Становление гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью является рассмотрение проблем становления и развития гражданского общества в современной России

Содержание

Введение
1. Возникновение и основные этапы развития гражданского общества в России: исторический аспект.
2. Актуальные проблемы и трудности становления российского гражданского общества на современном этапе.
3. "Средний класс" России: теоретическая проблема и реальность.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Возникновение и основные этапы развития гражданского общества в России: исторический аспект.
  2. Актуальные проблемы и трудности становления российского гражданского общества на современном этапе.
  3. "Средний класс" России: теоретическая проблема и реальность.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях стремительных  изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития гражданского общества является одной  из наиболее актуальных в системе  общественных наук. Интерес к этому  предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института  гражданского общества связаны надежды  на упрочение демократических основ  нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений  между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между  различными стратами российского социума.

Гражданское общество —  совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства  и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское  общество — общество с развитыми  экономическими, культурными, правовыми  и политическими отношениями  между его членами. Гражданское  общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Гражданское общество - необходимый  элемент на пути модернизации российской жизни.

 В.В. Путин в своих  посланиях неоднократно подчёркивал  необходимость формирования зрелого  гражданского общества, в котором  в равной степени учтены и  защищены интересы всех групп  населения. 

Наличие развитого гражданского общества является отличительной чертой правового государства, неотъемлемой частью государства демократического. Общественными объединениями, составляющими  основу гражданского общества, представлены в настоящее время интересы практически  всех категорий населения. В условиях такого социально-политического многообразия особое значение приобретает проблема становления и развития этих институтов. Формирование гражданского общества в России ввиду исторических и социальных причин длительный и сложный процесс, находящийся в начале пути и встречающий большое количество препятствий.

Объектом контрольной  работы является гражданское общество в России. В качестве предмета выступают  особенности процесса становления  и проблемы развития гражданского общества в России.

Целью является рассмотрение проблем становления и развития гражданского общества в современной  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение и основные этапы развития гражданского общества в России: исторический аспект.

Гражданское общество - это  негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Особенности становления  гражданского общества в России связаны  непосредственным образом с ее историческим развитием. «В отличие от Запада траектория развития гражданского общества в России имеет свои особенности: здесь оно  обретает социальные и культурные основания  в процессе догоняющей модернизации, которая стала ответом властвующей  элиты на качественные экономические  и политические трансформации в  Европе, потенциально таившие в себе угрозы геостратегического характера». Часто незрелость гражданского общества в России нынешние публицисты и журналисты объясняют злой волей демонов революции: Ленина, Троцкого, Сталина, совдепии, партократии . Но это не совсем так.

Известно, что процесс  становления гражданского общества охватывает века и связан в немалой  степени с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим  опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. До этого  в России отсутствовал свободный  рынок труда, третье сословие едва формировалось, Россия была аграрной страной, практически  не появились еще субъекты гражданского общества. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных  сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления. Сдерживающим фактором выступала и сельская община.

Коренных перемен в  этом вопросе не произошло и в  период социалистического развития. Элементы гражданского общества имелись, но они носили порой формальный характер, излишне заорганизованный и контролируемый сверху государственной властью. Нередко  элементы гражданского общества вытеснялись  в нелегальную сферу и не оказывали  существенного влияния на общественное сознание.

Специалисты связывают трудности  становления гражданского общества в России с удивительным переплетением  в социальной реальности и в традициях  качеств и свойств, характерных  для абсолютно противоположных  форм гражданского общества: сознательного (с единственным центром, осуществляющим управление с помощью командной  системы) и стихийного (с полицентрическим управлением, наличием автономии в  деятельности структурных элементов). В России приоритетной формой гражданской  жизни была первая форма, при которой  жизнедеятельность социума программировалась  верховной государственной властью.

В постсоветский период, наоборот, на передний план выдвигается  стихийная форма. Ставка здесь сделана  на разрушение до основания прежних  устоев жизни, на противопоставление государственной  сфере общественных формирований. Границы государственного регулирования оказались сдвинутыми и размытыми. Это привело к крайне негативным последствиям.

Сложность формирования гражданского общества в России связана и с  недостаточным распространением в  обществе политической культуры, отсутствием  у многих граждан социальной ответственности. Между тем именно наличие социальной ответственности - непременного атрибута гражданского общества - облегчает  и ускоряет данный процесс. По мнению исследователей, в ней сливаются  правовые, нравственные и эстетические ценности, создается духовно-идеологическая база для осознания человеком неразделимости своих прав и обязанностей. Социальная ответственность выступает как регулятор деятельности не только индивидов, но и социальных групп, различных общественных организаций.

Формирование гражданского общества происходит при наличии  правового государства, которое  присущими ему средствами ограничивает, с одной стороны, злоупотребления  чиновничества, всевластие бюрократии, с другой стороны, не допускает вседозволенности, своеволия, произвола толпы. Правовое государство воплощает в своей  деятельности не узкоклассовый или  корпоративный интерес, а всеобщий. Оно стремится к созданию открытого  общества, где конфликтные ситуации разрешаются законным путем, методом  консенсуса, другими конструктивными  средствами. В России слаба не только экономическая база гражданского общества, а именно нет подлинной экономической  свободы, многообразия форм собственности, здорового рынка. Игнорируются духовно-идеологические факторы.

По мнению Дженса Сигерта, в развитии российского гражданского общества можно выделить начальную фазу, последующие четыре фазы становления и интерим. Рассматривая при этом неправительственные организации (НПО), которые, по мнению автора, наглядно демонстрируют стадии развития гражданского общества в целом.

1) Перестройка и конец  СССР

Все теории о гражданском  обществе исходят из того, что истинная, действенная демократия нуждается в полноценном гражданском обществе. Это одновременно и нормативная гипотеза, и эмпирическое наблюдение. Формально негосударственные организации существовали и в Советском Союзе, но они не были независимы от государства. Имело место лишь внешнее сходство. Гражданская, или скорее социальная активность строго контролировалась советским государством. В середине 1960-х годов прошлого века появились диссиденты – предшественники нынешних гражданских активистов. Сперва медленно, потом всё стремительнее советское общество при Горбачёве как бы взрывалось. Появилось огромное количество не контролируемых и не созданных государством объединений.

2) Взлет и падение при  Ельцине

Еще до распада СССР многие гражданские активисты выполняли  посреднические функции между государством и обществом. Многие активисты на выборах 1989 г. даже были избраны депутатами Верховного Совета или получили должности  в правительстве. Многочисленная группа первых неполитических организаций  поддержала Бориса Ельцина, «поставив», таким образом, на демократически ориентированную  часть советской номенклатуры. Но этот союз оказался очень непрочным. Практически ему положили конец  три события: конституционное противостояние осенью 1993 г., первая чеченская война  и президентские выборы 1996 г..  По сравнению с политикой в деятельности НПО зазор между нравственным императивом и противостоящими ему компромиссами в духе реальной политики значительно меньше. Влияние НПО основывается не на должностях, за которыми стоит государственная власть, а преимущественно на доброй репутации в широких кругах общественности, на доверии, которым они пользуются, то есть на том, что очень трудно приобрести и так легко потерять. До самого конца президентства Ельцина отношения между государством и НПО были отмечены взаимным игнорированием.

3) Попытки контроля –  первый срок президентства Путина

До вступления Владимира  Путина в должность президента российским НПО по большей части удалось  избавиться от государственного давления. Пожалуй, их влияние на государство  было даже больше, нежели наоборот. Путин немедленно попытался систематически подчинить Кремлю сегменты российской политической общественности, которые прежде функционировали хоть и не вполне автономно, но контролировались различными силовыми центрами. Сразу же после вступления Путина в должность была предпринята первая попытка включить НПО в силовую схему. Речь идет о проведении в Москве осенью 2001 г. Гражданского форума. Многочисленные НПО, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга, в ответ на это создали региональные и надрегиональные коалиции НПО. Несмотря на многие свои недостатки, несмотря на то, что российское гражданское общество не пустило глубоких корней в населении и в общественном сознании, оно проявило немалую способность к сопротивлению.

4) Контролируемое гражданское  общество – второй президентский  срок Путина

После смены власти на Украине  зимой 2004-2005 гг. отношения между Кремлем  и НПО резко ухудшились. Прямыми  следствиями этого стали учреждение в начале 2006 г. контролируемой государством так называемой Общественной палаты и новый закон о деятельности НПО, вступивший в силу в апреле 2006 г. Растущий контроль политической сферы, в особенности партийной системы и практически полное отсутствие не контролируемого Кремлем политического пространства навязали российским НПО роль суррогатов политических партий. Нередко они вынуждены были играть роль и оппозиции, и коммуникативного канала между политической элитой и обществом, а также выразителей определенных интересов.

5) Модернизация Дмитрия  Медведева

Деятельность в рамках гражданского общества сегодня, как  показывают результаты соответствующих  опросов, в России не особо престижна. Вместе с тем у людей растет пока скорее смутное недовольство затянувшимися  реформами, коррупцией и чиновничьим произволом, идущим рука в руку с кремлевской монополией на власть. Вследствие экономического кризиса проблемы, связанные с политической системой, становятся зримее, ощутимее, на что президент Медведев реагирует при помощи обновленного варианта модернизационной риторики, сравнимой с риторикой прежнего президента Путина. Во многих областях возникают новые, до сих в России по большей части мало известные формы активности гражданского общества. Автовладельцы протестуют против произвола ГИБДД, жители – против спекуляций с недвижимостью, все более плотной застройки и без того перенасыщенных городов. Однако большинство людей, если и готовы проявить активность, то лишь в том, что касается их лично, иначе говоря, при более-менее прямом вмешательстве в их частную сферу.

Придя к власти в 2012 году, Владимир Путин особое внимание уделил проблеме гражданского общества в России. Он с уверенностью говорит о том, что гражданское общество в нашей стране есть. Президент был одним из инициаторов создания общероссийского международного фронта, в который входит большое количество различных организаций. Путин считает, что им не хватает опыта общественной и политической работы, а это – задача государства. Также Путин сообщил о том, что в этом году выделено на поддержку НКО около 900 млн. руб. В общем, по мнению Владимира Владимировича, между народом и властью должно быть понимание. Один из участников прокремлевского молодежного форума «Селигер-2012» в Тверской области задал ему вопрос о введении новой должности — полномочного представителя президента по развитию гражданского общества и общественным организациям. Путин благосклонно отнесся к идее, заявив, что «нужны различные формы диалога общества и человека, человека и власти».

 

  1. Актуальные проблемы и трудности становления российского гражданского общества на современном этапе.

Развивающееся российское общество многолико и разнообразно. Несмотря на далекие от тепличных условия, в которых на протяжении десятилетий  оформлялись и заявляли о себе социальные и гражданские инициативы в России, поступательный процесс  развития гражданского общества в стране не прерывался. Во многих случаях организации  и институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад  в развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики, создание рабочих мест, защиту и  восстановление нарушенных прав граждан, образование и воспитание молодежи.

Информация о работе Становление гражданского общества в России