Роль мировой юстиции в защите прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования – выявить особенности защиты прав и свобод граждан посредством мировой юстиции, определить цель, задачи, роль данного института в системе государственного судебного механизма защиты прав человека России, проблемы и возможные направления совершенствования и повышения эффективности защиты прав человека мировыми судьями субъектов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели был определен комплекс следующих задач:
-определить значение мировой юстиции;
-сформулировать цель и задачи современной мировой юстиции, проанализировать ее место в судебной системе Российской Федерации;
-охарактеризовать понятие и основные критерии эффективности работы мирового судьи при осуществлении правосудия; выявить факторы, влияющие на эффективность защиты прав и свобод граждан мировой юстицией и обозначить основные направления повышения результативности правозащитной деятельности мировых судей.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Институт мировой юстиции  имеет сложную нормативную природу, обусловленную двойственностью положения мирового судьи, который, с одной стороны, относится к судам субъекта Российской Федерации, а с другой, является нижестоящим звеном системы судов общей юрисдикции.

Актуальность исследования роли мировой юстиции как института  судебной власти, обеспечивающего государственную  защиту прав и свобод человека и  гражданина, представляется несомненной, поскольку отражает потребность  изучения одного из коренных направлений  формирования российского демократического правового государства, цели государственной  политики которого сформулированы  в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.  Курс на правовое государство  предполагает расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование  судопроизводства, повышение доступа  к правосудию, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с современными международными стандартами  – все то, что является основными  задачами судебно-правовой реформы.

Объектом курсового исследования выступают отношения, связанные  с реализацией мировыми судьями  защиты прав и свобод личности.

Предметом  исследования является комплекс нормативных правовых актов Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, регламентирующих механизм обеспечения защиты прав личности посредством мировой юстиции.

Цель курсового исследования – выявить особенности защиты прав и свобод граждан посредством мировой юстиции, определить цель, задачи, роль данного института в системе государственного судебного механизма защиты прав человека России, проблемы и возможные направления совершенствования и повышения эффективности защиты прав человека  мировыми судьями субъектов Российской Федерации.

Для достижения указанной  цели был определен комплекс следующих  задач:

-определить значение мировой юстиции;

-сформулировать цель и задачи современной мировой юстиции, проанализировать ее место в судебной системе Российской Федерации;

-охарактеризовать понятие и основные критерии эффективности работы мирового судьи при осуществлении правосудия; выявить факторы, влияющие на эффективность защиты прав и свобод граждан мировой юстицией и обозначить основные направления повышения результативности правозащитной деятельности мировых судей.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя  главами, заключением, списком использованных нормативных правовых актов, судебной практики и литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования

В первой главе курсовой работы рассматриваются вопросы  теоретического и правового осмысления значения и места института мировой  юстиции в российской государственной  правозащитной системе.

Во второй главе рассматриваются  вопросы, связанные с формированием  аппарата мировых судей, а также проблемы и пути повышения эффективности защиты прав и свобод граждан мировой юстицией.

В заключении курсовой работы подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы и  предложения.

Правовую основу курсовой работы  составили: Конституция  Российской Федерации, федеральное  законодательство, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, иных судебных органов.

 

 

1 РОЛЬ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ  В ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

    1. Организация и процессуальная деятельность мировых судов

Основным нормативным  актом регламентирующим деятельность мировых судов является Федеральный закон от 17 декабря 1998  № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»1.

Согласно ему: Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается  федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также  законами субъектов Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления  мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На мировых судей и  членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения  и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.2

Компетенция мирового судьи.

1. Мировой судья рассматривает  в первой инстанции:

- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

- дела о выдаче судебного приказа;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

- иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

- дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

- дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Мировой судья рассматривает  дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении  решений, принятых им в первой  инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично  рассматривает дела, отнесенные  к его компетенции настоящим  Федеральным законом.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых  судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной  инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной  с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной  с соответствующим субъектом  Российской Федерации. Судебные участки  и должности мировых судей  создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета  численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Требования, предъявляемые  к мировому судье:

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»3 судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое  образование;

2) не имеющий или не  имевший судимости либо уголовное  преследование в отношении которого  прекращено по реабилитирующим  основаниям;

3) не имеющий гражданства  иностранного государства либо  вида на жительство или иного  документа, подтверждающего право  на постоянное проживание гражданина  Российской Федерации на территории  иностранного государства;

4) не признанный судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

5) не состоящий на учете  в наркологическом или психоневрологическом  диспансере в связи с лечением  от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических  расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний,  препятствующих осуществлению полномочий  судьи.

При соответствии требованиям  мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий  стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Кандидатом на должность  судьи не может быть лицо, подозреваемое  или обвиняемое в совершении преступления.

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи  заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его  предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность  судьи осуществляется на конкурсной основе.

В целях установления наличия  у кандидата на должность судьи  знаний, навыков и умений, необходимых  для работы в должности судьи  в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные  комиссии).

Порядок формирования экзаменационных  комиссий, их полномочия и процедура  принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом  от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»4.

Любой гражданин, достигший  установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. 

Квалификационный экзамен  на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением  граждан, которые имеют ученую степень  кандидата юридических наук или  ученую степень доктора юридических  наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи  прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые  установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»5.

Таким образом, мировые судьи в Российской являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации  и входят в единую судебную систему РФ, деятельность которых устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Информация о работе Роль мировой юстиции в защите прав и свобод граждан