Государственный политичесий режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "политический режим" появилось в научном обороте во второй половине XX века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ВИДЫ……………...5
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…….....9
ГЛАВА 3. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………16
ГЛАВА 4. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3                                                                                          

 

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ВИДЫ……………...5

 

ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…….....9

 

ГЛАВА 3. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ………16

 

ГЛАВА 4. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32

 

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие "политический режим" появилось в научном обороте во второй половине XX века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами. Не удивительно, что, к примеру, польский политолог Е.Вятр под политическим режимом понимает систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.[3,C.17-19]

В таком подходе политический режим совмещает конституцию страны и политические реальности. Это очень важно. Ибо положения конституции не всегда могут соответствовать тому, что реально есть в политической жизни. И вот понятие "политического режима" совмещает и первое, и второе. В нем выражается политический климат, существующий в данном обществе.

Идея всесильной и  всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях "левых коммунистов", Л.Троцкого. Параллельно представители "евразийского" течения (Н.Трубецкой, П.Савицкий) выработали концепцию "идеи-правительницы", освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству во многом опиралась на представления Платона об идеальной власти и идеальном государстве, на воззрения Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, воспевавших сильное и совершенное государство. Такая система власти описана и в ряде литературных произведений, в частности, в антиутопиях Дж. Оруэлла, О.Хаксли, Е. Замятина, которые дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.

Одним из первых (в 30-х  гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин "тоталитаризм" немецкий философ и политолог К. Шмит.

Наиболее емко и кратко суть понимания демократии выразил А. Линкольн: "власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа".

Ценностный подход лежит  в основе философии Ж.-Ж. Руссо, понимавшего демократию как форму выражения всевластия суверенного народа. Народ, по Руссо, является единственным носителем суверенитета. Он представляет общую волю всех членов общества.

Свое понимание демократии закрепил М. Вебер в своей плебисцитарно-вождистской теории демократии. По его мнению, демократия представляет собой "средство" властвования, полностью обесценивающее все понятия "народного суверенитета", общей "воли народа" и т. п. Вебер не без основания полагал, что при демократии прямые формы политического волеизъявления возможны только в строго ограниченных пределах. В сложных современных обществах утверждается контроль над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля над властью и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, "когда народ выбирает лидера, которому он доверяет".

Также мы рассмотрим признаки, разновидности и особенности основных видов политического режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ВИДЫ

 

1.1 Понятие  политического режима

 

Политический режим — это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

 В науке существуют два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т. д. Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход. Он позволяет в качестве агентов власти рассматривать не только правительство или официальные структуры, но и все социальные силы, реально, влияющие на принятие и осуществление решений. Понятно, что при характеристике правления в таком подходе может рассматриваться, наряду с правительством и официальными структурами, и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.

Можно утверждать, что политический режим охватывает все общество, ибо, властные отношения пронизывают все его сферы. А политический режим задает тон всем властным отношениям, определяя долю государственного участия в них. Политический режим обозначает политический элемент в экономике, социальной сфере, культуре, межнациональных отношениях, индивидуальной и группой психологии граждан, их сознании.[8,C. 24-31]

 

 

 

 

1.2. Основные  признаки политического режима

 

По мнению многих политологов, у политического режима можно  выделить основные признаки, такие  как:

  • Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления, поскольку он способствует организации макросоциальных процессов. Поэтому по содержанию он близок к политической системе, отражая ее динамический аспект.
  • Режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и ее определенную стабильность, поскольку все элементы системы приводит в упорядоченное взаимодействие.
  • Режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность правящему классу выполнять возложенные на него полномочия.
  • Любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно отличается от других.
  • Режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.[17,С.84-85] Не случайно американские политологи указывают на то, что тот или иной политический режим представляет собой специфический период действия политической власти в рамках определенной политической системы.

Политический режим  можно охарактеризовать как совокупность способов, средств и характера осуществления властных отношений во всех сферах общественной жизни, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Таким образом, политический режим олицетворяет собой всю политическую систему общества, характер принятия политических решений и протекания политических процессов, т. к. отражает распространение власти на всех уровнях социальной организации общества. Политический режим является функциональной характеристикой власти. Эта характеристика находит свое отражение в правовых формах государства и в его отношениях с обществом и отдельным человеком, урегулированных, прежде всего конституционным правом.[13,С.39-41]

Категория "политический режим", как мы уже отмечали, воплощает  в себе реальную политическую власть в обществе и методы ее осуществления. Она характеризует также то, как соотносятся и взаимодействуют в данном социальном организме гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.

На ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая нередко складывается вопреки интересам господствующего класса. На вид политического режима может оказывать воздействие и международная обстановка.[14,С.17-26]

Политический режим  определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима, такие как: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либеральный, демократический.

 Но обычно выделяют три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный и демократический, их мы и рассмотрим подробнее.

ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

2.1 Понятие  тоталитарного режима

 

Термин "тоталитаризм" (от лат. totalitas — целостность) появился в 20-х годах прошлого столетия в Италии и приобрел политическую окраску после того, как Б. Муссолини использовал его для характеристики установленных им политических порядков на основе теории "органистского государства" (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.

Идея всесильной и  всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях "левых коммунистов", Л.Троцкого. Параллельно представители "евразийского" течения (Н.Трубецкой, П.Савицкий) выработали концепцию "идеи-правительницы", освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству во многом опиралась на представления Платона об идеальной власти и идеальном государстве, на воззрения Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, воспевавших сильное и совершенное государство. Такая система власти описана и в ряде литературных произведений, в частности, в антиутопиях Дж. Оруэлла, О.Хаксли, Е. Замятина, которые дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.

Одним из первых (в 30-х  гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин "тоталитаризм" немецкий философ и политолог К. Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарного государства. В 40-е и 50-е годы XX века начинает складываться цельная теория тоталитарного политического режима. Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаменитую "Дорогу к рабству", в 1951 г. вышла книга Х.Арендт "Истоки тоталитаризма", а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд "Тоталитарная диктатура и автократия". В этих работах впервые была сделана попытка систематизации признаков тоталитарной власти и раскрытия взаимодействия социальных и политических структур в этих обществах. Значительный вклад в исследование коммунистического тоталитаризма в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия внесли русские философы Н. Бердяев, Г.Федотов, П.Струве, С.Франк. В отличие от западных исследователей, они, как правило, уделяли внимание не политико-институциональному, а философскому анализу тоталитаризма. Глубокий анализ советской разновидности тоталитаризма дан в книге Н. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма" и в статье Г. Федотова "Сталинократия" (Бердяев И. Истоки и смысл русского коммунизма.— М.,  1990; Мыслители русского зарубежья.— СПб., 1992.).

В настоящее время  большинство ученых придерживаются мнения о том, что тоталитаризм представляет собой весьма специфическую систему организации политической власти. Тоталитаризм это такой политический режим, который характеризуется широким и разносторонним контролем со стороны государственной власти над отдельным человеком и всем обществом, единой идеологией, направленностью внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели. Отдельные элементы тоталитарного политического режима исторически обнаруживаются во многих типах диктатур. Так, в восточных деспотиях можно было видеть жесткость правления и абсолютный авторитет владыки, в средневековых государствах Европы — абсолютное господство веры в жизнедеятельности людей и т.д. Однако в целостном виде тоталитарный режим возникает в определенный исторический период.[15,С.21-26]

 

 

 

 

 

2.2. Предпосылки возникновения тоталитарного политического режима

 

К числу главнейших предпосылок возникновения такого режима относится становление индустриального развитого общества. Одним из существенных следствий этого стало усложнение общественной структуры, что привело к разрушению привычных связей между традиционными социальными слоями и группами общества, а также к появлению новых социальных групп. В условиях невиданных ранее демографических сдвигов отдельный человек терял социальную устойчивость и стремился отыскать точку опоры в "понятной" и устремленной в будущее идеологии.

Усложнение социальной структуры во многом было следствием решительного изменения экономических отношений, которые испытывали на себе влияние процессов сращивания разного рода финансовых групп и корпораций с государственными хозяйственными органами, что открывало дорогу для проникновения государства в сферу экономики и сужало область проявления частной инициативы. Тоталитарные тенденции подстегивались интенсивным развитием науки и техники, что порождало иллюзию полной познаваемости законов природы и общества. В общественном сознании утверждалось представление о возможности тотального планирования общественного развития в целях достижения всеобщего процветания в исторически обозримые сроки. Ставка в практической реализации этого рода иллюзий делалась на государственный аппарат с его возможностями всеобъемлющего контроля всех сфер общественной жизни. В качестве предпосылки для возникновения тоталитарного политического режима исследователи отмечают появление массовых коммуникаций, позволявших не только установление прямых отношений государства с различными социальными слоями и группами общества, но и с отдельными гражданами. Утверждению тоталитарных политических режимов способствовало и улучшение материального состояния основной массы населения, что еще больше укрепляло убежденность общества в пользе дальнейшей централизации власти и всемерного контроля государства над всеми сферами жизнедеятельности людей.

Информация о работе Государственный политичесий режим