Государственное устройство Польши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Государственный строй Польши определяется Конституцией, основным законом страны. Республика Польша — демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Официальным языком является польский язык. Столицей является Варшава.
В Польше имеется разделение властей. Исполнительную власть представляет президент, являющийся главой государства, и Совет Министров, законодательную — Парламент — Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата), судебную — суды и трибуналы, возглавляемые Верховным судом.

Содержание

1. Конституционное право Республики Польша. История развития………3

2. Форма государственного устройства Польши……………………………8

3. Изменение Конституции………………………………………………… .9

4. Конституционные свободы и права граждан…………………………… 10

5. Сейм и Сенат……………………………………………………………… 12

6. Президент……………………………………………………………………15

7. Местное (территориальное) самоуправление…………………………… 21

8. Суды и трибуналы………………………………………………………… 22

Список используемой литературы……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

План ПОЛЬША.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

Маршал Сейма  временно, до времени выборов нового Президента Республики, исполняет обязанности  Президента Республики в случае:

 

1) смерти Президента  Республики,

 

2) отказа Президента  Республики от должности, 

 

3) подтверждения  недействительности выборов Президента  Республики или иных причин  незанятия должности после выборов, 

 

4) признания  Национальным Собранием стойкой  неспособности Президента Республики  исполнять должность с учетом  состояния здоровья постановлением, принятым большинством не менее  2/3 голосов законного числа членов  Национального Собрания,

 

5) отрешения  Президента Республики от должности  решением Государственного Трибунала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если  Маршал Сейма не может исполнять  обязанности Президента Республики, эти обязанности принимает на себя Маршал Сената. Лицо, исполняющее  обязанности Президента Республики, не может постановлять о сокращении срока полномочий Сейма.

Президент Республики не может занимать какую-либо иную должность  или выполнять какую-либо публичную  функцию, за исключением тех, которые  связаны с исполняемой должностью.

Президент Республики как представитель государства  во внешних сношениях:

    1. ратифицирует и денонсирует международные договоры, о чем уведомляет Сейм и Сенат,

 

2) назначает и отзывает полномочных  представителей Республики Польша  в других государствах и при  международных организациях,

 

3) принимает верительные и отзывные  грамоты аккредитованных при  нем дипломатических представителей  других государств и международных  организаций. 

 

Президент Республики является верховным  главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Польша.

Совещательным органом Президента Республики в  области внутренней и внешней  безопасности государства является Совет Национальной Безопасности. Вспомогательным  органом Президента Республики является Канцелярия Президента Республики. Президент  Республики издает положение о Канцелярии, а также назначает и отзывает Начальника Канцелярии Президента Республики.

  Президент Республики предоставляет  польское гражданство и выражает  согласие на отказ от польского  гражданства, награждает орденами  и отличиями, применяет право  помилования. Право помилования  не применяется к лицам, осужденным  Государственным Трибуналом, может  обращаться с посланием к Сейму,  к Сенату или к Национальному  Собранию.

По  вопросам особой важности Президент  Республики может созвать Совет  Кабинета. Совет Кабинета образуется из Совета Министров, заседающего под  председательством Президента Республики.

Президент Республики издает распоряжения и приказы.

 

Президент Республики, используя свою конституционную  и законную компетенцию, издает официальные  акты.

Официальные акты Президента Республики требуют  для своей действительности подписи  Председателя Совета Министров, который  вследствие подписания акта несет ответственность  перед Сеймом.

Кроме актов  касающихся:

 

1) назначения  выборов в Сейм и Сенат, 

 

2) созыва первого  заседания новоизбранных Сейма  и Сената,

 

3) сокращения  срока полномочий Сейма в случаях,  определенных в Конституции, 

 

4) законодательной  инициативы,

 

5) назначения  общепольского референдума, 

 

6) подписания  закона или отказа подписать  его, 

 

7) издания  приказа об опубликовании закона  или международного договора  в "Дзенник Устав Жечипосполитей  Польскей",

 

8) обращения  с посланием к Сейму, к Сенату  или к Национальному Собранию,

 

9) обращения  с предложением в Конституционный  Трибунал,

 

10) предложения  о проведении контроля Верховной  Палатой Контроля,

 

11) выдвижения  кандидатуры и назначения Председателя  Совета Министров, 

 

12) принятия  отставки Совета Министров и  поручения ему временно исполнять  обязанности, 

 

13) внесения  в Сейм предложения о привлечении  к ответственности перед Государственным  Трибуналом члена Совета Министров, 

 

14) отзыва  министра, которому Сейм выразил  вотум недоверия, 

 

15) созыва  Совета Кабинета,

 

16) награждения  орденами и отличиями, 

 

17) назначения  судей, 

 

18) применения  права помилования, 

 

19) предоставления  польского гражданства и выражения  согласия на отказ от польского  гражданства, 

 

20) назначения  Первого Председателя Верховного  Суда,

 

21) назначения  Председателя и Вице-председателя  Конституционного Трибунала, 

 

22) назначения  Председателя Высшего Административного  Суда,

 

23) назначения  председателей Верховного Суда, а также вице-председателей Высшего  Административного Суда,

 

24) внесения  в Сейм предложения о назначении  Председателя Польского Национального  Банка, 

 

25) назначения  членов Совета Денежной Политики,

 

26) назначения  и отзыва членов Совета Национальной  Безопасности,

 

27) назначения  членов Всепольского Совета Радиовещания  и Телевидения, 

 

28) издания  положения о Канцелярии Президента  Республики, а также назначения  и отзыва Начальника Канцелярии  Президента Республики,

 

29) издания  приказов на принципах, определенных  в 

 

30) отказа  от должности Президента Республики.

 

Президент Республики за нарушение Конституции, закона или  за совершение преступления может быть привлечен к ответственности  перед Государственным Трибуналом. Обвинение Президенту Республики может  быть предъявлено постановлением Национального  Собрания, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа членов Национального Собрания по предложению  не менее 140 членов Национального Собрания. Со дня принятия постановления о  предъявлении Президенту Республики обвинения  перед Государственным Трибуналом исполнение должности Президентом  Республики подлежит приостановлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Местное (территориальное)  самоуправление 

 

Территориальное самоуправление выполняет публичные  задачи, не закрепленные Конституцией или законами за органами иных публичных  властей.

Основной  единицей территориального самоуправления является община. Она выполняет все  задачи территориального самоуправления, не закрепленные за иными единицами  территориального самоуправления.

Публичные задачи, служащие удовлетворению потребностей самоуправляющегося сообщества, выполняются  единицами территориального самоуправления как собственные задачи.

Единицы территориального самоуправления имеют  право устанавливать размеры  местных налогов и сборов в  объеме, определенном в законе. Единицы  территориального самоуправления выполняют  свои задачи через посредство постановляющих и исполнительных органов.

Выборы  в постановляющие органы - всеобщие, равные, непосредственные и производятся тайным голосованием.

Члены самоуправляющегося сообщества могут  путем референдума решать о делах, касающихся этого сообщества, в том  числе об отзыве органов территориального самоуправления, избранных непосредственными  выборами.

Деятельность  территориального самоуправления подлежит надзору. Органами надзора за деятельностью  единиц территориального самоуправления являются Председатель Совета Министров  и воеводы, а в сфере финансовых дел - региональные счетные палаты. Сейм по предложению Председателя Совета Министров может распустить постановляющий орган территориального самоуправления, если этот орган грубо нарушает Конституцию  или законы.

Единицы территориального самоуправления имеют право объединяться, вступать в международные объединения  локальных и региональных сообществ, а также сотрудничать с локальными и региональными сообществами других государств.

 

 

 

 

 

 

8. Суды и трибуналы. 

 

К системе общих судов относятся  районные, воеводские и апелляционные  суды. Районные суды являются судами первой инстанции для рассмотрения большинства  уголовных и гражданских дел. Они создаются по одному для каждой общины, по одному на несколько общин  одного воеводства. Воеводские суды создаются, как правило, по одному в каждом воеводстве. Они выступают апелляционной  инстанцией по отношению к районным. Решения и приговоры воеводских и апелляционных судов можно  обжаловать в Верховный суд.

Верховный суд возглавляет Первый председатель, который назначается на шесть  лет Президентом из числа кандидатов, представленных общим собранием  судей. Верховного суда (ч. 3 ст. 183).

Система административной юстиции включает Высший административный суд и нижестоящие  административные суды.

Высший  административный суд возглавляется  его Председателем, которого на шесть  лет назначает Президент из числа  кандидатов, представленных общим собранием  судей Высшего административного  суда.

Конституционный трибунал – это орган конституционного контроля. Конституционный трибунал состоит из 15 судей, избираемых Сеймом на 9 лет без права повторного переизбрания.

Конституционный Трибунал разрешает дела:

 

1) о соответствии  законов и международных договоров  Конституции, 

 

2) о соответствии  законов ратифицированным международным  договорам, ратификация которых  требовала предварительного согласия, выраженного в законе,

 

3) о соответствии  предписаний права, издаваемых  центральными государственными  органами, Конституции, ратифицированным  международным договорам и законам, 

 

4) о соответствии  Конституции целей или деятельности  политических партий,

 

5) о конституционной  жалобе.

 

Государственный трибунал – это специализированный квазисудебный орган, разрешающий  дела о конституционной ответственности  должностных лиц государства, указанных  в конституции.

За  нарушение Конституции или закона в связи с занимаемой должностью или в сфере исполнения своих  служебных обязанностей конституционную  ответственность перед Государственным  Трибуналом несут: Президент Республики, Председатель Совета Министров, а также  члены Совета Министров, Председатель Польского Национального Банка, Председатель Верховной Палаты Контроля, члены Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, лица, которым Председатель Совета Министров вверил руководство  министерством, а также Высший Командующий  Вооруженными Силами.

Государственный Трибунал состоит из председателя, 2 заместителей председателя и 16 членов, избираемых Сеймом не из числа депутатов  и сенаторов на время срока  полномочий Сейма. Заместители председателя Трибунала, а также не менее половины членов Трибунала должны иметь квалификацию, требуемую для занятия должности  судьи.

Председателем Государственного Трибунала является Первый Председатель Верховного Суда. Члены Государственного Трибунала  при осуществлении функции судьи  Государственного Трибунала независимы и подчиняются только Конституции, а также законам.

Член Государственного Трибунала без предварительного согласия Государственного Трибунала  не может быть привлечен к уголовной  ответственности или лишен свободы. Член Государственного Трибунала не может быть задержан или арестован, за исключением случая, когда застигнут  на месте преступления, если его  задержание необходимо для обеспечения  надлежащего хода производства. О  задержании незамедлительно уведомляется председатель Государственного Трибунала, который может распорядиться  о немедленном освобождении задержанного.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Конституция  Республики Польша от 2 апреля 1997 г. (текст Конституции приводится  по сборнику "Конституции государств  Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.)

2. Алебастрова  И.А. Конституционное право зарубежных  стран: Учебное пособие. – М.: Юрайт – М, 2001 – 640 с. 

3. Конституционное  право зарубежных стран. Учебник  /отв. Ред. Б.А. Страшун. Общая  часть 3-е изд. М.: БЕК, 1999. – 514 с. 

4. Мишин А.А.  Конституционное право зарубежных  стран. Учебник. – М. : Белые  альвы, 1996. – 400 с. 

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4 т. Т.3. М.: Юриспруденция, 2005.

 

 


Информация о работе Государственное устройство Польши