Гражданское общество в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования настоящей работы является изучение понятия и признаков гражданского общества и их взаимосвязь с Конституцией России как основного закона, отражающего признаки гражданского общества современной России.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы гражданского общества;
- охарактеризовать основные признаки гражданского общества, отраженные в Конституции РФ и их реализацию в современных российских реалиях.

Содержание

1 Теоретический вопрос
Введение
1 Понятие, структура и признаки гражданского общества
2 Конституционные основы гражданского общества в России
3 Перспективы развития гражданского общества в России
Заключение
2 Задача
3 Тест
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Гражданское общество.docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество —  это саморазвивающаяся и самоуправляемая  система. Индивиды, объединяясь в  различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные  интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства  как политической властной силы. Гражданское  общество имеет свои внутренние источники  саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно  способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик  динамики общества является гражданская  инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В  сочетании с такими нравственными  категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего  поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество —  правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе, благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в  том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.

Гражданское общество —  это свободное демократическое  правовое общество, ориентированное  на конкретного человека, создающее  атмосферу уважения к правовым традициям  и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, Основными  признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих  его структур и различных групп  людей;

- свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность,  и, прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

- жизнедеятельность в  гражданском обществе базируется  на принципе координации. В  отличие от государственного  аппарата, который построен на  основе принципа субординации, т.е.  система строгого подчинения "младших  старшим".

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское  общество стремится к тому, чтобы  каждый самостоятельно определился  в выборе жизненных целей и  ценностей. Но в то же время, добиваясь  этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в  основном одного и того же, "но для  себя и добиваются желаемого по-своему". Однако гражданское общество стремится  оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая  различных конфликтов. Все это  постепенно приводит к выделению, в  качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и  свобод каждого индивида, в частности  речь идет о таких правах как право  на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих  мыслей, на частную собственность, право  на свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что  общество специально не создается, оно  возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые  институты гражданского общества создаются  в интересах самого общества в  целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной  целесообразности.

Исходя из вышеуказанного, можно дополнить к вышеуказанным  признакам гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского  общества на определенных основаниях, не исключая и того момента,  что некоторые институты гражданского  общества создаются в интересах  самого общества в целом и  государственной рационализации;

- недопустимость гражданским  обществом конфликтов между самими  членами общества.

 

 

2 Конституционные основы  гражданского общества в России

 

В конституциях большинства  демократических государств не содержится норм о гражданском обществе. Но отсутствие в них этого собирательного понятия вовсе не означает, что  отношения, складывающиеся при функционировании гражданского общества, не могут быть предметом конституционно-правового  регулирования.       Обычно в структуру гражданского общества включаются различные общественные объединения, в том числе партии, негосударственные институты собственности, труда, предпринимательства, воспитания, образования, культуры, средств массовой информации, церковь, семья и т.п. Негосударственный характер этих институтов означает, что они:

а) представляют собой в  основном сферу частных интересов  людей;

б) основаны на горизонтальных связях, предполагающих юридическое  равенство и договорные начала во взаимодействии формально независимых  друг от друга людей;

 в) действуют на  основе принципов свободы, самоуправления  и координации.     

 Разумеется, что степень  и характер правового регулирования  этих отношений существенно отличается  от отношений в сфере государственного  устройства. Если для системы  государственных органов право  является единственным нормативным  регулятором, определяющим порядок  их формирования и деятельности, то в регулировании организации  и деятельности институтов гражданского  общества право далеко не единственный, а порой и не основной источник.      Поскольку и государственные институты, и институты гражданского общества составляют единый организм, т.е. общество, как совокупность исторически сложившейся на определенной территории формы деятельности людей, отношения в гражданском обществе не могут быть полностью освобождены от правового регулирования. Данные институты не способны  действовать изолированно друг от друга, и государство, как организация политической власти всего общества в общих интересах должно направлять и координировать деятельность всех негосударственных социальных структур. В зависимости от степени и методов такого управления со стороны государства можно судить о характере сложившегося в обществе политического режима (демократического, либерального, авторитарного, тоталитарного, и т.д.).      Как ядро правовой системы и база для текущего законодательства Конституция РФ фокусирует все элементы гражданского общества, при этом сам каркас этого общества отражен в главе 1 «Основы конституционного строя». В то же время, проявление конкретных интересов гражданского общества реализуется через конституционные права и свободы человека (гражданина), отраженные в главе 2 Конституции РФ.      Статья 2 в совокупности со статьей 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества.     В свою  очередь, обеспечить необходимый баланс между интересами каждого отдельного человека, гражданского общества и государства призвано право. Сами по себе институты гражданского общества действуют на основе саморегулирования и не нуждаются в правовой регламентации. Как полагают А.В.Малько и В.В.Субочев: «Гражданское общество – сфера взаимоотношений между людьми, испытывающая на себе косвенное влияние правовых предписаний, находящаяся в русле его «дозволенностей» и «незапрещенностей» - полигон попыток осуществления законных интересов. Право здесь оставляет субъектам свободу усмотрения, которая находит свое практическое воплощение именно в актах реализации законных интересов»1.   Необходимость в правовой регламентации возникает, когда интересы гражданского общества пересекаются, либо с интересами государства, либо с интересами отдельной личности, либо когда интересы одного института входят в орбиту интересов другого института гражданского общества. Вот поэтому, как в интересах гражданского общества, так и в интересах государства и отдельной личности соблюдать общие правила своего существования, которые зафиксированы в Конституции и законах. Обязанность действовать в рамках Конституции и законов, это обязанность, в том числе, и объединений граждан (ч.2.ст.15 Конституции РФ), т.е. различных структур гражданского общества.      Кроме устоев гражданского общества, обозначенных в Конституции РФ как ценность человека, его прав и свобод, и требования функционирования общества на основе Конституции и законов, содержательные аспекты модели гражданского общества проявляются, соответственно, в его социальной, экономической, политической и духовной сферах.  Особенностью отражения в статьях 7,8,13,14 Конституции РФ  модели гражданского общества является то, что отражение это происходит там, в большей части не непосредственно, а через государство. Так, ст.7 о социальном государстве, указывает на основные обязанности и функции государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Данная норма ориентирована на: 1) поддержание общего, минимально необходимого для достойного уровня жизни человека, гарантированного государством; 2) поддержку государством тех слоев населения, которые в силу естественных причин нуждаются в такой поддержке (пенсионеры, дети, инвалиды и т.д.). Все остальное поле деятельности в этой сфере предоставлено гражданскому обществу по принципу «разрешено все то, что не запрещено законом». Данная норма рассчитана на социально активного человека, который как лично, так и через различные объединения гражданского общества будет стремиться обеспечить себе достойную жизнь. «Стремление человека к расширению своего реального доступа к материальным и культурным благам общества, - отмечает К.А. Струсь, - реализация материальных и духовных интересов позволяют рассматривать гражданское общество как объединение людей, заинтересованных в обеспечении достойной жизни для каждого человека в отдельности»2. С социальной сферой гражданского общества очень тесно связана его экономическая основа. Не случайно, в учебной и научной литературе по конституционному праву социальные и экономические права человека часто объединяются в одну категорию социально-экономических прав. Представляется, что такой подход продиктован еще советской действительностью, когда экономическая свобода человека была обусловлена его личными социальными потребностями. Советская конституция не знала понятия частной собственности, а в личной собственности граждан, источником которой являлись только трудовые доходы, могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, т.е. то, что направлено на обслуживание потребностей самого человека. Провозглашенная в ст.8 Конституции РФ свобода экономической деятельности означает не только свободу выбора различных организационно-правовых форм такой деятельности, но и вида деятельности и получаемого в результате ее продукта (товара, услуги), выбора места осуществления этой деятельности, определения средств и способов ее осуществления, размера оплаты ее потребителям, и т.п. Конституцией введены общие пределы экономической свободы для человека, а значит и для гражданского общества. Из содержания ст.34 Конституции РФ следует, что такими пределами являются: а) запрещенные законом виды экономической деятельности; б) запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.      Политическая составляющая гражданского общества наиболее близка государственным институтам власти. При этом гражданское общество следует рассматривать не как антипод государству. В своем политическом содержании государство – это квинтэссенция  гражданского общества, поскольку его цели и задачи направлены на процветание и благополучное существование этого общества. Для этого, в самом гражданском обществе должны быть созданы надежные каналы проведения воли участников гражданского общества и рычаги воздействия этой воли на институты государственной власти.      С учетом степени приближенности отдельных видов политических институтов гражданского общества к государству, их влияния на формирование и деятельность государственных органов (в частности, политических партий), законодательством могут быть введены дополнительные, по сравнению с другими общественными объединениями, требования к условиям их функционирования.

 

3 Перспективы развития  гражданского общества в России

 

Гражданское общество - это  часть общества, его ядро или сердцевина и те сферы его функционирования, в которых личность и организации  свободных и равноправных граждан  защищены правом от прямого вмешательства  государственной политической власти.

Оно представляет собой целостную  саморегулирующую систему взаимосвязей и отношений, объединяющую граждан, а также состоящие из них материальные и материализованные образования  негосударственного характера, основанные на принципах конституционного строя.

2. По таким критериям,  как структура гражданского общества  и характер противоречий между  его институтами, можно выделить  два смысловых ареала в понимании  гражданского общества: а) идеальное  и б) реальное.

На процесс формирования и функционирования гражданского общества в России влияют как внутригосударственные, так и внешние предпосылки (условия). Для формирования гражданского общества в России должны быть созданы определенные идеологические предпосылки, в том числе духовно-культурные, политические, социально-экономические и иные.

Существенное влияние  на этот процесс оказывает внешний  фактор (интеграционные процессы, в  рамках межгосударственной системы, международные  отношения РФ с другими государствами  и международными организациями, например ООН).

Представляются бесперспективными  идеи огосударствления гражданского общества или, наоборот, поглощения гражданским  обществом государства. Такие идеи являются крайностями. Во взаимоотношениях как государства, так и гражданского общества необходим баланс. При соотношении гражданского общества и государства, которое в этом случае может быть только демократическим, правовым, социальным и светским (ст. 1, 7, 14 Конституции РФ), предполагается приближение к балансу их взаимного влияния и взаимного обслуживания. В условиях России процесс формирования, как демократического, правового, социального и светского государства, так и гражданского общества должен происходить параллельно и одновременно в ходе демократических преобразований и реформирования всех сфер жизнедеятельности российского общества.

Формами взаимодействия государства  и гражданского общества в условиях формирования последнего могут стать: а) взаимное целенаправленное воздействие  государства на гражданское общество и гражданского общества на государство, при определенных пределах вмешательства  в целях эффективного и качественного  выполнения ими их задач и функций; б) взаимопомощь государства и гражданского общества в правовой форме и при  наличии независимого правосудия; в) взаимный контроль государства и гражданского общества, в том числе силами правозащитных организаций, института Уполномоченного по правам человека в РФ и т.п.; г) участие гражданского общества в осуществлении государственной политической власти путем влияния на нее через избирательную систему, средства массовой информации и т.п., а также осуществление политической власти через органы местного самоуправления; д) взаимная ответственность гражданского общества и государства; ж) сотрудничество гражданского общества и государства по адаптации различных форм собственности, включая частную собственность на землю, к реальным условиям; з) сотрудничество институтов гражданского общества и государственной политической власти в решении социальных и культурных проблем: охраны окружающей природной среды, развития науки, здравоохранения, образования, культуры, охраны общественного порядка и т.п.; и) взаимодействие гражданского общества и государства с межгосударственной системой при решении проблем глобального характера. Совершенствование всех вышеперечисленных форм взаимодействия институтов гражданского общества и органов государства можно рассматривать как условие достижения баланса в их взаимоотношениях или приближения к таковому.

Эффективное функционирование уже сложившихся и складывающихся институтов гражданского общества может  быть обеспечено в значительной мере путем повышения нравственного  сознания и нравственной культуры всех групп и слоев населения, максимально  возможного преодоления правового  нигилизма на основании правового  всеобуча (не формального, а фактического).

 Основными функциями формирующегося в России гражданского общества (по сферам деятельности) на современном этапе его развития являются следующие: участие граждан в правотворческой (нормотворческой) деятельности; контроль со стороны институтов гражданского общества за государственной властью; участие институтов гражданского общества в осуществлении государственной политической власти; участие общественных институтов в осуществлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели); поддержка государственной политической власти или противодействие ей; оказание материальной помощи государственной власти; воспитательная и образовательная функции; здравоохранение и воспроизводство населения; охрана окружающей природной среды; взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений; правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов; формирование заинтересованности государственной власти в реализации правового статуса личности.

Перспектива формирования гражданского общества в России связана не только с созданием условий для развития социально ориентированной рыночной экономики, с укреплением конкурентноспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке, осуществлением научно-обоснованной политики в области приватизации государственной собственности, налогообложения и т.п., но и реформированием сощальной сферы общественных отношений.

Проведенное исследование конституционных основ формирования гражданского общества в условиях России позволяет говорить о целесообразности их совершенствования посредством конституционно-правовой реформы. В этой связи представляется необходимым: а) внести в Конституцию РФ дополнение в виде специальной главы «Гражданское общество» В данном контексте гражданское общество рассматривается как социальный институт совершенствования конашгтпрюн-ного законодательства России; б) расширить круг полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ, наделив его правом законодательной инициативы, в связи с чем целесообразно внести соответствующую поправку в ныне действующую Конституцию РФ (ст. 104); в) развивать институт местного самоуправления и совершенствовать муниципальное законодательство, поскольку в условиях формирования развитого гражданского общества ассоциации органов местного самоуправления в России смогут решать не только общегосударственные, но и глобальные проблемы современности, например охраны окружающей природной среды, а также противодействовать организованной преступности. В рамках осуществления конституционно-правовой реформы представляется целесообразным внесение дополнения в ст. 104 Конституции РФ о наделении органов местного самоуправления правом законодательной инициативы; г) дополнить п.2 ст. 44 Конституции РФ правом каждого на защиту объектов интеллектуальной собственности, а п.4 ст. 44 - конституционной обязанностью государства по охране и защите исторического и культурного наследия страны. Принятие данной поправки обогатило бы содержание Конституции РФ, расширило объем духовно-культурных прав и свобод граждан, а также укрепило конституционные гарантии формирующейся духовно-культурной сферы гражданского общества.

Информация о работе Гражданское общество в России