Государство и церковь. Светские и теократические государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

В переводе с греческого слово "церковь" буквально означает "дом Бога", "дом Господний". И в узком смысле под "церковью" понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.
В широком смысле "церковь" - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и церковь. Светские и теократические государства.docx

— 15.27 Кб (Скачать файл)

4.Государство  и церковь. Светские  и теократические  государства

В переводе с  греческого слово "церковь" буквально  означает "дом Бога", "дом  Господний". И в узком смысле под "церковью" понимают здание для  отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. 
В широком смысле "церковь" - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Церковь во все  времена играла важную роль в жизни  общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм. 
 
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: 
а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; 
б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.  
 
Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. 
Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее: 
1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность. 
2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 
3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 
4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. 
 
Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. 
 
Статья 14 Конституции современной России гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". 
 
В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. 
 
В литературе под "теократией" понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления [Е.Н. Салыгин]. 
 
Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает: 
1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя. 
2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п. 
3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д. 
4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть "право". Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран. 
5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти. 
6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации. 
7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов. 
8. Деспотические и абсолютистские формы правления. 
9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека. 
10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства. 
11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д. 
12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет). 
 
Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти. [Морозова Л.А. ]

Информация о работе Государство и церковь. Светские и теократические государства