Государственное управление социально-экономической безопасностью общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование государственного управления социально – экономической безопасностью общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3 – 5
Глава 1. Общая характеристика государственного управления социально-экономической безопасностью общества…………………..6 – 26
§ 1. Понятие социально-экономической безопасности общества…………………………………………………………………...6 – 15
§ 2. Понятие государственного управления социально-экономической безопасностью общества…………15 – 26
Глава 2. Правовые основы государственного управления социально-экономической безопасностью общества и предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного управления социально-экономической безопасностью общества……27 – 31
Заключение………………………………………………………..32 – 35
Список литературы……………………………………………….36 – 37

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное управление социально-экономической безопасностью общества.docx

— 58.26 Кб (Скачать файл)

Совет Безопасности возглавляет Президент  Российской Федерации, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально.

Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых  на них задач они могут создаваться  по функциональному или, региональному признаку на постоянной или временной основе. Комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граждан и общественной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасности; по охране здоровья населения; по экологической безопасности.

Деятельность Совета Безопасности обеспечивается его аппаратом, структурно последний включает в себя Секретаря Совета Безопасности, его заместителей, а также управления оборонной безопасности; общественной и федеральной безопасности; экономической безопасности; информационной безопасности и стратегического прогнозирования.

Президент Российской Федерации руководит  в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах. В соответствии с законодательством он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.

Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение законодательства, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности8.

Таким образом, социально – экономическая безопасность представляет собой защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей в регионах и населения страны в целом в сбалансированном воспроизводстве и потреблении материальных благ, необходимых для их производственной, общественной жизнедеятельности, образования и развития. А государственное управление социально – экономической безопасностью преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Обеспечение социально – экономической безопасности принадлежит государству, его органам, а также гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовые основы государственного управления социально-экономической безопасностью общества и предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственного управления социально-экономической безопасностью общества

Для создания и поддержания  необходимого уровня защищенности социально  – экономической безопасности в  Российской Федерации разрабатывается  система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности.

Правовые основы безопасности закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Закон Российской Федерации закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации  и финансирования органов обеспечения  безопасности, а также контроля и  надзора за законностью их деятельности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система  взглядов на обеспечение в  Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и  внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие  направления государственной политики Российской Федерации, рассматривается  понятие «национальной безопасности». В первой главе характеризуется  положение России в мировом сообществе, во второй главе говорится о понятии  «национальных интересов», их основных чертах, средствах обеспечения, видах  в зависимости от субъекта, способах реализации, о видах в различных  сферах. В третьей главе выделены угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В четвертой главе  раскрывается обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, выделены основные задачи в области обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации.

1. В содержательной основе действующего  Закона «О безопасности» и  Концепции национальной безопасности  Российской Федерации обозначены  только интересы личности, общества  и государства. И сам феномен  «безопасность» имеет в своем  возникновении и артикуляции  определенный момент возникновения  угроз и опасностей только  и исключительно только интересам.  Определение цели в центр нового  федерального закона позволит  более точно сформулировать понятия:  безопасность, угроза, опасность, объект и субъект безопасности, система безопасности, ее принципы и функционирование, политика безопасности.

В законе и концепции принципиально  не поддается определению феномен  «управления безопасностью». Причина: интересы есть, однако управление осуществляется «по целям». А цели нет, она не сформулирована. А нет цели, нет  и управления безопасностью в  масштабах государства. Весьма уязвима  и политика безопасности.

2) своему характеру «цель» не  входит ни в субъект, ни в  объект безопасности. Обоснованно  было бы включить «цель» в  среду безопасности. Понятие «среда  безопасности» не определено  в действующем законодательстве. Необходимо при разработке нового  закона определить это понятие,  а также выделить категорию  «законность» не как исходный  принцип безопасности, а рассмотреть  ее значительно шире, т. е. «законность  – равенство людей перед Законом».

Государственная стратегия  экономической безопасности включает:

1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

2) определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

3) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

4) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической  государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

Для реализации Государственной  стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности, характеризующие:

а) динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

б) состояние природно – ресурсного, производственного и

научно-технического потенциала страны;

в) способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

г) состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

д) качество жизни населения.

При управлении реализацией данной стратегии целесообразно было бы создание специального органа власти, ответственного за реализацию долгосрочных стратегий.

Таким образом, совершенствование  законодательства в сфере государственного управления социально – экономической  безопасности общества приведет к эффективному функционированию общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев основные понятия  и характеристики государственного управления социально – экономической  безопасностью общества, можно сделать вывод, что оно представляет сложный, развивающийся процесс.

Понятие «безопасность» означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз для общества.

Под  социально-экономической безопасностью общества можно понимать защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей в регионах и населения страны в целом в сбалансированном воспроизводстве и потреблении материальных благ, необходимых для их производственной, общественной жизнедеятельности, образования и развития.

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.

Экономическая безопасность тесно переплетена с социальной безопасностью.

Социальная безопасность представляет собой состояние и характеристику меры достижения оптимального уровня безопасности, функционирования, воспроизводства и развития социальной системы, которое обеспечивается совокупностью, осуществляемых государством и обществом политических, правовых, экономических, идеологических, организационных и социально-психологических мер, позволяющих сохранять существующие в обществе конституционный строй, социальную стабильность, не допуская их ослабления и тем более подрыва.

В обеспечении экономической  безопасности государственное управление преследует цель: создать благоприятный  климат для инвестиций и инноваций, постоянно модернизировать производство, повышать профессиональный, образовательный и общекультурный уровень работников.

В обеспечении социальной безопасности государственное управление служит для:

  • формирования социально ориентированной экономики, которая преодолевает резкую поляризацию общества;
  • своевременного выявления и эффективного реагирования на материальные и духовные потребности различных социальных групп для предупреждения и разрешения конфликтов между ними, поддержания мира и безопасности внутри страны;
  • восстановления межнационального мира и согласия;
  • укрепления семьи как основной ячейки общества;
  • сокращения и устранения основных источников социальных трудностей, нестабильности и конфликтов в семье и обществе: нищеты, алкоголизма, наркомании, инфекционных и хронических заболеваний, организованной преступности и коррупции, терроризма, национального и религиозного экстремизма

В обеспечении социально  – экономической безопасности государство  выступает как институт, обладающий многочисленными функциями, направленными на разрешение конфликтов разнонаправленных интересов в обществе и обеспечение целостности и безопасности общества.

Правовые основы безопасности закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Предложения по совершенствованию  законодательства в сфере государственного управления социально – экономической  безопасностью:

1. создать новый Федеральный  Закон «О безопасности», определить  цель, что позволит более точно  сформулировать понятия: безопасность, угроза, опасность, объект и субъект  безопасности, система безопасности, ее принципы и функционирование, политика безопасности.

2. включить цель в среду безопасности, определить понятие «среды безопасности».

3. понятие «законность» рассматривать не как один из принципов безопасности, а как равенство людей перед законом.

4. в Государственной стратегии  экономической безопасности  создать  специальный орган власти, ответственный  за реализацию долгосрочных стратегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с. (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Закон Российской Федерации «О безопасности» (от 5 марта 1992 г № 2446-I, с изм. на 2 марта 2007 г.).

3. Указ Президента Российской  Федерации «О Государственной стратегии экономической безопасности (от 29 апреля 1996 г. № 608).

4.Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300).

5. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Материалы международного научного форума. Т. 1/ под общ. ред. А.С. Горшкова. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. – 416 с.

6. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – М.: Ростов на Дону: Март, 2005. – 448 с.

7. Ильичев А.В. Начала системной безопасности. – М.: Научный мир, 2003. – 456 с.

8. Кузнецов В.Н. Культура безопасности современного российского общества. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. – 68 с.

9. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебник/Институт социально-политических исследований РАН. – М.: Книга и бизнес, 2003. – 880 с.

Информация о работе Государственное управление социально-экономической безопасностью общества