Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

Среди общественных объединений самым массовым и влиятельным как в международном, так и в национальном масштабе являются профессиональные союзы. Этот общественный институт порождён объективным противоречием между работодателями и наёмными работниками с их различными, а иногда и противоположными интересами. Профессиональные союзы имеются почти во всех странах мира, строятся по отраслевому принципу и объединяет в своих рядах более половины занятого населения. В центре внимания профсоюзов находятся основные потребности и интересы наёмных работников предприятий, учреждений и организаций с различными формами собственности.

Содержание

1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светские и теократические государства.
5.Государство и другие общественные объединения.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Трекало А. 1к3гр КСРС№2.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

субъектов политики – политических партий, движений, групп давления и  т.п.;

−  регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством  юстиции) и привлекает к

участию в общественных и  государственных делах;

−  может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять 

меры принуждения за соответствующие  правонарушения. [7, с.54]

Морозова Л.А. также считает, что государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью  ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе  обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное  звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно  все население, проживающее на  его территории, независимо от  национальной, социальной, профессиональной  и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы  общества, является официальным  представителем общества в целом; 

3) определяет основные  направления развития и функционирования  общества;

4) вправе принимать властные  решения, которые распространяются  на всех, кто находится на его  территории;

5) обладает государственным  суверенитетом, т.е. верховенством  и независимостью от какой-либо  иной власти;

6) является носителем  политической власти и распространяет  свою юрисдикцию на соответствующую  территорию;

7) располагает специальным  аппаратом управления и принуждения:  судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами  и учреждениями. Это придает государству  реальную силу. Никакие другие  органы, кроме государственных, не  вправе применять принуждение  в отношении всех граждан; 

8) располагает широким  арсеналом средств воздействия  на граждан, юридических лиц  и др. в целях подчинения их  своим предписаниям. Это и меры  убеждения, и принуждения, и  договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля  и надзора и др. Государство  также определяет процедуры осуществления  другими компонентами политической  системы своей деятельности, границы  последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.[1, с.94-95]

А.В. Вишневский поясняет, что  в юридической литературе подчёркивается особое место государства в политической системе общества. По мнению исследователя, это обусловлено рядом причин:

         Во-первых, выделившись из общества, государство становится властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Следовательно, государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством независимо от классовой, возрастной, проффесиональной и прочей принадлежности. С деятельностью современного государства связаны реальные возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.

         Во-вторых, государство имеет значительную  экономическую основу для своей политической деятельности. В его собственности могут находится  основные природные богатства, целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Оно имеет право на сбор денежных средств с населения и организаций (налоги, займы и т.д.)

       В-третьих, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа как внутри страны, так и на международной арене. Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенное, т.е. верховная и независимая от кого-либо власть.

         В-четвёртых,  деятельности негосударственных социальных институтов как субъектов политической системы общества находится под охраной государства. Защита их прав и интересов возложена на суд, прокуратуру и другие государственные органы. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением негосударственными социальными институтами требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.

         В-пятых, только государство может осуществлять конституционный контроль за соответствием конституции законов, декретов, указов и других нормативно-правовых актов. В случае, если конституционные свободы или права граждан будут нарушены, оно может решить вопрос по существу через систему компетентных органов.

          В-шестых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определения национальной политики. Если государство перестаёт служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности. Однако история свидетельствует и о том, что, занимая особое место в политической системе общества, государство может поглотить не только эту систему, но и всё общество. Собственно это и происходит в государствах с тоталитарными режимами. Поэтому чрезмерное усиление вмешательства государства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы, беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства. [8, с.109-110]

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государство  и политические партии.

Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без них невозможно функционирование никакой политической системы ввиду  отсутствия второго, важнейшего после  государства, элемента. В современном  мире в условиях любой демократии, даже самой формальной, без политических партий не может функционировать  и государство. Существует два вида государств без партий:

а) государства без развитых политических традиций и политических структур, население которых не нуждается  в организациях, выражающих политические стремления граждан. Такие государства  именуются чаще всего предбуржуазными автократиями (Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Баутан и т. д.);

б) государства с тоталитарными  режимами, которые чаще всего после  военных переворотов насильственно  прекращают легальную деятельность политических партий (Чили в период правления президента Пиночета в 1970 -1980 годы и  т. д.).  [10, с.11]

Политические партии в  современном понимании этого  слова сложились в ходе становления  и развития индустриального рыночного  общества, которое пришло на смену  феодальному и которое мы привыкли именовать буржуазным. Однако, прообразы политических партий были уже в Древней Греции и Древнем Риме.

Что же считать политической партией, каковы её признаки и отличительные  черты? Существуют два концептуально-идеологических подхода.

Согласно первому из них, присущему западным учёным, партии определяются как организации, добивающиеся продвижения своих лидеров на государственные посты. Главным  признаком партии они называют участие  в избирательной борьбе. Такой  подход предполагает, что партии –  это  группы сторонников тех или иных политических деятелей. Характерен для американских государствоведов и политологов.

Второй подход был сугубо советским и социалистическим. Здесь  во главу угла ставился классовый  интерес как главный признак, характеризующий сущность политических партий. Кроме того, в советской  литературе выделялся отдельный  подход к коммунистическим и рабочим  партиям как к партиям нового типа. Нужно сказать, что в советские  времена влияние ленинского определения  партий нового типа оказывало значительное влияние при определении и  буржуазных, и рабочих коммунистических партий. Отступать от определений  «ленинского образца» не полагалось. К примеру, давалось такое определение:

«Партия – это наиболее активная, сознательная и организованная часть общественного класса, которая выражает и защищает интересы данного класса». Такое определение, с сегодняшней точки зрения, излишне идеологизировано , слишком общее и, самое главное, не отражает специфики зарубежных партий.

Все определения политических партий последних лет исходят  из этимологии слова «партия», восходящей к латинскому слову «pars», что означает часть. Партия – это организованная (или не имеющая строгой организации) группа людей, объединённых задачей завоевания, удержания или использования государственной власти, выражающая интересы определённого класса, социальной, этнической группы, религиозной общины или иной человеческой общности. [10, с.12]

И.В. Гривогуз определяет политическую партию как устойчивую общественную организацию, стремящуюся использовать государственную власть для решения политических проблем в соответствии со своими идеями и концепциями. [11, c.161]

В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного  членства объединение граждан, действующих  в рамках Конституции и законов  Республики Беларусь, содействующее  выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в  выборах.» [12]

Любая партия выступает на политической арене с определёнными  политическими действиями, целями, стремлениями, укладывающимися в  рамки цивилизованного поведения, исключая, к примеру, политический терроризм. Можно определить формальный момент образования партии, например, с момента юридической регистрации в качестве такой в специальном государственном органе  (Министерстве юстиции или каком-то ином аналогичном государственном учреждении). Хотя во многих зарубежных странах такая регистрация не является обязательной.

Фактически партия возникает  с того момента, когда группа людей, поставивших своей задачей борьбу за участие в государственной  власти, вступает в политический процесс, заявляет о себе как об участнике  политического процесса, претендует на это участие и реально участвует  в политическом процессе. [10, с.13]

Государство является тем  самым социальным  институтом, где  партийные интересы могут выступать  в качестве общественных, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмом их реализации. Именно поэтому  государство выступает важнейшим  объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании власти. [8, с.111]

Функций, которые выполняют  партии, много, и они  имеют конкретный исторический характер. Функции партий, их численность и содержание зависит  от типов политических режимов, уровня социально-экономического, политического  и культурного развития той или  иной страны. При тоталитарных политических режимах выполняют две основные функции: осуществляют руководящую и направляющую роль в обществе и формируют народное единомыслие.

В обществах, функционирующих  на основе демократических принципов, политические партии имеют больше функций. Важнейшие из них:

  • управленческая (если партия находится у власти);
  • формирования политической воли и общественного мнения;
  • информационная;
  • выдвижения и поддержки на выборах политических лидеров;
  • воспитательная.

В конституциях многих государств (Франция, ФРГ, Италия) установлено, что  политические партии содействуют формированию политической воли народа, способствуют реализации гражданами своего избирательного права. С этой целью они участвуют  в организации избирательных  кампаний, встречаются с избирателями, проводят дискуссии по важнейшим  проблемам общественного развития. Важным направлением работы партий с  избирателями является обсуждение программ, в которых предлагается политическое решение стоящих перед страной  задач. На основании программ избиратели формируют своё мнение о той или  иной политической партии.  [13, с.252]

Согласно ст.21Закона Республики Беларусь «О политических партиях» они  имеют право «свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и  решения;…учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия в  порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных  органах и иных организациях; участвовать в выборах в порядке, установленном законодательством…» и др. [12]

26 января 1999г. был принят  Декрет Президента Республики  Беларусь №2 « О некоторых  мерах по упорядочению деятельности  политических партий, профессиональных  союзов, иных общественных объединений» , в соответствии с которым была увеличена и закреплена законодательно численность членов, необходимых для создания партий, профессиональных союзов и общественных объединений. В настоящее время для создания и деятельности политических партий необходимо 1000 учредителей от большинства областей страны и Минска.[14]

 Динамика политических  партий в Республике Беларусь  имеет волнообразный характер. Так,  в 1991 г. в нашей стране действовало  15 политических партий, в 1995 –  34, в 1998 г.- уже 46 партий. На начало 2010 года в Беларуси насчитывалось  15 политических партий. [13, с.265]

Белорусские партии отличаются между собой отношением к общественно-политическому  устройству общества, собственности, положению  личности в обществе, объёму и содержанию её прав и свобод. По отношению к  государственной власти политические партии можно разделить на партии, поддерживающие власть, и оппозиционные.

Информация о работе Государство в политической системе общества