Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.
Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Законность………………………………………………………………4
Понятие и содержание……………………………………………..4
Основные требования и принципы………………………………..8
Правопорядок………………………………………………………….12
2.1. Основы и понятие………………………………………………..12
2.2. Правопорядок и общественный порядок………………………14
Гарантии законности и правопорядка……………………………….15
Заключение……………………………………………………………………....17
Список литературы……………………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат правоведение.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

  Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.

 

2. ПРАВОПОРЯДОК

2.1. ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ

  Итак, установлено, что законность - это процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается  правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

 

  Итак, что же такое правопорядок?

  Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

  Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

  В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка.

а). Нормы права - это нормативная  предпосылка правопорядка, первичное  звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

б). Правоотношения - элемент  механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем  правопорядка к установлению конкретного  возможного или должного поведения  участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе  к механизму правового регулирования  подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное  поведение субъектов правоотношений.

в). Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются завершающей  предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности  участников правоотношений  реально  воплощаются в их поведении, достигают  своей цели и, таким образом, переходят  в такую систему общественных отношений, которая и образует         правовой порядок.

Элементы правопорядка.

  Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

  Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

  Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

 

2.2. ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ПОРЯДОК

  Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

  Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

  В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

  В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

  Воинский правопорядок - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

  Поскольку вооруженные силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

  Воинский правопорядок - это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.

Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:

1. Воинский правопорядок  формируется на основе таких  правовых норм, которые специально  предназначены для регулирования  специфических общественных отношений,  возникающих в области строительства,  жизни и деятельности вооруженных  сил. Эти нормы содержатся в  различных актах военного законодательства.

2. Воинский правопорядок  имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные  отношения, которые возникают  в процессе боевой подготовки  войск, при несении военнослужащими  внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач  в военное время. Такие общественные  отношения по своему содержанию  характерны только для военной  организации и не имеют распространения  в условиях гражданской жизни.

  Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.

  Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия.

3. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

  Итак, в правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка.

  Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

  К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

  Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

  К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

  Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуется юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

  Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Итак, настоящей работой рассмотрена и исследована тема “Законность и правопорядок”.

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно  важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие  различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в  конечном счете, обязательно выходят  на эти проблемы, что, естественно; порождает  различные взгляды.

Сама по себе правоприменительная  и право реализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро  они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права

В работе рассмотрены и  определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового  режима общества. Итак, законность - это  необходимая составная часть  политико-правового режима правового  государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Аванесов И.Р.  Карл Маркс и современная теория  права // Государство и право. 1996.

2.   Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000.

3.   Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999.

Информация о работе Законность и правопорядок