Система права и правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятие используется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества. В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль судов, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики.
Задачи курсовой работы направлены на исследование:
- раскрыть понятие системы права;
- изучить характеристику элементного состава системы права;

Вложенные файлы: 1 файл

по ТГП курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

Актуальность и значимость темы курсовой работы заключается в том, что система права в соотношении с правовой системой – это весьма сложный многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли.

    Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два  понятия - «правовая система» и «система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе».

И вот в отношении той или  иной страны использование понятия  «национальная правовая система» очень  важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Система права, касается только самого права, его строения.

Право как система  характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система права характеризуется  объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, для системы права  характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

В-третьих, система права как  целостное образование охватывает все нормы, действующие в той  или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:

1) между элементами нормы права;

2) между нормами, объединенными в правовые институты;

3) между институтами соответствующей отрасли права;

4) между отдельными  отраслями права.

Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Несмотря на то, что вопрос о соотношении правовой системы и системы права в исследовался в работах А.М. Васильевв и В.П. Казимирчук, и других авторов, вопрос о соотношении данных понятий всё равно остается спорным.

Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятие используется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества. В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль судов, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики.

Задачи курсовой работы направлены на исследование:

- раскрыть понятие системы права;

- изучить характеристику элементного состава системы права;

- раскрыть понятие правовой системы;

- раскрыть понятие и структуру правовой системы;

- проанализировать соотношение понятий «система права» и «правовая система»;

- уточнить отрасли права и их институты;

- изучить романо-германскую правовую семью.

Объектом курсовой работы соотношение понятий «системы права» и «правовой системы».

   Предмет курсовой работы- является отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логически.

Структура курсовой работы определятся целями и задачами, которые стоят перед ней. Составляющие структуры введение, две главы, объединяющие параграфы, заключение,  список  использованных источников..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие системы права

1.1. Характеристика элементного состава системы права 

Систему права принято  определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру  права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.

В учебной литературе приводятся и другие определения  системы права, однако всегда подчеркивается, что это:

а) системное образование, то есть не простая совокупность или  сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;

б) объективное явление, поскольку предопределена общественными  отношениями, сложившимися в обществе;

в) обусловленное национальными, историческими, культурными и иными  социальными факторами;

г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.

Система права включает в себя следующие элементы: нормы  права; субинституты права; правовые институты; под отрасли права; отрасли права; крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей - материальное и процессуальное право, частное и публичное право1.        Как справедливо указывается в юридической литературе, система права играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений, что обусловлено тем, что система права: устанавливает устойчивые связи внутри права; способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений; позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов; обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, пединститутов, под отраслей и отраслей права;

создает преемственность  правового прогресса.

Норма права представляет собой первичный, исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании. Правовой институт - это группа норм права, связанных между собой предметно- функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.

Правовой институт может  иметь в своем составе пединституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной инициативы в конституционном праве, пединститут референдума в институте народовластия; пединституты страхования имущества, личного страхования, страхования предпринимательского риска - в институте страхования в гражданском праве.

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права - в конституционном праве, институт местного самоуправления - в государственном праве.

Межотраслевые институты  регулируют отношения, которые относятся  одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву; институт договора - к трудовому, гражданскому, международному, государственному праву; институт юридической ответственности – практически ко всем отраслям.

Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например, в гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве - конституционное правосудие.

Самым крупным элементом  системы права (не считая объединения  отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты.

Отрасли различаются  между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.

Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод - какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования  составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если, во-первых, они отличаются устойчивостью, повторяемостью; во-вторых, государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в охране и защите их; в-третьих, отличаются способностью к внешнему контролю - судебному, административному, со стороны государства.

Метод правового регулирования позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их;

характер санкций. Существует два главных метода регулирования общественных отношений - императивный и диспозитивный.

Императивный (властный, авторитарный) метод основан на подчиненности субъектов общественных отношений; содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, то есть, как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения: содержит карательные санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный (автономный) метод предполагает равенство субъектов, возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права. Этот метод присущ гражданскому, семейному праву.

В качестве дополнительных методов называют поощрительный, рекомендательный, альтернативный.

Методы правового регулирования  тесно взаимосвязаны и нередко  используются в сочетании друг с другом.

В процессе научных дискуссий  по поводу системы права называют и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования. С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режима, т.е. метода регулирования, который определяет способы регулирования - дозволения, запреты и связывания. В юридической литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий - юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юридического результата. Действительно, двух критериев не всегда достаточно. Как свидетельствует практика, нормы материального права требуют для своей реализации соответствующих процессуальных норм, что придает определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права.

Вместе с тем высказывалось  мнение о том, что механизм правового регулирования предполагает не разные предметы и методы правового регулирования, а единые предмет и метод (проф. В.Д. Сорокин), поскольку в обществе существуют два вида отношений: социально-нравственные и социально-правовые.

Социально-правовые отношения требуют единообразного воздействия на общественные отношения со стороны государства. Таким образом, здесь один предмет регулирования - общественные отношения и один метод - государственно-властное воздействие на эти отношения. Но в зависимости от средств правового воздействия, которые применяет государство, В.Д. Сорокин выделяет в структуре единого метода три типа правового регулирования: гражданско-правовой, то есть с помощью дозволений; административно-правовой - посредством предписаний обязывающего характера; уголовно-правовой - посредством запретов.

Представляется, все три  средства правового воздействия  присутствуют преимущественно в указанных отраслях, но использование этих средств возможно и в других отраслях. Например, в гражданском праве есть не только дозволения, но и предписания обязывающего характера. Так, в ст. 1104 ГК РФ установлено: «Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре». Содержит Гражданский кодекс и запреты, например ст. 22 ГК РФ о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина. Уголовный кодекс помимо запретов содержит и дозволения, например о допустимости добровольного отказа от преступления (ст. 31 УК РФ), или дозволение необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), или освобождение от уголовной ответственности (ст. 76 УК РФ).

Информация о работе Система права и правовая система