Государственная служба и ее законодательное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность работы государственного аппарата зависит от состояния правового обеспечения его работы, статуса государственных служащих этого аппарата. Законодательство в сфере государственной службы требует дальнейшего последовательного развития, устранения пробелов для обеспечения четкого сбалансированного механизма функционирования государственной службы Российской Федерации, являющейся важным звеном в системе государственной власти России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Понятие И основные принципы государственной службы 5
§1.1. Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы 5
§1.2. Основные принципы государственной службы и их классификация 12
Глава 2 Виды, функции и законодательное регулирование государственное службы 17
§2.1. Функции государственной службы и ее правовое регулирование 17
§2.2. Виды государственной службы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.служба и ее законодательное регулирование.docx

— 61.38 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

на тему: «Государственная служба и ее законодательное  регулирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Понятие И основные принципы государственной службы 5

§1.1. Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы 5

§1.2. Основные принципы государственной службы и их классификация 12

Глава 2 Виды, функции и законодательное регулирование государственное службы 17

§2.1. Функции государственной службы и ее правовое регулирование 17

§2.2. Виды государственной службы 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В курсовой работе будет рассматриваться тема «Государственная служба».

Предваряя раскрытие темы, приведем весьма емкую  и точную характеристику особенностей организации государственной службы, данную В.М. Манохиным: «Все особенности  государственной службы происходят из того, что она именно государственная, то есть создается и организуется государством, им регулируется посредством  законодательства, а лица, находящиеся  на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным  частям, в том числе, конечно, и  к организации службы».1

Традиционно к организации государственной  службы относят следующие вопросы: понятие государственной службы, ее принципы, статус государственной  должности и некоторые другие элементы.

Актуальность  курсовой работы заключается в том, что на государственную службу возлагается  решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит  успех многих государственных дел. В связи с этим правовое положение  государственной службы и государственного служащего в последние годы стало  предметом внимания федерального законодателя, Президента Российской Федерации.

Законодательство  Российской Федерации о государственной  службе Российской Федерации состоит  из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов) и  иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации.

Эффективность работы государственного аппарата зависит  от состояния правового обеспечения  его работы, статуса государственных  служащих этого аппарата. Законодательство в сфере государственной службы требует дальнейшего последовательного  развития, устранения пробелов для  обеспечения четкого сбалансированного  механизма функционирования государственной  службы Российской Федерации, являющейся важным звеном в системе государственной  власти России.

Цель курсовой работы – рассмотреть государственную  службу Российской Федерации.

 

Глава 1 Понятие и основные принципы государственной службы

§1.1. Понятие государственной службы и содержание системы государственной  службы

 

В 90-е  годы XX в. в России в принятых нормативных правовых документах сформировалось современное понимание сущности государственной службы и системы государственной службы.

В советское  время, как уже отмечалось, к государственным  служащим практически относились все  те служащие, которые занимали должности  в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в  том числе и в органах государственной  власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета.

Подобное  понимание государственных служащих имеет место в настоящее время  и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и  других. При этом в разных странах  используются различные термины - «государственная служба» (state servis), «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), далеко не совпадающие по своему содержанию.

Современная трактовка понятия «государственные служащие» в постсоветской России формировалось постепенно. Большую  положительную роль в этом отношении  сыграли, в частности, опубликованные в начале 90-х годов первые проекты  законов о государственной службе и ее реформировании.

Утвержденное  Указом Президента РФ в декабре 1993 г. Положение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»2 стали первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующей эту сферу отношений.

После принятия данного Федерального закона весьма динамично и главным образом  в соответствии с ним стало  развиваться правотворчество субъектов  РФ в сфере правового регулирования  государственной службы и организации  госаппарата. Именно законодательный  массив субъектов РФ в значительной мере дает реальное представление о  состоянии правового регулирования  служебной деятельности государственных  служащих, численность которых в  региональных органах власти и управления превышает численность федеральных  госслужащих.

Становление и развитие института государственной службы в постсоветской шло в соответствии с законом «Об основах государственной  службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.3

Согласно  ему «под государственной службой  понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» (п. 1 ст. 2). При этом «Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей» (ст.1). Причем к государственным служащим относятся не все лица, занимающие государственные должности, а только те из них, которые занимают должности категории «Б» (учрежденные для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих категории «А») и госдолжности категории «В» (учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий).4

Очень важно иметь  в виду, что лица, занимающие должности  категории «А», не относятся к  государственным служащим Российской Федерации, Кто же это конкретно? Перечень должностей категории «А» определяется в статье 1 данного Федерального закона - это «должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов». Далее в данной статье Федерального закона приводится не исчерпывающий перечень этих должностей - Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие.

Определение понятия «государственный служащий»  дано в ст. 3 Федерального закона «Об  основах государственной службы Российской Федерации:

1.Государственным  служащим является гражданин  Российской Федерации, исполняющий  в порядке, установленном федеральным  законом, обязанности по государственной  должности государственной службы  за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального  бюджета или средств бюджета  соответствующего субъекта Российской  Федерации.

2. Государственные  служащие федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также  иных государственных органов,  образуемых в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  признаются настоящим Федеральным  законом государственными служащими  Российской Федерации».

Дальнейшее  свое развитие законодательство о государственной  службе получило в ряде других федеральных  законов, указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, законов субъектов  РФ. Особо важное значение в этом отношении имеет Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».5

В связи с тем, что пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах  государственной службы Российской Федерации», в котором содержалось  нормативное определение государственной  службы, утратил силу с принятием  Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», приведем новую дефиницию, вытекающую из статьи 1 нового закона. Это обусловлено прежде всего тем, что в самой преамбуле закона о системе государственной службы подчеркивается, что именно он в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет «правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации».6

Итак, в  соответствии с Федеральным законом  о системе государственной службы:

- государственная  служба Российской Федерации  (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность  граждан Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституциями, Уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Данное законом  определение государственной службы указывает на ее сущность. Другие неотъемлемые характеристики государственной службы и, в частности ее организации, содержащиеся в иных статьях, таковы: в статье 3 — основные принципы построения и  функционирования системы государственной  службы; в статьях 4-7 - понятия федеральной  государственной службы, государственной  гражданской службы, военной и  правоохранительной служб; в статье 8 - должности государственной службы, в статье 9 - реестры должностей государственной  службы и т.д.

Следует обратить внимание на то, что формула  «обеспечение исполнения полномочий» (Российской Федерации, т.е. государства, федеральных государственных органов, субъектов Федерации и их государственных  органов) обозначает конкретное содержание самой государственной службы как  вида управленческой деятельности, включающей в себя организацию исполнения, само исполнение, контроль и надзор и  другие функции.

Что касается лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов, то они  осуществляют такой вид государственно-властных полномочий, который федеральным  законом квалифицируется как  не относящийся к государственно-служебной  деятельности и, следовательно, не включенный в состав государственной службы. Таким образом, государственно-политическая деятельность по непосредственному  исполнению полномочий государственных органов (как федеральных так и региональных) лежит за пределами государственной службы.7

Особенности понятия государственной службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», таковы:

- во-первых, это деятельность государственно-значимого  характера, а именно государственная  деятельность;

- во-вторых, она  лишь часть государственной деятельности, а именно в той ее мере, в  которой она обеспечивает исполнение  полномочий государственно-властного  характера, присущих Российской  Федерации (составным частям государства), а также лицами, замещающими государственные  должности Российской Федерации  и ее субъектов;

- в-третьих,  это деятельность профессионального  характера, отвечающая специальным  требованиям, предъявляемым к  ее субъектам, в качестве которых  выступают государственные служащие.

Характеризуя  государственную службу, важно понимать, что это служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным  и общественным интересам. Это профессиональная деятельность по выполнению государственных  задач и функций, осуществляемая лицами, которые находятся на штатных  государственных должностях в государственных  органах. При этом их деятельность оплачивается из государственного бюджета - федерального или субъекта РФ. Иначе говоря, не являются госслужащими лица, привлекаемые к обеспечению исполнения тех  или иных государственных полномочий на «общественных началах» или с  оплатой за счет каких-либо негосударственных  средств - фирм, фондов, корпораций и  других тому подобных спонсоров.8

В то же время следует учитывать, что  отнюдь не все должности, включаемые в штатное расписание тех или  иных государственных органов, являются государственными должностями государственной  службы. Не являются таковыми, например, должности младшего обслуживающего персонала (водители, вахтеры, гардеробщицы, уборщицы и т.п.). Лица, занимающие эти  должности, не относятся к категории  государственных служащих, хотя они  и числятся в штатных расписаниях  тех или иных органов власти и  управления.

Не является государственной службой профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих  властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. С другой стороны, государственная  служба осуществляется не только в  аппаратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных  силах, но и в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов  РФ к государственной службе. Например, в Федеральном законе «О естественных монополиях» указывается, что в  сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировки нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии  и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо  указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду и то, что распространение статуса  госслужащего на ту или иную категорию  работников отнюдь не равнозначно отнесению  их к категории государственных  служащих.9

Информация о работе Государственная служба и ее законодательное регулирование