Государственное управление социально-экономической безопасностью общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование государственного управления социально – экономической безопасностью общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3 – 5
Глава 1. Общая характеристика государственного управления социально-экономической безопасностью общества…………………..6 – 26
§ 1. Понятие социально-экономической безопасности общества…………………………………………………………………...6 – 15
§ 2. Понятие государственного управления социально-экономической безопасностью общества…………15 – 26
Глава 2. Правовые основы государственного управления социально-экономической безопасностью общества и предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного управления социально-экономической безопасностью общества……27 – 31
Заключение………………………………………………………..32 – 35
Список литературы……………………………………………….36 – 37

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное управление социально-экономической безопасностью общества.docx

— 58.26 Кб (Скачать файл)

Социальная безопасность может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в  целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; экономическое благополучие граждан; демократический плюрализм; открытость общества; национальная определенность гражданского общества.

К угрозам социальной безопасности общества следует отнести:

1) сокращение его физической численности;

2)снижение уровня рождаемости и невозможность репродуктивности населения;

3) глубокое социальное расслоение на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан;

4) увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

5) рост безработицы;

6) девальвацию духовных ценностей;

7) криминализацию общественных отношений;

8) коррумпированность;

9) рост преступности;

10) терроризм;

11) кризис системы здравоохранения;

12) рост потребления алкоголя и наркотических средств.

Безопасным является общество, в котором царят социальное партнерство, межнациональный мир и гражданское  согласие. Строительство такого общества предполагает:

  • формирование социально ориентированной экономики, которая преодолевает резкую поляризацию общества;
  • своевременное выявление и эффективное реагирование на материальные и духовные потребности различных социальных групп для предупреждения и разрешения конфликтов между ними, поддержания мира и безопасности внутри страны;
  • восстановление межнационального мира и согласия;
  • укрепление семьи как основной ячейки общества;
  • сокращение и устранение основных источников социальных трудностей, нестабильности и конфликтов в семье и обществе: нищеты, алкоголизма, наркомании, инфекционных и хронических заболеваний, организованной преступности и коррупции, терроризма, национального и религиозного экстремизма6.

Социальная безопасность обеспечивается эффективной трудовой деятельностью всего общества, его  экономики как важного условия преодоления социальных угроз.

 

§ 2. Понятие государственного управления социально-экономической  безопасностью общества

Управление является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Сущность управления состоит в практической организации деятельности управляемых объектов при выполнении ими поставленных задач.

В узком смысле под государственным  управлением понимают лишь один специфический  вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной  из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных  государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

В широком же смысле государственным  управлением именуют деятельность любых государственных органов  всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием  деятельности как всего государства  в целом, так и любых его  органов является определенное упорядочение общественных отношений.

Государственное управление как основная, определяющая форма  реализации исполнительной власти и  вид государственной деятельности имеет ряд признаков:

  • организующий характер;

Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

  • непрерывный и циклический характер;
  • исполнительно-распорядительный;

Признак отражает особенности  исполнительской деятельности органов  государственного управления и их должностных  лиц по практической реализации общих  требований и предписаний законов  и актов президентской власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов  и других общих предписаний президентской  и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь7.

В функциях государства выражается его сущность, роль, которую государство  играет в решении основных вопросов общественного развития, и прежде всего в удовлетворении разнообразных  интересов общества. Функции государства  устанавливаются в зависимости  от основных задач, стоящих перед  государством на том или ином этапе  его развития, и представляют собой  средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Безопасность достигается  проведением единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности. Оно обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Государство, отстаивая интересы общества, в качестве инструмента воздействия на уровень социально-экономической безопасности имеет определенные прямые и косвенные «рычаги». К рычагам прямого воздействия можно отнести: оптимальное направление и использование денежных потоков, предоставление коммуникационных услуг; регулирование законодательной деятельности, регулирование налоговой политики и пр. К рычагам косвенного воздействия — законодательное, административное, судебное и экономическое воздействие на религиозные, идеологические, культурные организации и СМИ с целью формирования необходимых эмоциональных реакций населения на происходящие события, особенно в рамках так называемых «избирательных технологий».

Обеспечение экономической  безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижение успеха. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач.

Государственное управление экономической безопасностью преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Государственными функциями  по обеспечению экономической безопасности являются основные направления деятельности органов государственной власти по защите экономической безопасности.

Защита экономической  безопасности – система правовых, административных и экономических  ограничений в определенных сферах экономики, а также совокупность управленческих действий по обеспечению интересов общества в сфере экономики, позволяющих эффективно поддерживать безопасность страны.

Основными функциями системы  безопасности являются:

  • выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
  • создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
  • управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
  • осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
  • участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Безусловно, суд - основной гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглавляет («контролирует и координирует») президент, то из нее автоматически должен быть исключен суд. Этого требует принцип разделения властей.

Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.

Не только государство и его  органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Деятельность любых субъектов  обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности; баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Важнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. Предусмотрены определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др.

Обеспечение безопасности государства  основывается на четком разграничении  полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти, таким  образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный  орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и  возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках.

Компетенция высшего органа представительной власти определяется его ролью в механизме государства главным образом как законодательного органа. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности, отражая в ней приоритеты в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, осуществляя, в частности, конституционный контроль, реализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Наконец, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

В то же время функция по обеспечению  безопасности - это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они обладают необходимыми силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

Важную роль в системе обеспечения  безопасности в России играет Совет Безопасности Российской Федерации.

Совет Безопасности является конституционным  органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности формируется Президентом  Российской Федерации. Он является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Основной задачей Совета Безопасности является определение жизненно важных интересов общества и государства, устранение внутренних и внешних  угроз объектам безопасности и разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации. Он готовит рекомендации Президенту по принятию оперативных решений, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим, иным последствиям, по организации их ликвидации.

Информация о работе Государственное управление социально-экономической безопасностью общества