Роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая тгп.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Для глубокого и всестороннего  понимания  государства и права  важно их рассматривать не только  самих по себе,  но и  в  контексте  других   более  широких  и  более емких  явлений. Одним из таких  явлений  выступает  политическая система  общества.

Что она  представляет? Из каких   частей  состоит? Какое  место  в ней  занимают  и  какую роль  играют  государство  и право?

Эти и им подобные  вопросы  издавна  привлекали  внимание  отечественных и зарубежных  ученых-юристов,  философов, историков, экономистов. И  это  не  случайно.

Ибо от  того, как они  понимаются,  в огромной степени  зависит  успех  в решении  всех  других,  связанных  с  ними  вопросов и проблем.

Таких, например, как проблемы «живучести»  политических систем, их  способности  решать задачи, возникающие  перед современным  обществом, вопросы  эффективности  государства  и политической системы  и  др.

Политические  системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций,  участвующих  в политической  жизни той или  иной страны.

Итак, цель курсовой работы – определить государство  как стержневой элемент политической системы.

Для этого поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучить  понятие,  характеристику основных элементов политической системы  общества; обозначить место и роль  государства  в политической  системе  общества.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его  значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.  
Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества. 

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте  государства в политической системе  общества и его роли в ней. Для  достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую  характеристику самих понятий “государство”  и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство  является лишь одной из форм организации  общества и в определенной степени  само порождает складывающуюся в  нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные  исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы. 

Развитие  общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественно-исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как  характерные особенности государства, отличающие его от других элементов  политической системы общества. Поэтому  функции государства также рассматриваются  в настоящей работе.

 

  1. Сущность, функции и формы государства

 

 1.1 Понятие государства, его признаки и сущность 

 

Сущность государства  как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества  взаимосвязанных внутренних и внешних  сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей  системы. Раскрыть сущность государства  – значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную  необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно  постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая  всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

Государство возникает как  классовая организация политической власти. Это положение прямо или  косвенно доказано мировой наукой и  исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государство  по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой–то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство – это  основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также  других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое  государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как  орган выражения интересов буржуазии.

Развитие государства  сложный диалектико–логический  процесс. Он характеризуется многими  противоречивыми тенденциями, среди  которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.

Более или менее однотипные экономические и социальные условия  существования общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие  им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству  известное внутреннее единство. Все  они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают  элементы принуждения в государственном  управлении, официально признается неравенство  и угнетение как естественное состояние общественной жизни.1

Особенность исторических типов  государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в  основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования  общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного  «взросления» человека экономическая  и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.

Таким образом, в силу объективных  причин государство превращается преимущественно  в организующую силу общества, которая  выражает и охраняет личные и общие  интересы его членов.

Основным предназначением  государства марксистское учение считает  создание такого порядка, который узаконивает  угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

В середине XX века возникает  ряд теорий («государство всеобщего  благоденствия», «плюралистическая  демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности  видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).

Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые  характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Какие же изменения претерпело государство?

Будучи главной управляющей  системой общества, государство начинает все более превращаться в орган  преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной  арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими  государствами.

Все это дает основание  охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального  компромисса (по содержанию) и как  правовое государство (по форме).2

Определить общее понятие  государства, которое бы отражало все  без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в  которых существовали, существуют и  будут существовать государства  на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических  черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая  наука и общественная практика, любое  государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно–территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению  ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной  по отношению к иным государствам. Государство является официальным  представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения  налоги и полученные от него займы  направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство –  это особая организация политической власти, которая располагает специальным  аппаратом (механизмом) управления обществом  для обеспечения его нормальной деятельности.3

Издание законов и правил, обязательных для всего населения  данного государства, осуществляется государственным законодательным  органом.

 

    1. Формы и типы государства

 

Государство является основным интегрирующим общество политическим институтом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов. Существуют следующие типы государства: восточная деспотия, полис, раннефеодальная монархия, абсолютизм.тВосточная деспотия. Этот тип государственного устройства свойствен странам Древнего Востока (Египта, Индии, Китая и т. д.). Здесь ведущим занятием было земледелие, и это привело к созданию сильной централизованной власти, т. е. развитого аппарата принуждения. С греческого языка термин «деспотия» переводится как «неограниченная власть». Это некая форма самодержавной власти. Суть восточной деспотии заключалась в следующем: правитель (царь, император) считался единственным собственником земли и осуществлял высшие судебные функции.

Совершенно противоположным  восточной деспотии культурно-историческим типом является античный полис (в  Греции, Риме). Здесь главным было не земледелие, а морской промысел. Полис вырастал из общины, превращался  в самодержавное государство, экономически замкнутое. Раннефеодальная монархия. Крупные феодалы жаловали свои земли рыцарям, вассалам. Рыцари отдавали земли в держание крестьянам. Крестьяне обрабатывали землю, ухаживали за ней, но платили за держание земли ренту. Раннефеодальную монархию последовательно сменили период феодальной раздробленности и междоусобных войн, централизованная монархия, а после произошел переход к абсолютизму. При абсолютизме король контролирует все: и законодательство, и финансы, и армию, а также содержит постоянное войско. Такой вид монархии получил название абсолютной.

Форма государства – это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков.

Форма государственного устройства представляет собой способ территориального устройства государства. Существуют 3 формы государства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство – это политически однородная и неделимая организация. Все административные единицы действуют на основе единых норм и правил. Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (субъектов федерации), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью.

Конфедерация является постоянным союзом самостоятельных государств, которые временно передают часть полномочий союзным органам для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи).

 

    1. Функции государства 

 

 

     Термин «функция»  с латинского обозначает «круг  деятельности», обязанность или  исполнение.     

 Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.    

 Функции государства - это  основные направления государственной  деятельности, без которых существование государства практически невозможно. В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.4     

 Однако функции государства  не являются чем-то раз и  навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).    

 Каждая функция имеет свой  объект воздействия и содержание.     

 Объект - это определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.    

 Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.    

Информация о работе Роль государства в политической системе общества