Государственный политичесий режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "политический режим" появилось в научном обороте во второй половине XX века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ВИДЫ……………...5
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…….....9
ГЛАВА 3. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………16
ГЛАВА 4. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Значительную роль в  становлении тоталитарного политического  режима играют социально-экономические предпосылки. Они связаны, прежде всего, с тем, что утверждению тоталитарного строя, как правило, предшествует глубокий кризис, ведущий к резкому возрастанию экономических бедствий большей части населения. В результате кризиса значительная часть общества оказывается на обочине общественного развития, лишается привычной общественной среды, образуя слой маргиналов. А это, в свою очередь, порождает среди части общества агрессивность, стремление радикально преобразовать общественную структуру.

Политические предпосылки возникновения тоталитарного режима связаны не только с тем, что экономические и политические ресурсы сосредоточиваются в руках государства. Первостепенную роль в политической жизни общества начинает играть партия нового типа, действующая на принципах жесткой дисциплины и завоевывающая массы при помощи откровенной демагогии. Такие партии действуют на основе идеологии, признаваемой в качестве единственно верной. Во главе такой партии оказывается вождь, действия которого не подлежат обсуждению.

Выделяют также и психологические предпосылки. Они связаны с усилением влияния в обществе коллективистских настроений, которые неизбежно ведут к полному подчинению отдельной личности коллективу, общественному целому. В этом же направлении действует и тот факт, что в обществе получает распространение массовая психологическая неудовлетворенность разрушением традиционных общественных отношений, когда отдельная личность оказывается дезориентированной, утрачивает способность правильно оценивать происходящее и стремится найти некую новую опору. Такую опору она находит в тоталитарной идеологии, зовущей к великим свершениям и победам. И тогда маленькая личность обретает способность ощущать себя актером истории.[1,С.11-13]

 

2.3. Признаки тоталитаризма

 

Едва ли не важнейшим  признаком тоталитарного политического режима является идеологизация всех сфер общественной жизни. "Единственно верная идеология" является официальным основанием для принятия решений в экономике, политике, социальной сфере. Какой бы ни была социальная цель тоталитарного режима, его идеология выражает собственный вариант установления "светлого будущего" и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало и даже стимулировало насилие по отношению к другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали "светлое будущее" с руководящей ролью рабочего класса. Немецкие национал-социалисты в центр созидания общества ставили расу, нацию. Идеология "чучхе" ставит вопрос об исключительности корейцев как особой национальной группы, находящейся под руководством товарища Ким Чен Ира — наследника "великого вождя" Ким  Ир Сена. Таким образом, тоталитарные идеологии являются орудием обеспечения интересов социальных лидеров и средством оправдания репрессий и насилия над их противниками.

Тоталитарные идеологии в своей основе являются мифологическими. Они не ставят перед собой задачи адекватного отражения социальной реальности. Их призвание — популяризировать искусственно созданную и, чаще всего, оторванную от реальности будущую картину мира. Несмотря на свою оторванность от реальности эти идеологии, будучи востребованными в условиях кризиса, способны подчинять себе сознание масс. Мифологические идеологии являются откровенно конфронтационными по отношению к любому иному идеологическому течению. В этом коренится идея внешней экспансии и "воинственности" во внутренней политике, что сопровождается непримиримой борьбой с "внешними" и "внутренними" врагами. Так, для советских коммунистов политическими противниками была не только "мировая буржуазия", но и представители целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители культа (священники), представители либеральной интеллигенции, предприниматели, кулаки и т. д. Внутренними врагами немецких нацистов были евреи и другие представители "низших рас", которые якобы несли угрозу рейху. Необходимость сохранения идейной чистоты и целеустремленности в построении "нового" общества предполагало создание специфической политической системы в обществе.

Исходя из потребности  жесткой идейной ориентации государственной политики, необходимости постоянного идеологического контроля за деятельностью всех органов власти, рассматриваемый тоталитарный режим, что называется, обречен на срастание государства и правящей партии. Образуется специфический центр власти, который нельзя идентифицировать ни как государство, ни как партию. Это было особенно характерно для нашей бывшей Родины — СССР. Конституционное закрепление за коммунистической партией руководящей роли в обществе означало по сути дела полный приоритет идеологических подходов в решении любых задач. Политическое господство государства-партии подкреплялось централизованным контролем и планированием в экономической сфере. Монопольное господство государственной собственности, недопущение частной собственности ставили государство в положение единственного работодателя, самостоятельно определявшего и условия труда, и критерии оценки его результатов, и потребности населения. Правда, партийно-государственная власть Гитлера в Германии не стала осуществлять жесткую регламентацию в промышленности и сельском хозяйстве. Она не пошла на полное огосударствление собственности, как это было в СССР. В нацистской Германии сохранялась довольно широкая сфера самостоятельности в экономической области, хотя сама экономика довольно жестко контролировалась государством.

Важным признаком тоталитарного  режима выступает подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик громоздкой государственной машины. Один из немецких политологов писал, что человек в тоталитарном государстве представляется "животной разновидностью человека". Тоталитарное государство — это организация деперсонализованных, лишенных своего "я" менеджеров и миллионов дегуманизированных обесчеловеченных рабов. [11,С.87].

Тоталитарный режим  стремится к полной трансформации  человека в соответствии с укоренившей  в обществе идеологией (фашизм, марксизм). Ставится задача сформировать определенный тип личности с особым психическим складом, ментальностью, поведением. И достигается это посредством широко осуществляемой стандартизации и унификации индивидуальности, растворения ее в массе, подавлением индивидуального, личного начала человека. Вместо одного типа личности, которому свойственны индивидуальность, своеобразие, самобытность, формируется в соответствии с идеологическими канонами другой тип человека тоталитарного общества, в котором нет места индивидуальным особенностям. Их заменяет однообразие, одномерность, единомыслие.

Монолитность тоталитарной политической власти вылилась в практическое срастание всех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной. Политическая оппозиция как публичный институт отсутствовала. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и политической активности. Выборы были превращены по своей сути только в голосование по заранее определенному сценарию. Для контроля за монолитным политическим порядком в тоталитарных обществах создавалась секретная политическая полиция (в Германии — отряды СС, в СССР - ВЧК, НКВД, КГБ). Это был своеобразный механизм контроля и управления, который использовался, в том числе и для того, чтобы разрешать конфликты внутри правящего слоя. Одновременно это была одна из наиболее привлекательных областей государственной службы с точки зрения условий и оплаты труда.

Тоталитарный политический режим отличает универсальная политико-идеологическая форма регулирования социальных процессов, которая стерла границу между государством и обществом. В итоге власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, активно используя методы террора, агрессии, геноцида против собственного народа.

Силовые и принудительные методы и технологии в тоталитарном режиме пользуются безусловным приоритетом власти. Это имело необратимые последствия для политической системы общества: она утратила политический характер, действуя на принципах принуждения, насилия и диктата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

3.1. Понятие  авторитарного политического режима

 

 Авторитарный режим  (от. лат. – властный)- это режим,  при котором власть не формируется  и не контролируется народом. 

В настоящее время во многих странах мира установились авторитарные политические режимы. По некоторым оценкам, около 100 государств в современных условиях относятся к авторитарным режимам. А это достаточно большое число стран с разнообразным государственным устройством — от военно-диктаторских до монархических. Они занимают промежуточное положение между демократическим и тоталитарным политическими режимами. Так, подобно тоталитаризму авторитарные политические режимы отличаются едва ли не неограниченной властью государственных органов. Это проявляется в жестком политическом правлении, опоре в случае необходимости на принудительные и силовые методы для регулирования социальных процессов. В то же время, подобно демократии, для авторитаризма характерно сохранение сферы гражданского общества, частной инициативы в экономике, рыночной конкуренции.

Главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных ("силовиков") и государственной бюрократии. Нередко их действия, нацеленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Так, за счет принудительной мобилизации авторитарные политические режимы (например, режим Пиночета в Чили в 70-е годы) могут вызывать к жизни достаточно высокую гражданскую активность и на этой основе добиваться неплохих экономических результатов. Однако эти режимы плохо приспособлены для налаживания эффективной связи между властью и рядовыми гражданами. И в этом заложена опасность для самого существования авторитарного политического режима. Узость социальной опоры авторитарного политического режима выражается и в малой эффективности идеологии. Ее инструменты просто бездействуют в авторитарном режиме. И потому, как отмечают специалисты, при выработке государственной политики широко используются келейный сговор, подкуп, закулисные сделки и другие механизмы теневого правления.[16,С.56-59]

 

3.1. Основные признаки авторитаризма

 

Власть находится в  руках одного лица или же группы лиц. В качестве носителя власти выступают монарх, диктатор, военная хунта и т.д. Большинство населения не имеет доступа к власти.

Неограниченность власти. Государственные органы не обязаны отчитываться перед гражданами или их представителями. Законодательство полностью формируется лицами, находящимися у власти.

Опора на силу. Авторитарное государство не обязательно основывает свою деятельность на постоянном применении силы. Однако органы власти всегда дают почувствовать свою способность прибегать к принуждению к повиновению населения.

Монополизация власти, стремление ограничить возможности для деятельности легальной оппозиции, вплоть до ее запрета. При этом не исключается возможность существования общественных организаций, но они должны быть полностью под контролем власти.

Отсутствие тотального контроля над  обществом. Авторитаризм допускает самостоятельную деятельность граждан в экономике, не ставит жестких ограничений для гражданского общества.

Рекрутирование политической элиты  через механизм кооптирования. Попадание в правящую элиту происходит путем простого назначения сверху. Политические выборы, если они и существуют, носят декоративный характер и мало влияют на процесс рекрутирования политической элиты.

 

3.2. Разновидности авторитаризма

 

Можно выделить следующие  основные типы авторитарных режимов: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими "командами" (Белоруссия). Обычно такие режимы устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в странах Восточной Европы после второй мировой войны, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). В отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой результат эволюции легитимного режима.

Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число  примеров установления военных режимов  дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. При таком правлении может широко использоваться и физическое насилие.

Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке определенной национальной или этнической группы. Такие режимы сложились и в ряде стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). В этих странах явно выражено стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения. Это сопровождается проведением негласной политики вытеснения инонациональных групп. Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является система квот, разрешительный порядок регистрации предприятия, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью государственных служащих. Последние, занимаясь вопреки законодательству предпринимательской деятельностью, получают огромные личные доходы. В настоящее время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный политический режим, при котором влияние на рычаги власти имеют представители наиболее богатых групп общества. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролируют около половины государственной экономики и частного сектора. Корпоративные принципы отношений элитарных групп снижают влияние на власть партий и других ассоциаций, представляющих интересы различных слоев населения.

Информация о работе Государственный политичесий режим