Государственное устройство Польши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Государственный строй Польши определяется Конституцией, основным законом страны. Республика Польша — демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Официальным языком является польский язык. Столицей является Варшава.
В Польше имеется разделение властей. Исполнительную власть представляет президент, являющийся главой государства, и Совет Министров, законодательную — Парламент — Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата), судебную — суды и трибуналы, возглавляемые Верховным судом.

Содержание

1. Конституционное право Республики Польша. История развития………3

2. Форма государственного устройства Польши……………………………8

3. Изменение Конституции………………………………………………… .9

4. Конституционные свободы и права граждан…………………………… 10

5. Сейм и Сенат……………………………………………………………… 12

6. Президент……………………………………………………………………15

7. Местное (территориальное) самоуправление…………………………… 21

8. Суды и трибуналы………………………………………………………… 22

Список используемой литературы……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

План ПОЛЬША.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3. Изменение Конституции. 

 

 

По способу  изменения Конституция является жесткой. Изменения производятся путем  принятия особого закона. Проект закона об изменении Конституции могут  внести депутаты Сейма (нижней палаты парламента) в количестве не менее 1/5 от их конституционно установленного числа, Сенат (верхняя палата) или  Президент. Проект может быть внесен только в Сейм. Закон считается  принятым в Сейме, если за него проголосовало  не менее 2/3 от числа присутствующих депутатов при условии, что присутствовало не менее половины от законного их числа. В Сенате закон об изменении  Конституции считается принятым, если голосование состоялось не позднее 60 дней после дня принятия закона Сеймом и если за закон проголосовало  абсолютное большинство присутствующих сенаторов при условии, что присутствовало не менее половины от их законного  числа. После принятия закона обеими палатами он представляется на подпись  президенту, который обязан подписать  его в течение 21 дня и отдать распоряжение о его официальном  опубликовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Конституционные свободы  и права граждан. 

 

 

Важнейшие свободы  и права человека и гражданина подразделяются Конституцией на три  разновидности:

 

1. личные (ст. 38-56);

 

2. политические (ст. 57-63),

 

3. экономические,  социальные и культурные свободы  и права (ст. 64-76).

К личным правам относятся: право на личную неприкосновенность и личную свободу. Лишение или ограничение этих прав может иметь место только в соответствии с порядком, определенным законом. Кроме того, Конституция  предписывает, что с каждым лишенным свободы следует обращаться гуманно; право на правовую охрану частной  и семейной жизни, чести и доброго  имени (ст. 47), права родителей на воспитание ребенка с учетом степени  его зрелости, а так же наличия  у него свободы совести и убеждений (ст.48); праву на свободу и тайну  коммуникаций (ст. 49), право на неприкосновенность жилища (ст. 50); свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания (ст. 52); свободу совести и религии (ст. 53); свободу выражения взглядов, получения и распространения  информации (ст. 54).

К политическим правам Конституция относит: своду организации мирных собраний и участия в них (ст. 57); равное право граждан на доступ к публичной  службе (ст. 60); право на получение  информации о деятельности органов  и должностных лиц публичной  власти в порядке определенном законом (ст. 61); свобода петиций (ст. 63); активное и пассивное избирательное право  и право на участие в референдуме, которое признается за всеми совершеннолетними  дееспособными гражданами, за исключением  лишенных публичных или избирательных  прав по лишению суда (ст. 62). Особым политическим правом Конституция называет общепольский референдум. Правом его  назначения обладает Сейм, а также  президент с согласия Сената.

К экономическим правам относятся  право собственности, в одном  ряду с ним называются другие имущественные  права и право наследования (ч. 1 ст. 64). Все они пользуются равной правовой защиты (ч. 2 ст. 64). Конституция  содержит напоминание об ограничении  права собственности: это может быть сделано только на основании закона и только в тех пределах, в которых ограничение не противоречит сущности права собственности.

Набор социальных прав является весьма обширным. Конституция признает право граждан: на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, инвалидности, вследствие болезни, и по достижению пенсионного  возраста, а также в случае безработицы (ст. 67); право на охрану здоровья, причем Конституция признает за каждым человеком, но лишь гражданам гарантируется  равный доступ к медицинской помощи (ст. 68); право на экологическую безопасность. А также на информацию о состоянии  и охране окружающей среды (ст. 74).

К культурным правам относятся: право на учебу, т.е. право на свободное, бесплатное получение  публичного образования (ст. 70); и право  на свободу творчества, т.е. свободу  художественного творчества, научных  исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сейм и Сенат 

 

 

Законодательную власть в Республике Польша осуществляют Сейм и Сенат. Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров  в объеме, определенном предписаниями  Конституции и законов. Сейм состоит  из 460 депутатов. Выборы в Сейм - всеобщие, равные, непосредственные и пропорциональные и проводятся тайным голосованием.

Сенат состоит из 100 сенаторов. Выборы в  Сенат - всеобщие, непосредственные и  проводятся тайным голосованием.

Сейм  и Сенат избираются на четырехлетний  срок полномочий. Срок полномочий Сейма  и Сената начинается в день собрания Сейма на первое заседание и длится до дня, предшествующего дню собрания Сейма следующего созыва. Выборы в  Сейм и Сенат назначаются Президентом  Республики не позднее чем за 90 дней до истечения 4 лет от начала срока  полномочий Сейма и Сената с установлением  даты выборов на нерабочий день, приходящийся на 30-дневный период до истечения 4 лет от начала срока полномочий Сейма и Сената. Сейм может сократить  срок своих полномочий постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов  законного числа депутатов. Сокращение срока полномочий Сейма означает одновременно сокращение срока полномочий Сената. Президент Республики по заслушании мнений Маршала Сейма и Маршала  Сената может в определенных в  Конституции случаях издать приказ о сокращении срока полномочий Сейма. Вместе с сокращением срока полномочий Сейма сокращается также срок полномочий Сената. Президент Республики, издав приказ о сокращении срока  полномочий Сейма, одновременно приказывает  провести выборы в Сейм и Сенат  и назначает их дату на день, приходящийся на период не более 45 дней со дня издания  приказа о сокращении срока полномочий Сейма. Президент Республики созывает первое заседание новоизбранного Сейма  не позднее чем на 15-й день после  дня проведения выборов.

Избираться  в Сейм может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший  не позднее дня выборов 21 года.

Избираться  в Сенат может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший  не позднее дня выборов 30 лет.

Кандидатов  в депутаты и сенаторы могут выдвигать  политические партии, а также избиратели. Нельзя баллотироваться одновременно в Сейм и Сенат. Действительность выборов в Сейм и Сенат подтверждается Верховным Судом.

 

 

 

Избирателю  на принципах, определенных в законе, принадлежит право обращаться в  Верховный Суд с протестом  против действительности выборов (ст. 101).

Депутат не может быть привлечен к ответственности  за свою деятельность, входящую в сферу  осуществления депутатского мандата, ни в период его действия, ни после  его погашения. За такую деятельность депутат отвечает исключительно  перед Сеймом, а в случае нарушения  прав третьих лиц может быть привлечен  к судебной ответственности только с согласия Сейма.

Со  дня опубликования результатов  выборов и до дня погашения  мандата депутат не может быть без согласия Сейма привлечен  к уголовной ответственности.

Уголовное производство, возбужденное против лица до дня избрания его депутатом, подлежит по требованию Сейма приостановлению  до времени погашения мандата. В  таком случае подлежит также приостановлению  на этот период течение срока давности в уголовном производстве.

Депутат не может быть задержан или арестован  без согласия Сейма, за исключением  случая, когда он застигнут при  совершении преступления и если его  задержание необходимо для обеспечения  надлежащего хода производства. О  задержании незамедлительно уведомляется Маршал Сейма, который может распорядиться  о немедленном освобождении задержанного.

Сейм  и Сенат ведут обсуждения на заседаниях. Первые заседания Сейма и Сената созываются Президентом Республики на день, приходящийся на 30-дневный  период со дня выборов Сейм избирает из своего состава Маршала Сейма  и вице-маршалов. Маршал Сейма председательствует на обсуждениях в Сейме, стоит  на страже прав Сейма, а также представляет Сейм вовне.

Сейм  назначает постоянные комиссии, а  также может назначать чрезвычайные комиссии. Сейм может назначить следственную комиссию для расследования определенного  дела.

Заседания Сейма открытые. Если этого требует  благо государства, Сейм может абсолютным большинством голосов в присутствии  не менее половины законного числа  депутатов постановить о проведении закрытых обсуждений. Законодательная  инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту Республики и Совету Министров. Законодательная инициатива принадлежит также группе из не менее  чем 100 000 граждан, имеющих право избирать в Сейм. Порядок производства по этому делу определяется законом. Инициаторы, внося в Сейм проект закона, представляют финансовые последствия его исполнения.

Сейм рассматривает  проект закона в трех чтениях. Право  предложения поправок к проекту  закона во время рассмотрения его  Сеймом принадлежит инициатору проекта, депутатам и Совету Министров. Маршал Сейма может отказать в постановке на голосование поправки, которая  не была предварительно представлена в комиссию. Инициатор может отозвать проект закона в ходе законодательного производства в Сейме до времени  окончания второго чтения проекта.

 

Сейм  постановляет о законах обычным  большинством голосов в присутствии  не менее половины законного числа  депутатов, поскольку Конституция  не предусматривает иного большинства. В таком же порядке Сейм принимает  постановления, если закон или постановление  Сейма не устанавливают иного.

Закон, постановленный Сеймом, Маршал Сейма передает в  Сенат. Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона может принять  его без изменений, постановить  о поправках или постановить  об отклонении его в целом. Если Сенат  в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, закон считается постановленным в редакции, принятой Сеймом. Постановление  Сената, отклоняющее закон, или поправка, предложенная в постановлении Сената, считаются принятыми, если Сейм не отклонит их абсолютным большинством голосов  в присутствии не менее половины законного числа депутатов. По окончании  производства, определенного в статье 121, Маршал Сейма представляет постановленный закон Президенту Республики для  подписания. Президент Республики подписывает  закон в течение 21 дня со дня  представления и издает приказ о  его опубликовании в "Дзенник  Устав Жечипосполитей Польскей". До подписания закона Президент Республики может обратиться в Конституционный  Трибунал с предложением рассмотреть  вопрос о соответствии закона Конституции. Президент Республики не может отказать в подписании закона, который Конституционным  Трибуналом признан соответствующим  Конституции. Президент Республики отказывает в подписании закона, который  Конституционным Трибуналом признан  не соответствующим Конституции. Если, однако, несоответствие Конституции  касается отдельных предписаний  закона, а Конституционный Трибунал не вынес решения о том, что  они неразрывно связаны со всем законом, Президент Республики по заслушании мнения Маршала Сейма подписывает  закон, исключая предписания, признанные не соответствующими Конституции, либо возвращает закон Сейму с целью  устранения несоответствия. Если Президент  Республики не обратился с предложением в Конституционный Трибунал в  порядке части 3 ст. 122, то он может  с мотивированным предложением передать закон Сейму на новое рассмотрение. После повторного постановления  Сейма о законе большинством в 3/5 голосов в присутствии не менее  половины законного числа депутатов  Президент Республики в течение 7 дней подписывает закон и издает приказ о его опубликовании в "Дзенник Устав Жечипосполитей Польскей". В случае повторного постановления  Сейма о законе Президенту Республики не принадлежит право обращаться в Конституционный Трибунал в  порядке части 3 ст. 122. Обращение  Президента Республики в Конституционный  Трибунал с предложением рассмотреть  вопрос о соответствии закона Конституции  или с предложением Сейму о  новом рассмотрении закона приостанавливает течение определенного в части 2 ст. 122 срока для подписания закона.

 

6. Президент. 

 

 

Президент Республики Польша является верховным  представителем Республики Польша и  гарантом непрерывности государственной  власти. Следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости  и неделимости его территории и выполняет свои задачи в объеме и на принципах, определенных в Конституции  и законах.

Президент Республики избирается Нацией путем  всеобщих, равных, непосредственных выборов  и тайным голосованием, избирается на пятилетний срок полномочий и может  быть избран повторно только один раз. Президентом может быть избран польский гражданин, который не позднее дня  выборов достиг 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами  на выборах в Сейм. Кандидата выдвигают  не менее 100 000 граждан, обладающих правом избирать в Сейм. Считается избранным  Президентом Республики кандидат, который  получил более половины поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получает требуемого большинства, на четырнадцатый день после первого голосования проводится повторное голосование.

При повторном голосовании выбор  производится между двумя кандидатами, которые при первом голосовании  получили наибольшее в порядке очередности  число голосов. Если кто-либо из этих двух кандидатов отозвал согласие баллотироваться, утратил избирательное право  или умер, на его место при повторном  голосовании на выборах допускается  кандидат, который получил очередное  наибольшее число голосов при  первом голосовании. В этом случае дата повторного голосования откладывается  еще на 14 дней. Считается избранным  Президентом Республики кандидат, который  при повторном голосовании получил  больше голосов.

Срок  полномочий Президента Республики начинается в день вступления его в должность. Выборы назначаются Маршалом Сейма  на день, который приходится на период не ранее 100 дней и не позднее 75 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Республики, а в случае освобождения должности Президента Республики - не позднее четырнадцатого дня после освобождения должности  с установлением даты выборов  на нерабочий день, приходящийся на период в 60 дней со дня назначения выборов.

Действительность  выборов подтверждается Верховным  Судом. Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обратиться в Верховный Суд с протестом  против действительности выборов Президента Республики.

Если  Президент Республики по преходящей причине не может исполнять должность, он уведомляет об этом Маршала Сейма, который временно принимает на себя обязанности Президента Республики. Если Президент Республики не в состоянии  уведомить Маршала Сейма о  невозможности исполнять должность, то по предложению Маршала Сейма  о констатации препятствия исполнению должности Президентом Республики решает Конституционный Трибунал. В  случае признания преходящей невозможности  исполнения должности Президентом  Республики Конституционный Трибунал поручает Маршалу Сейма временно исполнять обязанности Президента Республики.

Информация о работе Государственное устройство Польши