Система органов единого Русского государства (конец XVв. – первая половина XVI в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

В конце XV - начале XVI в. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дво¬рец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появ¬ляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдель¬ные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю тер¬риторию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы - Тверс¬кой, Новгородский, Рязанский и др.

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГП.docx

— 30.97 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волгоградский филиал

 

 

 

Юридический факультет 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА 

И ПРАВА

 

 

Система органов  единого Русского государства (конец XVв. – первая половина  XVI в.).

 

                                                            Выполнил 

                                                            студент группы: БКЮЗ-100

Ф.И.О.  Лавренко Р.В.

 

                                                            Проверил:  Ломов В.С.

 

 

 

 

 

 

                                                                      Волгоград

2013

В конце XV - начале XVI в. формируются  общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы - Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования органов государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI в[1].  
Образование приказной системы. Появление приказов – органов центрального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.  
Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам – дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» в своего рода отрасли управления. Стоявшие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI в. возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов. Условно процесс формирования приказов можно представить следующей схемой:  

                         «ПУТЬ»  
                         (постоянное поручение, «отрасль» управления)


 

 

 

«ПРИКАЗ» (разовое поручение)


«ИЗБА» (канцелярия)


ПРИКАЗ  
(центральное государственное учреждение)


 

 
Во второй половине XVI в. приказными становятся почти все отрасли государственного управления. Важнейшую роль в государственной системе играли общегосударственные приказы: Казенный (известен с 1512 г., хранил царскую казну и печать); Разрядный (впервые упомянут в 1531 г., ведал служилыми людьми, назначал воевод в полки, руководил военными действиями); Посольский (существовал с 1549 г., вел дипломатическую переписку, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных); Поместный (выделился из Разрядного приказа после 1555 г., ведал наделением дворян поместьями, производил описания земель, рассматривал споры по земельным делам).  
Военные функции, кроме упомянутого выше Разрядного приказа, выполняли также Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Пушкарский приказы и Приказ каменных дел. Последний занимался главным образом строительством крепостей и укреплений. Общегосударственное значение имели также Разбойный, Земский (осуществлял как и Разбойный приказ, административно-полицейские функции, но только по Москве и Московскому уезду), Ямской и некоторые другие приказы. Особое место занимал Челобитный приказ, учрежденный в 1550 г. и занимавшийся приемом и разбором челобитных грамот, поступавших на имя царя. Этот приказ являлся своеобразным контрольным органом государства.  
С 60-х гг. XVI в. стали создаваться территориальные, или областные, приказы. Они осуществляли государственное управление на присоединявшихся к Русскому государству землях.[4] Первым таким приказом был Приказ Казанского дворца. В 90-х гг. XVI в. создаются судные приказы, заведовавшие судами для служилых людей на определенной территории: Московский, Владимирский, Дмитровский и Казанский. Функции ряда приказов были ограничены управлением царским дворцом и хозяйством: Приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. Эти приказы относились к группе дворцовых и подчинялись непосредственно царю.  
Характерной особенностью приказной системы было сосредоточение в

 

ведении приказов не только управленческих, но и судебных функций. Поэтому бояре, возглавлявшие приказы, обычно именовались судьями. Помощниками боярина-судьи являлись дьяки. Они ведали делопроизводством, выполняли отдельные поучения, руководили структурными подразделениями - столами. В штат приказов входил делопроизводственный персонал - подьячие, подразделявшиеся на старших, средних и младших.  
В 30- 50-х гг. XVI в. была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялась и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами. 
Губные учреждения осуществляли административно-полицейские и судебные функции на местах. Они состояли из губных изб воглаве с одним -двумя губными старостами, избиравшимися дворянами и детьми боярскими. В помощь старостам выбирались из состоятельных крестьян и посадских людей губные целовальники (они, принося присягу, целовали крест) и полицейские чины: сотские, пятидесятские, десятские. Губным избам была подчинена территория округа - губа, первоначально совпадавшая с волостью или городом, а позднее Включавшая в свой состав один - два уезда. Контроль за деятельностью губных органов осуществлял Разбойный приказ. В нем же утверждался в должности избранный губной староста.  
Земские учреждения возникли позднее губных. В ведении земских изб находился сбор казенных податей, надзор за исполнением повинностей, разбор гражданских и незначительных уголовных дел. Состав земских изб также формировался путем выборов. В уездах и волостях крестьяне черносошных и дворцовых земель и посадские люди избирали из своей среды «излюбленных голов» - земских старост и «лучших людей» - земских целовальников и судей. Территория, на которой действовала земская изба, совпадала с городом или волостью. Однако проживавшие на ней бояре и дворяне были изъяты из компетенции земских органов. Земские избы были подконтрольны различным приказам.  
Губные и земские органы создавались постепенно, путем «жалования» грамот отдельным местностям. Единого указа об их введении издано не было. Осуществление губной и земской реформ привело к появлению сословно-представительных учреждений на местах, что отвечало интересам дворянства, верхушки посада и зажиточной части черносошного крестьянства. 

Вывод Появление приказов – органов центрального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Так же была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялась и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами.  
 
            Отсутствие в России самостоятельного «третьего сословия» обусловило слабость сословно-представительных учреждений как в центре, так и на местах. Серьезнейшим испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина, объявленная Иваном IV в январе 1565 г. из Александровской слободы. Под угрозой отречения от престола Иван IV добился от Боярской думы согласия на разделение государства на две части: опричнину, т. е. государев удел, и земщину, управлявшуюся Боярской думой и приказами. В опричнину Иван IV включил наиболее важные в стратегическом отношении и экономически развитые земли. Из опричнины выселялись бояре, и на их земли поселялись дворяне, входившие в опричное войско. Содержать его должно было население земщины. Введение опричнины сопровождалось опалами и казнями заподозренных в измене бояр. Параллельно с земщиной в опричнине сформировалась собственная система управления: государев двор и дворцовые приказы. Формально опричнина просуществовала до1572 г. 
Целью опричнины было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия. Свое представление о сущности самодержавной власти Иван 1V изложил в одном из посланий А. Курбскому: «Мы своих холопов жаловать и казнить вольны». Безусловно, опричнина нанесла удар по пережиткам удельной системы, способствовав тем самым централизации государственного управления. Но террористические методы осуществления опричнины породили систему всеобщего страха перед властью, подорвали сословно-представительные начала в управлении, разорили хозяйство страны и в конечном счете ослабили[ 
Инициатива создания Второго ополчения принадлежала нижегородцам. Осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин призвал горожан подняться на борьбу с интервентами и с этой целью начать сбор средств. Почин нижегородцев был поддержан другими городами. Военным руководителем Второго ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. В апреле 1612 г. Второе ополчение остановилось в Ярославле. Здесь было сформировано Временное правительство страны - Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д. Пожарский, земскими - казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жалованья войску - К. Минин. Были образованы и правительственные учреждения - приказы. В августе 1612 г. Второе ополчение начало осаду Москвы, а в октябре 1612 г. освободило ее от интервентов. 
Восстановление российской государственности. После изгнания поляков из Москвы перед Советом всей земли встал вопрос о создании общепризнанной государственной власти. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. Это было самое многочисленное (в его заседаниях участвовало свыше 800 человек от не менее 58 городов) и представительное (кроме высших сословий, выборных от дворян и посадских людей на нем присутствовали «уездные люди», т. е. черносошные крестьяне) сословное собрание. Его основной задачей стало избрание нового царя. Собор сразу же единогласно постановил не избирать на царство иностранцев. Выбор Земского собора пал на Михаила Романова, приходившегося родственником угасшей династии Рюриковичей. 21 февраля 1613 г. он был избран на Земском соборе царем всея Руси.  
Восстановление царской власти не прекратило Смуту. На юге обосновался казачий атаман И. Заруцкий с сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек трехлетним Иваном, которого он намеревался провозгласить царем. Продолжались также военные действия с Польшей и Швецией. Летом 1614 г. И. Заруцкий был разбит правительственными войсками, доставлен в Москву и казнен. Вместе с ним казнили и малолетнего Ивана. В 1617 г. Россия и Швеция в местечке Столбово подписали мирный договор. Но оставалась Польша, король которой, Сигизмунд III, не хотел признавать Михаила Федоровича законным царем. Осенью 1618 г. он послал в Россию с большим войском королевича Владислава, продолжавшего считать себя московским царем. Не сумев захватить Москву, Владислав был вынужден начать переговоры. В декабре 1618 г. между двумя странами было заключено Деулинское перемирие, прекратившее многолетнюю польскую интервенцию. Однако Владислав не отказался от царского титула и своих притязаний на московский трон. Смута была завершена. Но Российское государство вышло из нее ослабленным.  
Вывод Серьезнейшим испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина. Целью опричнины было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия. 

Используемая  литература:  
1. Андрей Курбский. История о великом князе Московском // : Конец XVI - начало XVII века. М., 2003.  
2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1998.  
3. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М.. 1963. Государственность России: Словарь-справочник. Кн. 1. М., 2008. Кн. 2. М.; 2008: 

4. Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 2010.   


Информация о работе Система органов единого Русского государства (конец XVв. – первая половина XVI в.)