Экологическое право в системе правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:25, реферат

Краткое описание

Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.
Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:
1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Вложенные файлы: 1 файл

почти готов.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

1.

Объекты экологического права  – окружающая среда и ее отдельные  элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и  внешне противостоящие законодателю и  субъектам экологического права.

Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:

1) естественные экологические  системы, озоновый слой атмосферы;

2) земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный  воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический  фонд, природные ландшафты;

3) особо охраняемые природные  территории (государственные природные  заповедники, природные заказники,  национальные парки, памятники  природы), редкие или находящиеся  под угрозой исчезновения животные  и растения и места их обитания.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:

– на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные  комплексы;

– объекты особой охраны, к которым отнесены государственные  природные заповедники, в том  числе биосферные государственные  природные заказники, памятники  природы, национальные, природные и  дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности  и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного  проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов  РФ;

– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное значение, континентальный  шельф и исключительная экономическая  зона РФ, а также редкие или находящиеся  под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места  их обитания.

Окружающая среда является операционным базисом многообразной  человеческой деятельности, совокупностью  естественных элементов, созданных  природой, в большей или меньшей  мере преображенных человеком и  составляющих в данном месте и  в данное время условия жизни  людей; весь материальный мир, находящийся  вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для  размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и др.

Природный объект – индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Признаки природных объектов:

– естественное происхождение;

– взаимосвязь с экологической  системой природы;

– внешние функции жизнеобеспечения.

К природным объектам относятся  земля, недра, поверхностные и подземные  воды, леса, животный мир, растительный мир (вне лесов), атмосферный воздух, морская среда, континентальный  шельф.

Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального) возникает необходимость изменения  круга объектов правового регулирования. В ряде случаев выделяют следующие  новые объекты: биологические ресурсы, генетические ресурсы, экологический  правопорядок, экологическая безопасность, биобезопасность генно-инженерно-модифицированных организмов.

Таким образом, на основании  вышеизложенного  можно сделать  вывод о том, что понятия природные  ресурсы и объект экологического права соотносятся как часть  и целое. Как уже было отмечено ранее природные ресурсы являются одним из объектов экологического права.

2.

Национальные парки в  России относительно новый вид особо  охраняемых природных территорий. Первые национальные природные парки в  России- «Лосиный остров» и «Сочинский»- были созданы лишь 1983 г.

С учетом специфики данного  вида особо охраняемой территории и  задач, которые на них возлагаются  при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

- заповедная зона, которая  предназначена для сохранения  природной среды в естественном  состоянии и в границах которой  запрещается осуществление любой  экономической деятельности;

- особо охраняемая зона, которая предназначена для сохранения  природной среды в естественном  состоянии и в границах которой  допускаются проведение экскурсий,  посещение такой зоны в целях  познавательного туризма;

- рекреационная зона, которая  предназначена для обеспечения  и осуществления рекреационной  деятельности, развития физической  культуры и спорта, а также  размещения объектов туристской  индустрии, музеев и информационных  центров;

- зона охраны объектов  культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов РФ, которая предназначена для сохранения  указанных объектов и в границах  которой допускается осуществление  необходимой для их сохранения  деятельности, а также рекреационной деятельности;

- зона хозяйственного  назначения, в границах которой  допускается осуществление деятельности , направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

Зона традиционного экстенсивного  природопользования, которая предназначена  для обеспечения жизнедеятельности  коренных малочисленных народов  РФ и в границах которой допускается  осуществление традиционной хозяйственной  деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования ( ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ).

Запрещая на территории национального  парка в принципе любую деятельность, которая может нанести ущерб  природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и  которая противоречит целям и  задачам национального парка, ФЗ «Об особо охраняемых природных  территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ (ст.15) одновременно перечисляет определенные виды запрещенной  деятельности. В этот перечень входят:

- разведка и разработка  полезных ископаемых;

- деятельность, влекущая  нарушение почвенного покрова  и геологических обнажений;

- деятельность, влекущая  изменения гидрологического режима;

- предоставление на территориях  национальных парков садоводческих  и дачных участков;

- строительство магистральных  дорог, трубопроводов, линий электропередачи  и других коммуникаций, а также  строительство и эксплуатация  хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием  национальных парков;

- заготовка древесины  ( за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, других недревесных лесных ресурсов, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

- движение и стоянка  механизированных транспортных  средств, не связанные с функционированием  национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

- организация массовых  спортивных и зрелищных мероприятий,  организация туристских стоянок  и разведение костров за пределами  специально предусмотренных для  этого мест;

- вывоз предметов, имеющих  историко-культурную ценность.

Одновременно в национальных парках, расположенных  в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласования с дирекциями национальных парков.

Организация рекреационной  деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков особой охраны национальных парков.

В целях организации рекреационной  деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности, земельные  участки в соответствующих функциональных зонахмогут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «  Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ национальные парки  учреждаются постановлением Правительства  РФ, принимаемым на основании представления  органов государственной власти субъектов рФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки относятся к особо охраняемым территориям регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

В зависимости от экологической  и рекреационной ценности природных  участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого, на территориях природных  парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Важнейшими элементами обеспечения  правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически  сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

3.

 Экологические правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, которые возникают в результате взаимодействия человека и природы. Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах Российского государства. В то время охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности и интересов государ-ства. Например, в 1016 г. в «Русской правде» предусматривался штраф за уничтожение или повреждение дупла, наполненного сотами с медом. За кражу бобра предусматривался такой же штраф, как и за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду рассматривалась как кража имущества. Особое отношение к охране лесных ресурсов появилось и по военным соображениям. Уже с XV! в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. Строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте.

Если требования в сфере  природопользования и охраны природных  объектов осуществлялись в рамках института  права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в санитарном законодательстве. Потребность  в таких нормах в России возникла в XVII в. В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Согласно Уложению 1845 г. фабрика или завод, находящиеся городе или вне города, признанные по закону

вредными для чистоты воздуха или воды, уничтожаются за счет виновного, и он подвергается аресту либо денежному взысканию.

В 1833 г. были изданы правила, которые предусматривали, что все  вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть поглощаемы или сжигаемы.

В советский период, вплоть до 1970 г. в развитии законодательства регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным  ресурсам. Что касается собственности  на природные ресурсы, то в 1917 г. была проведена сплошная национализация земли вместе со всеми природными ресурсами. При регулировании охраны природы учитывались преимущественно  интересы охраны здоровья человека, а  не всех живых организмов. Забота об охране природы и лучшем использовании  природных ресурсов была признана как  одна из важнейших государственных  задач в 1972 г.

В 2002 г. был принят Закон  «Об охране окружающей среды». Данный закон определяет задачи всего природоохранительного  законодательства РФ, он регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

Развитие рыночных отношений  в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических правоотношений.

В условиях рынка появляются некоторые новые явления: введение многообразия форм собственности на природные ресурсы, банкротства  и ликвидации предприятий и иных объектов. Соответственно в законодательстве должны содержаться нормы, обеспечивающие соблюдение требований экологического законодательства.

вовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов животного и растительного мира, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами, отходами и т. д. То есть особенная часть включает в себя регулирование как бы отдельных частей экологического права, его подотраслей. Например земельная, водная, лесная, горная отрасли права являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе права окружающей среды они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру строения. Данные отрасли права призваны обеспечить охрану и рациональное исполь-зование отдельных природных ресурсов.

Информация о работе Экологическое право в системе правовых норм