Государственный аппарат Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 60.87 Кб (Скачать файл)

В экологических правонарушениях  их предмет всегда следует рассматривать  в связи с объектом. Изолированный  анализ предмета не позволяет уяснить  то отношение, которому причиняется  ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают  штрафы в различных размерах, ограничение  свободы, исправительные работы, арест  на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Непосредственным объектом экологических  преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

Объективная сторона выражается посредством  деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий  и причиной связи между ними.

Субъективная сторона - как умышленная, так и неосторожная вина.

В случае совершения экологического правонарушения вред причиняется природным  объектам.

Так, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 8.28 КоАП РФ), засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 8.31 КоАП РФ) совершаются умышленно, а уничтожение или повреждение леса в результате небрежного обращения с огнем (ст. 8.32 КоАП РФ, ст. 261 УК) только по неосторожности.

Ряд деяний, как, например, загрязнение  природной среды (ст. 8.2 КоАП РФ, ст. 250, 251, 252 УК РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9 КоАП РФ) могут быть совершены умышленно, отношение к последствиям же -- неосторожное. Мотивы и цели умышленных экологических правонарушений могут быть различными и, как правило, в качестве признаков состава правонарушения не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так  и юридически лица, включая хозяйствующих  субъектов различных форм собственности  и подчиненности, а также иностранные  организации и граждане.

Проблема различия между экологическими проступками и преступлениями будет  подробно описана во втором разделе  данной работы. Поскольку (как будет  показано далее) разница между проступком и правонарушением очень часто  состоит только в масштабе причиненного ущерба, но не в характере действия как такового, проанализируем те деяния, которые квалифицируются современным  российским законодательством как  экологические преступления. Анализ проступков в данной работе опускается, так как они в массе своей  суть облеченные формы преступлений.

Итак, экологическими правонарушениями считаются:

- загрязнение, засорение, истощение  поверхностных или подземных  вод, источников питьевой воды либо изменение их природных свойств; - нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха;

- загрязнение морской среды;

- отравление, загрязнение или иная  порча земель вредными продуктами  хозяйственной или иной деятельности  вследствие нарушения правил  обращения с удобрениями, стимуляторами  роста растений, ядохимикатами и  иными опасными химическими и  биологическими веществами при  их хранении, использовании и  транспортировке, повлекшие причинение  вреда здоровью человека или  окружающей среде; - уничтожение  или повреждение лесов (а равно  насаждений, не входящих в лесной  фонд) в результате неосторожного  обращения с огнем или иным  источником повышенной опасности;

- незаконная порубка (без соответствующего  разрешения), а равно повреждение  до степени прекращения роста  деревьев, кустарников и лиан  в лесах первой группы либо  в особо защитных участках  лесов всех групп, а также  деревьев, кустарников и лиан, не  входящих в лесной фонд или  запрещенных к порубке, если  они совершены в значительном  размере;

- уничтожение критических местообитаний  для организмов, занесенных в  Красную книгу РФ, повлекшее резкое  сокращение численности или гибель  популяций этих организмов;

- незаконная охота, если это  деяние совершено с причинением  крупного ущерба, с применением  механического транспортного средства  или воздушного судна, взрывчатых  веществ, газов или иных способов  массового уничтожения птиц и  зверей, в отношении птиц и  зверей, охота на которых полностью  запрещена, на территории заповедника  или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; - незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использование самоходного транспортного плавающего средства, электротока, химических и взрывчатых веществ или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции к ним;

- производство лесоповала, строительство  мостов, дамб, транспортировка древесины  и другой лесной продукции  с лесосек, осуществление разрывных  и других работ, а равно эксплуатация  водозаборных сооружений и перекачивающих  механизмов с нарушением правил  охраны рыбных запасов, если  они повлекли массовую гибель  рыбы или других водных животных; - нарушение положений Федерального  Закона РФ «Об охране окружающей  среды» при проектировании промышленных, сельскохозяйственных, научных и  других объектов лицами, ответственными  за их соблюдение, если это  повлекло существенные изменения  радиационного фона, причинение  вреда здоровью человека, массовую  гибель животных или иные тяжкие  последствия или иные тяжкие  последствия; - производство запрещенных  видов опасных видов отходов,  транспортировка и хранение, захоронение,  использование или иное обращение  радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов  с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения  существенного вреда здоровью  человека или окружающей среде; - незаконное изготовление, переработка,  приобретение, хранение, перевозка  или пересылка в целях сбыта,  а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для изготовления и переработки;

- нарушение правил охраны и  использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе  в эксплуатацию и эксплуатация  горнодобывающих предприятий и  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, а также самовольная застройка  площадей залегания полезных  ископаемых, если эти действия  повлекли значительный ущерб; - нарушение  режима особо охраняемых природных  территорий и природных объектов (заповедников, заказников, памятников  природы), повлекшие за собой значительный  ущерб;

- уничтожение и повреждение  памятников истории культуры, природных  комплексов и объектов, взятых  под охрану государства; - сокрытие  или искажение информации о  событиях, фактах или явлениях, создающих  опасность для жизни и здоровья  людей либо для окружающей  среды совершенные лицом, обязанным  обеспечить население такой информацией;

- незаконное обращение с радиоактивными  материалами, т.е. разрушение радиоактивных  материалов;

- хищение либо вымогательство  радиоактивных материалов;

- нарушение правил безопасности  при размещении, проектировании, строительстве  и эксплуатации объектов атомной  энергии, если это могло повлечь  смерть человека или радиоактивное  заражение окружающей среды;

- нарушение правил безопасности  при обращении с микробиологическими  либо другими биологическими  агентами или токсинами, если  это повлекло причинение вреда  здоровью человека, распространение  эпидемий или эпизоотий, иные  тяжкие последствия;

- нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности  распространение эпизоотий.

3. Ответственность за экологические правонарушения

3.1 Органы, осуществляющие  контроль за экологической деятельностью

Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе  нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, является контролем в области  охраны окружающей среды (экологическим  контролем).

Экологический контроль может быть не только государственным. В соответствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:

- государственный экологический  контроль;

- производственный экологический  контроль;

- муниципальный экологический  контроль;

- общественный экологический контроль.

Выделяют также общий экологический  контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный - проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.

Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:

- обеспечения соответствующими  органами, юридическими и физическими  лицами исполнения законодательства  в области охраны окружающей  среды;

- соблюдения требований, в том  числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны  окружающей среды;

- обеспечения экологической безопасности.

Для определения объектов хозяйственной  и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

Права, обязанности и ответственность  государственных инспекторов в  области охраны окружающей среды  определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.

Экологический контроль является одним  из средств управления охраной окружающей среды. В условиях ухудшения окружающей среды и изменения социально-экономических  условий жизни, Российское государство  принимает меры к усилению государственного экологического контроля и его правовой базы. В утвержденных Правительством РФ положениях о специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды, о других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий экологический контроль[6, c. 192].

Производственный экологический  контроль согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (ст. 67) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Производственный экологический  контроль, как правило, осуществляется экологической службой юридических  хозяйствующих лиц и субъектов. Данный вид контроля "включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих  совершенствование технологий и  улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и  нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных  объектов, проведения работ по рекультивации  нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности".

Муниципальный контроль в области  охраны окружающей среды (муниципальный  экологический контроль) производится на территории муниципального образования  органами местного самоуправления или  уполномоченными ими органами в  соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный контроль в области  охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду  и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и  иными некоммерческими объединениями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного  экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд".

Информация о работе Государственный аппарат Российского государства