Государственное управление малым и средним предпринимательством в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Престижной работой считается труд в крупных компаниях, но число рабочих мест в таких корпорациях ограниченно. Что касается престижа работы в самом малом бизнесе, то тут наиболее привлекательным для японцев кажется ресторанный бизнес. Целые семейные династии передают из поколения в поколение эти рабочие места. Есть традиционные промыслы, к примеру, изготовление тканей для кимоно. Это дорогая выходная одежда, и работать с ней тоже считается престижным. В Киото есть целый район, занимающийся изготовлением шелковой парчи для кимоно на старинных деревянных станках. Изготовление и обслуживание циновок и напольных покрытий, обеспечение и обслуживание быта – вот самые наиболее уважаемые направления среди малого бизнеса.

Содержание

Введение. 3
1. Государственная политика в отношении малых и средних
предприятий. 5
2. Государственная поддержка малых и средних предприятий. 8
Заключение. 12
Список использованных источников литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРЛВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЯПОНИИ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

Институт государственной  службы

 

 

 

 

 

Специализация: Государственное и местное управление

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Государственное управление малым и средним предпринимательством»

             тема «Государственное управление малым и средним предпринимательством в Японии»

 

 

 

 

 

 

Слушатель      Иванова И.И,

 

 

 

Место работы     

 

 

Минск 2011

 

Содержание:

 

 

Введение.          3

1. Государственная политика в отношении малых и средних

предприятий.                                                                              5

2. Государственная  поддержка малых и средних  предприятий. 8                                                            

Заключение.         12

Список использованных источников литературы.   14

 

ВВЕДЕНИЕ

Япония – это страна сакуры и чайных церемоний, тысячи островов и сакэ. Страна, где самобытная культура самураев гармонично сочетается с высочайшими  технологиями и мировыми достижениями науки.

Население Японии – 127 млн человек, но только 13% всей площади – это ровная поверхность, остальное – горы. На этих тринадцати процентах проживает 2/3 всего населения. Это страна городских агломераций, деревни здесь – вкрапления между городами. Только в горных долинах сохранились обособленные поселки. Люди в основном живут маятниковой миграцией, они работают на городских предприятиях, и только 4% сельских жителей занимается сельским хозяйством. В недрах этой страны нет полезных ископаемых, а то, что было, уже исчерпано. И единственный ресурс, которым Япония может по праву гордиться, – это труд ее населения. Здесь очень высокий уровень образования, обязательное среднее, которое дети начинают получать с пяти лет.

Япония – это страна частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит только монетный двор. После войны американские оккупационные власти провели в стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы магистральные железные дороги, телефон и телеграф, но в 80-х годах они снова перешли в частные руки. В этой стране к малому бизнесу относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых.

 Вопреки сложившемуся  мнению, это страна довольно открытая, и миф о ее замкнутости в  основном основан на том, что иероглифическая письменность является барьером к получению информации о ней. На самом деле огромное количество материалов – газеты, журналы, статистические справочники – публикуется в обычной печати и выходит в интернет-изданиях в переводе на английский язык. Все это доступно иностранцам.

Предприятий малого бизнеса  больше всего в трудоемких отраслях: в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве  и машиностроении.

По формам собственности  половина малых предприятий –  индивидуальные, то есть фактически семейные. Но сейчас семьи в Японии маленькие, как во всех урбанизированных странах, население начало сокращаться, и сокращается число этих предприятий. Коллективные партнерства и акционерные общества составляют остальную часть.

 Все в Японии  устроено мозаично: почти во всех  сферах малый и крупный бизнес  сосуществуют. Строительством массового  жилья (японцы до сих пор  предпочитают жить в двухэтажных  коттеджах на одну-две семьи)  занимается малый бизнес, а строительством  дорог, заводов, многоэтажных жилых и офисных зданий и торговых комплексов – крупный. На транспорте то же самое: есть малые предприятия, занимающиеся перевозками, и крупные таксомоторные парки, автобусные корпорации. То есть крупный бизнес предоставляет работу мелкому – аутсорсинг. Что касается машиностроения, то везде, где есть трудоемкие процессы, крупные компании определяют, что им выгоднее – создавать свои производственные мощности или загружать заказами сеть из мелких субподрядчиков. Около 55% малых предприятий в промышленности работает таким образом. Как участники технологических цепочек крупного бизнеса они могут делать мелкие детали, штамповку, агрегаты и т.д.

Для того чтобы подобная система работала, необходимо, чтобы  малые предприятия располагались  поблизости от крупного концерна. К примеру, в концерне “Тойота” лет двадцать назад часть субподрядчиков располагалась довольно далеко от головного сборочного завода и транспортное сообщение между ними было налажено через тоннель. Но случилась авария в тоннеле, и завод “Тойоты” встал!

Но и здесь есть свои перемены: практически все крупные  концерны построили и ведут сейчас производство и сбыт за рубежом. И  множество малых предприятий  остается без работы. Они или меняют свой профиль, или уходят с рынка.

Престижной работой считается труд в крупных компаниях, но число рабочих мест в таких корпорациях ограниченно. Что касается престижа работы в самом малом бизнесе, то тут наиболее привлекательным для японцев кажется ресторанный бизнес. Целые семейные династии передают из поколения в поколение эти рабочие места. Есть традиционные промыслы, к примеру, изготовление тканей для кимоно. Это дорогая выходная одежда, и работать с ней тоже считается престижным. В Киото есть целый район, занимающийся изготовлением шелковой парчи для кимоно на старинных деревянных станках. Изготовление и обслуживание циновок и напольных покрытий, обеспечение и обслуживание быта – вот самые наиболее уважаемые направления среди малого бизнеса.

 Крупный заказчик  отбирает себе лучших исполнителей  и устраивает между ними конкуренцию. И малые – вынуждены защищать свое право работать на него. Часто меняются условия работы, меняются требования. Но главный риск, который испытывает субподрядчик, – это перевод за границу основного заказчика и потенциальная потеря рабочего места. Кстати, средняя продолжительность жизни крупного предприятия около 30 лет, а малого – 10 лет. Хотя есть и долгожители, и передающийся из поколения в поколение семейный бизнес.

 Что касается контроля, то, конечно, по лицензии контролируется качество продукции, как везде. Если предприятие уклоняется от налогов, то виновным полагается лишение свободы на срок до 5 лет или штраф в 5 млн. йен. Фальсификация сведений в налоговой декларации также карается лишением свободы сроком не более 1 года или штрафом до 200 тыс. йен. Контроль над сбором налогов осуществляет районное налоговое управление, но, конечно, при таких драконовских мерах наказания очень немногие из японских бизнесменов захотят рисковать. К тому же сам менталитет японцев не позволяет им идти на подобный обман.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МАЛЫХ И  СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в  государственной поддержке малый  бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится 99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности.

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес - сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения (дзайбацу), сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

К началу 50-х годов  в Японии насчитывалось уже более 3 млн. МСП. Сначала они отличались тяжелыми условиями труда и использованием дешевой неквалифицированной рабочей силы (здесь часто работали члены семьи владельца), однако научно-технический прогресс позволил в короткие сроки реконструировать их, резко сократить время освоения новой продукции, повысить ее качество за счет обучения работников.

Сегодня малый бизнес, действующий в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров  и услуг. Изучение спроса и быстрый учет его изменений позволяют небольшим специализированным фирмам держаться на острие коммерческой активности. Связанный с большим риском венчурный бизнес также представлен почти исключительно МСП. В условиях падения спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам небольших, но хорошо оборудованных фирм.

Вместе с тем низкая кредитоспособность, нехватка высококвалифицированных  инженерных и рабочих кадров из-за невозможности обеспечить им заработную плату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, недостаток средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР) заставляют МСП балансировать на грани банкротства.

Понимая, что малый  бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь.

Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную  политику в отношении МСП.

В послевоенные годы в  Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.

В 1948 г. специальным законом  при Министерстве внешней торговли и промышленности учреждено правление  по МСП с целью содействия их развитию. В последующие годы при государственном участии сформированы Народная корпорация по финансированию (1949 г.) и Государственная корпорация по финансированию МСП (1953 г.), приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые закрепили юридическую основу деятельности акционерных обществ, создававшихся для инвестирования и развития МСП.

Закон об организации  кооперативов МСП (1949 г.) ускорил процесс  их кооперирования, а закон о структуре  организаций МСП (1957 г.) определил  виды объединений (кооперативы деловые, малые деловые, взаимопомощи при стихийный бедствиях, трастовые, промышленные, сотрудничества, торгово-промышленные, федерации торгово-промышленных кооперативов).

Были расширены возможности  торгово-промышленных палат по содействию развитию МСП (закон 1953 г.). В целях  модернизации и рационализации управления деятельностью МСП с 1948 г. проводятся их систематические обследования, создаются консультационные пункты.

Обобщив первоначальный опыт, правительство добилось принятия Основного закона о МСП (1963 г.), направленного  на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. В законе утверждается, что малый и средний бизнес является важнейшим компонентом рыночной экономики, поскольку, во-первых, сосуществование крупных, средних и малых фирм способствует активизации деятельности всех субъектов на рынке, во-вторых, МСП, располагающие современной техникой и технологией, образуют широкую основу передовой национальной индустрии. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования.

Современная налоговая  система Японии создавалась американской оккупационной администрацией, ее организовал в 1949–50 годах профессор Карл Шоуп. Он объездил тогда всю послевоенную Японию, спрашивал, как жители относятся к налогам, и понял, что японцы как люди, уважающие порядок, налоги платить желают и будут. Тогда, чтобы дополнительно стимулировать законопослушное население, он ввел систему двух налоговых бланков: белый и голубой. Заполнение белого бланка означало расчет налогов по упрощенной системе, следуя которой предприниматели не несут особых обязательств. Но и льготами не пользуются. Если заполняются голубые бланки, то предприятия обязаны вести бухгалтерские книги с записями всех финансовых и торговых операций, баланс, счет прибылей и убытков. За это им дается право пользоваться налоговыми льготами.

 Существует закон  о предотвращении нарушений субподрядных  отношений. К примеру, задержки  по оплате, неоплата, необоснованное  возвращение партии товара. Головное  предприятие – монополист для  своих мелких исполнителей, но  при этом оно не имеет права  злоупотреблять своим монопольным положением. Установлено, что, для того чтобы получить защиту у государства, все договора субподрядчиков с головным предприятием должны заключаться в письменной форме и копии должны подаваться в Управление по делам малого бизнеса и в Антимонопольную комиссию. Если спор доходит до суда, эти ведомства выступают защитниками малого предприятия.

Также для малого бизнеса  предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и  сооружений. Льготы даются малым предприятиям, чтобы им было выгодно покупать новое оборудование, обновлять свой парк.

Японское правительство  заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса.

Японские власти всегда относятся к малому бизнесу покровительственно, поскольку для них это элемент социальной поддержки, и они стараются не давать ему разоряться.

 Для реализации  государственной политики в отношении  малых и средних предприятий  создана сеть специализированных  органов

 Используется система  разнообразных экономических рычагов с опорой на законодательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ

 

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой.

Информация о работе Государственное управление малым и средним предпринимательством в Японии