Государственное управление малым и средним предпринимательством в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Престижной работой считается труд в крупных компаниях, но число рабочих мест в таких корпорациях ограниченно. Что касается престижа работы в самом малом бизнесе, то тут наиболее привлекательным для японцев кажется ресторанный бизнес. Целые семейные династии передают из поколения в поколение эти рабочие места. Есть традиционные промыслы, к примеру, изготовление тканей для кимоно. Это дорогая выходная одежда, и работать с ней тоже считается престижным. В Киото есть целый район, занимающийся изготовлением шелковой парчи для кимоно на старинных деревянных станках. Изготовление и обслуживание циновок и напольных покрытий, обеспечение и обслуживание быта – вот самые наиболее уважаемые направления среди малого бизнеса.

Содержание

Введение. 3
1. Государственная политика в отношении малых и средних
предприятий. 5
2. Государственная поддержка малых и средних предприятий. 8
Заключение. 12
Список использованных источников литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРЛВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЯПОНИИ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Государство призвано в первую очередь  создать такой правовой и экономически климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство  в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:

• обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благо введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

• поощрение структурной  перестройки, модернизации хозяйственной

деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;

• сбор и анализ информации об экономических показателях и технической

оснащенности малых  и средних предприятий для  оценки эффективности

господ.

Закон обязывает государство  разрабатывать и осуществлять меры, способствующие достижению следующих  целей:

• модернизации оборудования (правительственными органами прорабатываются конкретные мероприятия для каждой отрасли);

• повышению технического и технологического уровня (помощь в НИОКР, внедрении новой технологии, подготовке инженерно-технического персонала);

• рационализации управления (обучение современным методам);

• оптимизации размеров предприятий (объединение небольших  предприятий в кооперативы и  другие коллективные организации, кооперирование в производстве, торговле, модернизация форм розничной торговли и т.д.);

• защите от жесткой конкуренции и упорядочению субподрядных отношений;

• увеличению экспорта продукции, расширению спроса на другие производимые товары и услуги;

• обеспечению гарантий возможности ведения дел путем  регулирования предпринимательской  деятельности;

• установлению нормальных трудовых отношений, повышению благосостояния занятых, обеспечению предприятий необходимой рабочей силой.

По этим же направлениям согласно закону должны вести регулярную работу местные органы исполнительной власти.

Проведению комплексной  политики государственного стимулирования МСП способствует установленный законом порядок ежегодной отчетности правительства перед парламентом о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса, а также о проделанной им работе в этой области. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП".

В целях ускорения  адаптации малого бизнеса к научно-техническому прогрессу в 1963 г. на основе Закона о  содействии модернизации МСП правительство  разработало для отраслей с преобладанием  небольших фирм план модернизации и комплекс мер для улучшения их структур. Предприятиям, которые действовали согласно принятому плану, предоставлялись льготы по финансированию и налогообложению.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса  гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка  технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение  получило выделение субсидий, покрывающих  до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п.

Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния  малых предприятий.

Неотъемлемый элемент  японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

Финансируется также  установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения. Правовое положение малых предприятий (мелких и средних) в другой из самых развитых стран мира — Японии — регулируется системой базового и специального законов о статусе мелкого предприятия и льготах для него (всего таких законов 12).

Действуют также положения  о льготах для мелких фирм в  налоговом, внешнеторговом и отраслевом законодательстве. Имеется также  специальный Закон содействия субконтрактным мелким и средним предприятиям (1970 г.), регулирующий субподрядные отношения и входящий в систему антимонопольного законодательства. С 1986 г. действует Временный закон о структурной конверсии бизнеса и о содействии малым и средним предприятиям.

Правовой статус дочерних фирм регулируется коммерческим кодексом — японским вариантом закона о предприятии. Антимонопольное законодательство и коммерческий кодекс обеспечивают защиту в Японии юридически самостоятельных мелких и средних предприятий. Например, головная компания может распоряжаться частью прибыли дочерней только в пределах своих дивидендов на вложенный капитал. Головная компания не несет материальной ответственности за дочернюю, то есть не отвечает за ее убытки. При банкротстве дочерней фирмы ее обязательствами распоряжается суд.

Антимонопольный закон  Японии защищает право филиала иметь иные источники финансирования и формирования производственных программ. Головная компания не может заставить филиал иметь дело только с ней или вынудить его заниматься деятельностью, не зафиксированной в уставе. Головная компания, если она не полный собственник, а совладелец филиала, может потребовать ревизии деятельности филиала только по суду.

Японское законодательство не только ограничивает контроль собственников, но и устанавливает их ответственность  за договорные отношения. Исключение составляют заказы на уникальную продукцию, не имеющую аналогов. Давление заказчика на исполнителя (необоснованные скидки с договорной цены, навязывание особых условий и т.д.) пресекаются государственной защитой субподрядчика. Эта защита обеспечивается Управлением мелких и средних предприятий и Комиссией по справедливым сделкам, проводящей расследование и имеющей право возбуждения дела в суде.

Система государственной  поддержки малого бизнеса в Японии чрезвычайно развита и очень  хорошо отлажена. Еще в 1948 г . в стране было создано Управление мелких и средних предприятий как центральный правительственный орган, ответственный за разработку и проведение политики в этой области. Тогда же была создана и сеть государственных финансовых учреждений, которые предоставляют малым предприятиям льготные кредиты под определенные цели (например, на освоение новой технологии, энергосбережение, модернизацию оборудования и т.д.).

Огромную роль с точки  зрения расширения финансовых возможностей малого бизнеса играет система государственных гарантий по кредитам, предоставляемым малым предприятиям частными банками. Законодательство предусматривает ряд налоговых льгот для малых предприятий (по налогу на прибыль, на предпринимательство — в зависимости от масштабов бизнеса), а также ряд других льгот — для венчурных фирм, для предприятий депрессивных районов и т.д.

Учитывая, что значительная часть мелких и средних промышленных предприятий (около половины) являются субподрядчиками крупных компаний, государство на основе специальных законов берет на себя их защиту, строго формулируя требования в отношении соблюдения заказчиками условий сделок.

Особо следует сказать  о прекрасно отлаженной системе  информирования и консультирования мелких и средних предприятий. Так, через Интернет любое предприятие может получить всю необходимую информацию в централизованной базе данных SMRJ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Мелкие и средние фирмы, объединяемые понятием «малый бизнес», играют очень важную роль в японской экономике. На них производится около 55% ВВП и работает более 80% всех занятых в хозяйстве страны. Даже в такой передовой отрасли, как обрабатывающая промышленность, доля мелких и средних предприятий в общем объеме производства составляет около половины, а в численности занятых — порядка 3/4.

В других отраслях роль малого бизнеса еще значительнее. Так, например, в строительстве на мелких и средних  предприятиях занято более 95% всех работающих в отрасли, на транспорте и связи  — более 85%, в оптовой и розничной  торговле — около 90% и т.д.

Помимо производства значительной доли товаров и услуг  малый бизнес выполняет ряд функций, чрезвычайно важных для поддержания  динамизма японской экономики. Во-первых, именно здесь «ежедневно и ежечасно рождается капитализм», то есть происходит приток свежих сил в предпринимательскую среду. Во-вторых, здесь сохраняется высоко конкурентная рыночная среда — основа жизнеспособности экономики, которая противостоит тенденции к монополизации, свойственной крупным компаниям. В-третьих, в силу своей гибкости и подвижности малые предприятия способны быстрее, чем крупные, перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми потребностями экономики и общества.

 Мелкие и средние  фирмы, объединяемые понятием  «малый бизнес», играют очень  важную роль в японской экономике. На них производится около 55% ВВП и работает более 80% всех занятых в хозяйстве страны. Даже в такой передовой отрасли, как обрабатывающая промышленность, доля мелких и средних предприятий в общем объеме производства составляет около половины, а в численности занятых — порядка 3/4.В других отраслях роль малого бизнеса еще значительнее. Так, например, в строительстве на мелких и средних предприятиях занято более 95% всех работающих в отрасли, на транспорте и связи — более 85%, в оптовой и розничной торговле — около 90% и т.д.Помимо производства значительной доли товаров и услуг малый бизнес выполняет ряд функций, чрезвычайно важных для поддержания динамизма японской экономики. Во-первых, именно здесь «ежедневно и ежечасно рождается капитализм», то есть происходит приток свежих сил в предпринимательскую среду. Во-вторых, здесь сохраняется высоко конкурентная рыночная среда — основа жизнеспособности экономики, которая противостоит тенденции к монополизации, свойственной крупным компаниям. В-третьих, в силу своей гибкости и подвижности малые предприятия способны быстрее, чем крупные, перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми потребностями экономики и общества.

 Мелкие и средние  предприниматели Японии — основа  среднего класса страны, которому свойственно консервативное сознание, отторжение радикальных перемен. Так что уже одним своим существованием мелкие и средние предприниматели (а их в Японии насчитывается более 7 млн человек) способствуют поддержанию социально-политической стабильности.

Кроме того, малые предприятия  способствуют сглаживанию диспропорций на рынке труда и тем самым  способствуют снятию социальной напряженности.

Во-первых, по сравнению  с крупными компаниями они менее  избирательны в отношении качества рабочей силы и используют те ее контингенты, которые в данный момент имеются на рынке. Во-вторых, они предлагают самые разнообразные условия найма (от постоянной работы до различных форм временной или частичной занятости), то есть способны в гораздо большей степени, чем крупные фирмы, учесть возможности и обстоятельства своих работников и тем самым расширить возможности трудоустройства для значительного числа людей.

Одним из главных направлений  развития мировой экономики является, как известно, глобализация. Япония — один из наиболее активных участников процессов глобализации, и малый бизнес страны не остается в стороне от этих процессов. При этом в последние годы мелкие и средние предприятия не только расширяют объемы своих внешнеторговых операций, но и все активнее занимаются созданием предприятий за рубежом на основе прямых инвестиций (в первую очередь в Китае и странах АСЕАН).

Большую помощь в этом им опять же оказывает государство. Например, полуправительственная организация  Джетро (Японская организация внешней  торговли) не только предоставляет мелким и средним фирмам всю необходимую информацию о состоянии мировых рынков, законодательной базе различных стран, их инвестиционном климате и т.д., но и организует выставки в Японии и за рубежом, проводит специальные лекции и семинары, организует поездки японских предпринимателей в разные страны мира и т.д.

По линии другой правительственной  организации — Японской корпорации малого бизнеса — организуется обучение персонала малых предприятий, направляемого  на работу за рубеж. И наконец, государственные финансовые институты предоставляют малым фирмам льготные кредиты для внешнеторговых операций и зарубежного инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аваев В.С. Налоговая политика в индустриальных странах. Сборник обзоров. - М.: Финансы, 1995.

2. Алебастрова И.А. Муниципальные системы в странах Восточной Европы: конструктивные аспекты. – М.: Экономика, 1994.

Информация о работе Государственное управление малым и средним предпринимательством в Японии