФ на конституционном уровне означает, что он создан на основании прямой нормы Конституции РФ и его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основный закон страны.

Особое положение Верховного Суда РФ подчеркивается и порядок формирования его состав. Согласно ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении Квалифицированной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители председателя, члены Президиума, председатели коллегий и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении квалификационной коллегии судей этого суда.


Срок полномочий судей Верховный Суда РФ законом не ограничен,

судьи несменяемы, обладают неприкосновенностью и другими гарантиями в

соответствии    с    действующим    законодательством.    Срок    полномочий

народных заседателей Верховного Суда РФ - пять лет.

Председатель верховного Суда РФ, его заместители назначаются на

должность   сроком   на   6   лет.   Могут   назначаться   на   эту   должность

неоднократно, но не боле двух лет подряд. Предельный возраст пребывания в

должности судьи Верховного Суда РФ - 65 лет.

Конституция  РФ,  определив  место  и  роль  Верховного  Суда РФ,

устанавливает следующие его основные функции:

1)    осуществление правосудия;

2)    судебный надзор за деятельностью судов;

3)    осуществление иных полномочий судебной власти.

Структура Верховного Суда имеет следующие основные подразделения: Пленум Верховного Суда; Президиум Верховного Суда; Кассационную коллегию, Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по гражданским делам, Военную коллегию с соответствующими судебными составами.

3.3.3) Высший Арбитражный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным  законом  процессуальных  формах  судебный   надзор  за


деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, (статья 127 Конституции Российской Федерации).

Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны.

В сфере правосудия Высший Арбитражный Суд рассматривает:

1)              дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ,
Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности;

2)              дела об оспаривании ненормативных актов, несоответствующих
закону и затрагивающих права и интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности;

3)              разрешает экономические споры между Российской Федерацией и её
субъектами, а также между субъектами Федерации  ;

4)       рассматривает в порядке надзора дела, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня;

5)       изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснение в целях обеспечения единства судебной практики.

Реализуя возложенные на него функции по созданию условий деятельности арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.


Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Единство судебной системы Российской Федерации находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

Важной чертой судебной власти является участие представителей народа в осуществлении правосудия.

Конституционное положение о праве граждан участвовать в
отправлении     правосудия              развивается     в     судоустройственных     и

процессуальных законах. Оно реализуется путем участия в рассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характер полномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан. Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства.


 

3.4) Президент РФ

Президент Российской Федерации - является верховным представителем государства, на которого возложены задачи, связанные с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства, главой которого он является, за, надежность и устойчивость государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, он отвечает и за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Полномочия Президента РФ:

а) назначает:

1) председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы);


 

2)              заместителей Председателя Правительства и федеральных
министров (по предложению Председателя Правительства);

3)    полномочных представителей Президента Российской Федерации;

4)    высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

5)              дипломатических представителей Российской Федерации в
иностранных государствах и международных организациях (после
консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);

6)              судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и
Высшего арбитражного).

б)              формирует:

1)    Администрацию Президента Российской Федерации;

2)    Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его).

в)              представляет кандидатуры:

1)     Государственной Думе - на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;

2)     Совету Федерации - на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора Российской Федерации.

г)              а также:

1)              утверждает военную доктрину Российской Федерации;

2)              вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и
обнародует федеральные законы;

3)              назначает выборы Государственной Думы; распускает
Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации;

4)    назначает референдум;

5)    является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

6)    вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение;


 

7) решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища; награждения; присвоения почетных званий и высших воинских званий; помилования.

Президент должен управлять самой властью, заставлять ее совокупно использовать самую широкую палитру средств на основе строгого разделения функции. Он организатор работы власти, должен влиять на органы власти, но не командовать ими.

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. "Президент РФ является главой государства" (п. 1, ст. 80, Конституции РФ).

"Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.)".13 Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.

Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он не только выводится за рамки трех властей, но и ставится под ними, что присуще, главным образом, для весьма далеких от демократии форм правления. Он не назван главной исполнительной власти, но объем его полномочий свидетельствует, о его фактическом верховенстве в этой сфере. В  его  статусе закреплены  чрезвычайные единоличные  полномочия:  как


решения об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации, по представлению Президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и председателей Центрального Банка РФ, Генерального прокурора и других.

Заключение

Таким образом, в работе были отражены наиболее существенные классификации государственных органов, разобраны основные государственные органы Российской Федерации. Разумеется, разновидностей государственный органов существует огромное количество, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию.

Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Какими бы ни были разными варианты органов государственной власти можно определить следующее их содержание:

"Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства


обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.   С   одной   стороны,   суд   не   может   присваивать   себе   функции


законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти,

обеспечивая тем самым реальное разделение властей".

Что касается нашего государства, то в России существует много проблем с чиновничьим аппаратом, поскольку из-за огромного количества различных государственных органов нельзя уследить за деятельностью каждого, поэтому на местах некоторые чиновники допускают вольности в своей работе, и самой большой проблемой является казнокрадство и взяточничество. Несомненно, государство стремится искоренить данные явления, но из-за гнетущих проблем более сложного характера строгая направленность этих действий не ощущается. Я считаю, что для того, чтобы добиться изменений в стране в лучшую сторону, необходимо надеяться не только на государство и государственные органы, но и самим стараться способствовать этому.


  Список литературы

1.    Конституция РФ 1993 г.

2.    Комментарий к Конституции РФ 1993 г. М., 1999 г.

3.    Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». М., 1996 г.

4.    Федеральный закон «О конституционном суде Российской Федерации». М, 2004 г.

5.    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. М.,2004 г.

6.    Дмитриев Ю. А. «Правоохранительные органы РФ». М., «Эксмо». 2004 г.

7.              Дмитрук В.Н.  Теория  государства и  права:  учебное  пособие.  - М.:
Амалфея.1998.

8.    Корельский В. Н. «Теория государства и права». М., 2000 г.

9.    Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М.: Юрайт. 1998.

 

10.    Лазарев В. В. «Общая теория государства и права». М., «Юрист». 2001 г.

11.    А. В. Малько «Теория государства и права», М,. «Юрист», 2004 г.

12.    Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М. 1999.

13.    Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: 1999.

14.    Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1997.

15.              Чиркин  В.   Е.   «Разделения   властей»,   «Социальные  и   юридические
аспекты», М., «Государство и право» №8.


 


 


 


 

Информация о работе Система государственных органов (органы власти, органы управления, правоохранительные органы)