Международное право как особая правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:50, реферат

Краткое описание

Международное публичное право представляет собой особую правовую систему. Его принципы образуют фундамент мирового порядка, основанного на законности. Его формы выступают как основные и необходимые инструменты регулирования межгосударственных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

мп 1.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

Международное право как особая правовая система

Международное публичное  право представляет собой особую правовую систему. Его принципы образуют фундамент мирового порядка, основанного  на законности. Его формы выступают  как основные и необходимые инструменты  регулирования межгосударственных отношений.

Принятая в 1993 г. Конституция  Российской Федерации определила место  международного права в национальной правовой системе. Пункт 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации гласит: «Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Этот факт ознаменовал  признание Россией своей принадлежности к единому мировому сообществу и  окончательное отрешение от концепций  раздела мира на самостоятельные  мировые системы. Конституция подтвердила  ответственность и готовность государства  следовать установленным современным  международным правом правилам сосуществования  и сотрудничества в едином мировом  пространстве. Конституция Российской Федерации отразила универсальный  процесс взаимодействия и взаимозависимости  международного и внутригосударственного права, инкорпорировав в Основной закон  государства общепризнанные принципы международного права.

Сущность определенного  в Конституции Российской Федерации  статуса международного права, его  места и роли в правовой системе  страны могут быть раскрыты лишь на основе глубокого изучения специфики  международного права, особенностей его  субъектов, форм нормотворчества, применения международно-правовых норм.

Международное право, обладая  основными признаками права, являет собой особую, специфическую систему  права. В отличие от внутригосударственного права, которое регулирует общественные отношения, складывающиеся внутри данного  государства, международное право  представляет собой созданную и  развивающуюся на основе согласования воль государств систему юридических  норм, регулирующих отношения, возникающие  в рамках мирового сообщества, главным  образом, взаимоотношения между  государствами.

Международное право функционирует  в рамках межгосударственной системы. Предметом регулирования международного права являются отношения:

— между государствами - двусторонние и многосторонние;

— между государствами  и международными организациями;

— между международными организациями;

— между государствами  и национальными политическими  организациями, возглавляющими борьбу за национальную независимость;

— отношения между другими  субъектами международного права.

Международное право отличается от внутригосударственного права не только по объекту регулирования, но и по особому способу образования  норм, по способам функционирования. Поскольку  субъекты международного права неподвластны какой-либо надгосударственной власти, так как в межгосударственной системе не существует судебных и  исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, применение норм международного права существенно отличается от функционирования и применения внутригосударственного права. Международное право обеспечивается добровольным соблюдением или принуждением. Принуждение в международных  отношениях не носит решающего характера. Многочисленные идеи создать в международных  отношениях наднациональную силу принуждения  не оказались продуктивными. Более  значимым в международном праве  является общее согласие, общая договоренность, отвечающая как интересам отдельных  государств, так и общим интересам  человечества. В основе такого подхода  лежит признание приоритета общечеловеческих ценностей во имя решения глобальных проблем, таящих в себе угрозу выживанию человечества. Одновременно следует признание, что взаимосогласованность действий государств невозможна без нормативного регулирования происходящих в межгосударственных отношениях процессах.

В случае необходимости выполнение норм международного права обеспечивается принуждением, осуществляемым самими субъектами международного права (государствами, а также международными организациями). Следовательно, подходить к международному праву исключительно с мерками  национального права было бы неверно. Вместе с тем сравнение международного права и внутригосударственного права допустимо, связь между  этими системами права не только существует, но и усиливается.

Вопросы возникновения и  периодизации международного права  до настоящего времени остаются дискуссионными. Среди ученых преобладает мнение, что абсолютно точная датировка  практически невозможна и любая  периодизация является условной.

Современное международное  право непосредственно связано  с принятием 10 октября 1945 г. Устава Организации  Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании  международных отношений и нормативно закрепил такие важнейшие принципы международного права, соблюдение и  уважение которых способно реально  обеспечить всеобъемлющую безопасность всех проживающих на планете Земля.

Следование принципам  международного права — единственно  возможный сегодня образ жизни  для каждого народа, для каждого  государства. Они гарантируют обеспечение  каждому народу свой путь развития, его экономическую, политическую, военную  безопасность, уважение самобытности каждой страны, отвечают национальным интересам любого государства.

Таким образом, сложилась  современная система международно-правовых норм, в значительной мере отличающихся от старого международного права. Наряду с признанными принципами, такими, как принципы суверенного равенства  государств, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных  обязательств, появились новые важнейшие  принципы международного права. Это  — неприменение силы и угрозы силой; равноправие и самоопределение  народов; нерушимость границ; территориальная  целостность государств; мирное разрешение споров; уважение прав человека; сотрудничество; ответственность государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, апартеид и др.).

Современное международное  право - это право, основанное на признании  взаимозависимости мира и его  многообразии. Его развитию способствовало окончание «холодной войны», прекращение  использования международных организаций  в качестве арены идеологического  противоборства, расширение экономического сотрудничества государств. Вместе с  тем распад Советского Союза, революции  в странах Восточной Европы, появление  значительного числа новых независимых  государств поколебали устои международного права, во многом основанные на противовесе  двух «великих держав», потребовали  его трансформации с учетом новых  реалий.

Сложившаяся в мире геополитическая  ситуация, обострение традиционных глобальных проблем и появление новых  ставят вопрос о всеобщем признании  примата права в международной  политике. Это означает прежде всего  безукоснительное следование принципам  и нормам международного права, превращение  международного права в незаменимый  инструмент достижения общих для  всего человечества целей. Обеспечение  примата международного права в  политике государств определяет необходимость  повышения роли международных механизмов функционирования международного права, включая международные организации, международные суды и арбитражи, развитие контрольных органов, наблюдавших  за выполнением государствами международных  обязательств.

Понятие международного права

Международное право — сложный комплекс юридических  норм, создаваемых государствами  и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения;

В этом вводном  и лаконичном определении выражены наиболее существенные черты международного права. Для его более полного понимания необходимо учитывать и другие признаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.

Международное право по его изначальным характеристикам — совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений — родственно праву государства (внутригосударственному, национальному праву), являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Международному  праву как терминологической  категории присуща определенная степень условности. Исторически  сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право"* не вполне адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском  праве термин "jus gentium" ("право народов")**.

Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно  не народами непосредственно, а главным  образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

 

 

 

§ 3. Международное  право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась  характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

* Нередко один и тот же  международный договор включает  нормы, посвященные отношениям между государствами, между государствами и юридическими и физическими лицами, а также между самими юридическими лицами и между индивидами различных государств (таковы, например, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров и др.).

Существенное значение имеет и  предмет правового регулирования: у внутригосударственного права— это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права — это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

Итак, в принятом понимании международное  право — это самостоятельная  правовая система. Согласно же действующей  Конституций Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы -— это составная часть правовой системы государства.

Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой  трактовки правовой системы, не ограничивая  ее совокупностью юридических норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терминологию. Не случайно использовавшаяся в нескольких проектах Конституции формула, согласно которой принципы и нормы международного права, международные договоры рассматривались как "часть права" Российской Федерации, была заменена при отработке окончательного текста.

Распространившееся в нашей  науке понимание правовой системы  как категории, воплощающей в  себе и непосредственно право как совокупность юридических норм, и правосознание, и складывающиеся на основе норм правоотношения, и правоприменительный процесс в целом, ни в коей мере не препятствует "проникновению" международно-правовых принципов и норм в российскую правовую систему, как и в правовую систему любого другого государства. Иначе говоря, признаются возможность и реальное участие международно-правовых норм в регулировании определенных внутригосударственных отношений, во внутригосударственном правоприменении.

В юридической литературе есть попытки  усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" применительно к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено, очевидно, тем, что. УКРФ„ как сказано в ч. 2 ст..1,: лишь "основывается" на нормах международного права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК, регулирования.

Информация о работе Международное право как особая правовая система