Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

Среди общественных объединений самым массовым и влиятельным как в международном, так и в национальном масштабе являются профессиональные союзы. Этот общественный институт порождён объективным противоречием между работодателями и наёмными работниками с их различными, а иногда и противоположными интересами. Профессиональные союзы имеются почти во всех странах мира, строятся по отраслевому принципу и объединяет в своих рядах более половины занятого населения. В центре внимания профсоюзов находятся основные потребности и интересы наёмных работников предприятий, учреждений и организаций с различными формами собственности.

Содержание

1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светские и теократические государства.
5.Государство и другие общественные объединения.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Трекало А. 1к3гр КСРС№2.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы»

 

Юридический факультет

Дисциплина «Общая теория государства и права»

 

Контролируемая самостоятельная  работа студента на тему:

«государство в политической системе общества»

 

 

Выполнила студентка 1-ого  курса 3-ей группы

специальность «международное право»

Трекало Анастасия Александровна

 

 

 

 

 

 

Преподаватель 
Кевляк Л. Т.

 

 

Гродно, 2013

 

Оглавление

1.Понятие, структура и  определение политической системы  общества.

2.Государство в политической  системе общества.

3.Государство и политические  партии.

4.Государство и церковь.  Светские и теократические государства.

5.Государство и другие  общественные объединения. 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, структура  и определение политической системы  общества.

Общество - многогранное и  сложное явление. Оно включает различные  сферы взаимодействия людей, явления  и процессы. Так, определенную сферу  жизни общества составляет экономическая  система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Выделяют также духовную жизнь  общества, т.е. производство и распределение  духовных ценностей, формы и средства удовлетворения духовных потребностей людей. Самостоятельную сферу составляет политическая система общества, которая связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью специальных государственных органов управления и принуждения.[1, с.91]

Различные исследователи определяют политическую систему общества по-разному.

Алексеев С.С. считает, что политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. [2, с.72]

Морозова Л.А. даёт определение  понятию политической системы общества исходя из её особенностей, а именно:

1) связь с государственной  властью; 

2) отражение в ней происходящих  в обществе политических процессов,  в том числе 

противоборства различных  социальных сил и интересов;

3) управляющее и регулирующее  назначение, т.е. управление делами  общества, выражение 

интересов существующих групп, слоев населения;

4) регулирование ее деятельности  политическими нормами и правилами,  сложившимися в

политической жизни страны.

Таким образом, она делает вывод, что политическая система – это совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

[1, с.91]

В социальном управлении принимают  участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для  этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние  на политическую жизнь общества и  осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. 

Поэтому с точки зрения Григорьевой, политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система  общества", вошедшее в научный  оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует  политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.[3, с.52]

По мнению В.М Корельского и В.Д. Перевалова, политическая система общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через государство. [4, с.70]

Малько А.В. считает, что политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие "политическая система" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. [5, с.28]

Мелехин А.В. в своей работе поясняет, что политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382-332 гг. до н. э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления ,власть и тип правления. Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.

Активное использование  термина "политическая система" правления  в естественных науках многие исследователи  связывают с именем Т. Парсона (1902 - 1979 гг.) В политологию он был введен в 50 - 60-х годах XX столетия.

Сам же Мелехин  утверждает, что политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. [6, с.69]

В свою очередь, В.Н Хропанюк определяет политическую систему как организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, учавствующих в политической жизни страны. [9, с.44]

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:

а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

б) регулятивную, или нормативную;

в) функциональную;

г) коммуникативную.

Иногда к компонентам  политической системы относят политическую идеологию и политическую культуру. [1, с.91]

Морозова Л.А. приводит характеристику каждой подсистемы:

           Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

1.Собственно политические  организации - государство, политические  партии, политические движения, некоторые  общественные объединения политического  характера. Особенность этих элементов  - непосредственная связь с политикой,  а цель деятельности - овладение  государственной властью, участие  в реализации внутренней и  внешней политики, политическое  воздействие на отдельные группы  и слои населения, проведение  политических интересов определенных  групп и слоев. 

2.Несобственно политические  организации, которые формируются  для активной деятельности не  в политической, а в других  сферах жизни общества - экономической,  духовной и иных. Это профсоюзы,  кооперативные организации, творческие союзы и т.д. Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

Также она поясняет, что  некоторые ученые - проф. М.Н. Марченко, проф. С.А. Комаров, выделяют также организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства  и др. Они являются объектом государственного воздействия, но сами не выступают субъектами (т.е. носителями) политической власти. А Комаров С.А. выделяет человека как субъекта политической системы т.е. человек рассматривается как первичный элемент политической системы. [1, с.92]

3.Спорен в науке вопрос  о том, включаются ли религиозные  организации и институт церкви  в политическую систему. Чаще  всего они не преследуют политических  целей. Тем не менее в клерикальных  и особенно в теократических  государствах религиозные организации  государственной конфессии играют  большую и нередко определяющую  роль в политической 

жизни и, следовательно, входят в состав политической системы в  качестве ее организационного элемента. Но и в светских государствах религиозные  организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем  воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют  в управлении делами общества.

4.Значительное место в  структуре политической системы  занимают средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное  влияние на развитие политических  процессов в обществе, воздействие  на мировоззрение общества и  отдельных людей, в том числе  формирование их политических  взглядов, позиций, убеждений, на  обеспечение коммуникативных связей  в политической системе, на  осуществление социального контроля  за протекающими событиями и  т.д. Это позволило называть  СМИ четвертой властью наряду  с законодательной, исполнительной, судебной.

5.В составе политической  системы выделяют также органы  местного самоуправления, которые   активно участвуют в управлении  делами, имеющими местный характер [1, с.92-93]

          В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

1) правовые нормы и  принципы, имеющие политическое  содержание;

2) корпоративные нормы  политического характера; 

3) политические традиции  и политические обычаи;

4) правила политической  этики. 

                Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны. Функционирование политической системы складывается из процессов функционирования ее компонентов и всей системы в целом, а также эффективности ее воздействия на экономическую, социальную, духовную сферы. Процесс функционирования политической системы не остается во все времена неизменным: с развитием общества, усложнением политической системы изменяется и ее функционирование.

            Коммуникативная подсистема политической  системы предполагает как отношения  внутри этой системы, так и  вовне, при этом как отношения,  основанные на нормах права,  так и неформальные нормы и  отношения, не закрепленные в  нормах права. Неформальные отношения  существуют между государственным  аппаратом и представителями  бизнеса, союзами промышленников, банков. Они оказывают существенное  влияние на политическую жизнь  общества и облик политической  системы, ее функционирование. Данная  подсистема включает и поддержание  международных связей с другими  государствами, политическими партиями, международными организациями и  т.д. [1, с.93-94]

Алексеев С.С. выделяет следующие компоненты политической системы:

1.Совокупность политических  объединений (государство, политические  партии, общественно-политические организации  и движения)

2.Политические отношения,  складывающиеся структурными элементами  системы

3.Политические нормы и  традиции, регулирующие политическую  жизнь страны

4.Политическое сознание, отражающие идеологические и  психологические характеристики  системы

5.Политическая деятельность, охватывающая действия конкретных  людей как представителей или  членов политических объединений  [2, с.73]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Государство  в политической системе общества.

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в  себе всё многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через  призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство  играет особую роль в политической системе,  придавая  ей  своего  рода  целостность  и  устойчивость.  Оно  выполняет  основной  объём  деятельности  по управлению, пользуясь  ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1)  выступает в качестве  единственного официального представителя  всего народа, объединяемого в  пределах его территориальных  границ по признаку гражданства; 

2)  является единственным  носителем суверенитета;

3)  обладает специальным  аппаратом (публичной властью), предназначенным  для управления обществом; 

имеет силовые структуры (вооружённые силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4)   обладает, как правило,  монополией на правотворчество; 

5)  владеет  специфическим   набором  материальных  ценностей  (государственная  собственность,  бюджет,

валюта и т.д.);

6)   определяет главные  направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом  политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере  весьма широкими полномочиями:

−  может устанавливать  в законодательстве правовой режим  организации и функционирования всех иных

Информация о работе Государство в политической системе общества