Государственная политика социального развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим экономическую составляющую национальной безопасности.
Актуальность выбранной темы обусловлена современным мировым положением, характеризующимся влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая основа развития государства является приоритетной. Развитие экономики дает толчок к развитию науки, социальной сферы и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности…...……………5
Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время………..13
Заключение……………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 8 гос.полит..docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.3

Сопоставление фактических  показателей экономической безопасности с пороговыми значениями за 2007 г.

 

 

Показатели

 

Пороговые значения

 

2007 г.

Соотношение среднедушевых  денежных доходов населения и  величины прожиточного минимума, раз

 

3,5

 

3,26

Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных групп и 10% населения, раз

 

89

 

16,8

         

Уровень монетизации (М2 % к ВВП на конец года)

 

50

 

40

Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл.

 

40

 

476,4

Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных  ресурсов

 

25

 

36


 

Проблемы глобальной безопасности тесно связаны с задачей гармонизации сфер экономики. Одной из главных  причин мирового финансового кризиса  стал значительный рост количества финансовых инструментов. Причем эти инструменты  все в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Центром кризисных  явлений стала финансово-банковская сфера, в частности процессы накопления и использования остатков денежных средств на счетах банков, компаний, государства и т.д.

 

Таблица 2.4

Сопоставление фактических  и прогнозных показателей экономической  безопасности с пороговыми значениями за период 2007-2011 гг

Показатели

 

Пороговые

значения

2007

2008

2009 (прогноз)

 

2010 (прогноз)

 

2011 (прогноз)

                   

Объем ВВП, млрд руб.

 

6000

38533

47742

52277

 

56355

 

60094

Фактически и прогнозные данные

   

32987

44056

51475

 

59146

 

67619

Сбор зерна, млн т

 

70

81,8

85,0

   

100,0

               

Инвестиции в основной капитал, % к ВВП

 

25

20

20,6

22,8

24,8

26,1

Расходы на национальную оборону, % к ВВП

 

3

2,5

3,3

2,5

2,4

2,2

Отгруженная инновационная продукция, % ко всему объему отгруженной промышленной продукции

 

 

 

15

5,5

     

6,5-6,7

Доля населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума, % ко всему населению

 

 

 

7

13,4

12,4

11,2

10,4

10,0

Уровень безработицы по методологии

МОТ, %вЭАН

 

5

6,3

6,3

6,0

5,5

5,0

             

Уровень инфляции, % (декабрь текущего года к декабрю прошлого года)

125

111,9

110,5-111,8

107-108,5-

105,5-107

105-106,8

             

Обслуживание государственного внутреннего  и внешнего долга, % к расходам федерального бюджета

20

2,4

2,4

22

2,3

2,7

Дефицит федерального бюджета, % к ВВП

3

Бюджет профицитен

     
   

5,4

5,6

3,7

2,4

2,3

           

 

В связи с этим необходима новая архитектоника мирового финансового  рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. Одно из направлений, по нашему мнению, – разработка системы  индикаторов и их предельных величин, характеризующих состояние реального  сектора, социальной и финансово-банковской сфер, а также фондового рынка.

Гармонизация  – это, прежде всего сбалансированность основных сфер и секторов экономики.

Основой сбалансированности может быть только масштабный рост объемов массового производства внутри страны. При этом обязательно  должны быть обеспечены достаточно высокие  темпы роста в промышленных отраслях, в первую очередь в ТЭК при  поддержании достигнутых его  масштабов.

Необходимо решить проблему внедрения конкурентоспособных  передовых технологий.

В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие отрасли, а в обрабатывающих и перерабатывающих секторах ощущается значительное отставание. Правда, в последние два года некоторое оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда как основной потребитель новаций – машиностроение – остался на низком уровне.

Н. Комков, профессор РАН, подчеркивает, что конкурентоспособность  определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в  России темпы роста по отдельным  видам продуктов достигают 15-20% в  год, уровень их продаж на мировом  уровне, к сожалению, составляет около одного процента.

Анализируя причины этого  отставания, ученый заключил: «Россия  импортирует инновации вместе с  зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение  темпов развития экономики конкурентов».

Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов – инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академии.

Для России характерная проблема продовольственной безопасности. Имея около 10% мировых запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует это богатство  неэффективно: доля страны в мировом  агропроизводстве не превышает 1,34%. Причина в том, что около 30% пахотных земель являются бесхозными и неиспользуемыми. Россия, располагая 240 млн га сельскохозяйственных угодий, производит лишь 62% необходимого стране продовольствия. В то же время Европа с ее 100 млн га сельхозугодий полностью обеспечивает себя продуктами питания. Япония, имея только 5 млн га угодий, на 75% обеспечивает питанием 122 млн своих граждан. Причем продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и уже приблизилась к 40%. А в ряде мегаполисов импортное продовольствие составляет 80-85%. «Если мы хотим сохранить свой статус крупной аграрно-индустриальной державы, спасти село и страну от экономического умирания, необходимо переходить к идеологии социального государства на базе стратегии развития реальной экономики страны и особенно возрождения агропромышленного комплекса», - говорит член Совета по аграрной политике при Председателе Совета Федерации М.Коробейников. По его мнению, такой подход требует резкого усиления роли государства, что подтвердил мировой финансовый кризис. Например, в США мгновенно забыли о так называемом свободном рынке, как только возникли серьезные проблемы на финансовом и банковском поле. Был национализирован ряд обанкротившихся банков, подтвердив тем самым, что в реальной жизни свободный рынок должен быть социально ориентированным, а значит, регулируемым государством.

Другой важной проблемой  экономической безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. По результатам исследования, проведенного учеными Академии госслужбы совместно с рядом других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране сократится на 17 млн человек, а количество граждан пенсионного возраста, напротив, увеличится на 7 млн человек. Статистики ООН также прогнозируют демографический спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн человек. Фактически это означает, что инновационный прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г., у нас некому будет осуществлять.

По мнению специалистов, выход здесь может быть только один – кардинальное(в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационных программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.

Б. Гусев высказывает убеждение, что инновационным процессом  должны заняться профессиональные инженеры. Правильно выбрав принцип инновационного развития страны, они дадут импульс  прогрессу всей экономики. К сожалению, сегодня интеллектуальная составляющая ни в одной отрасли не превышает 1 %, тогда как в развитых странах Запада она достигает 20-25%. Причина известна: уже несколько лет в России регистрируются лишь 20 тыс. патентов (из них только 5% используется в промышленности), в то время как в СССР этот показатель ежегодно составлял 200 тыс. авторских свидетельств. «Для того чтобы преодолеть отставание, исполнительная власть, прежде всего Минобрнауки России, должна думать о подготовке кадров высшей квалификации, которые могут стать мостом между наукой и производством», - подчеркивает Б. Гусев.

Одна из причин нашего экономического отставания – отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии  страны, считает академик А. Абалкин. Ведь еще в 1999 г. в правительстве  было принято решение о разработке долгосрочной концепции развития страны. Но первый ее вариант научная общественность отвергла как несовершенный. С тех  пор самое большое, что делалось, был прогноз на три года. Но при  таком подходе эффект от инвестиций в новые технологии нельзя точно  установить, он проявляется лишь на четвертый год и даже позже. В  результате получается затратная перспектива.

Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации от от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» была утверждена Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Концепция имеет следующую структуру:

  • Общие положения.
  • Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
  • Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
  • Обеспечение национальной безопасности.
  • Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии
  • Основные характеристики состояния национальной безопасности

Р еализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации

Сейчас, после долгого  перерыва, в Минэкономразвития России идет работа над Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. Если этот проект будет выполнен и получит общественную поддержку, мы будем иметь государственную  стратегию, содержащую не только национальные интересы и потребности страны, механизм их достижения, но и ожидаемые результаты. Для этого надо создать наделенный широкими полномочиями совет по стратегии, который объединит представителей власти, науки, предпринимателей. Необходимо обеспечить единство системы управления в решении стратегических задач. Нужен орган управления, который на научной основе определил бы объемы наших ресурсов, оценил возможности науки, отладил систему натуральных и стоимостных балансов. На этой базе возможно построение комплексной стратегии долгосрочного развития страны. 

 

Заключение

 Под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Законодатель так понимает эту категорию: экономическая безопасность – такое состояние развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической  и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности  государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних  угроз.

Среди основных проблем безопасности России можно выделить:

  • нерациональное соотношение реального и финансового секторов;
  • проблема обеспечения конкурентоспособности экономики России за счет внедрения конкурентоспособных передовых технологий;
  • продовольственная проблема, связанная с неэффективностью использованию имеющихся сельхозугодий, ростом зависимости от импортной продукции;
  • нехватка кадров, сокращение качества и количества трудовых ресурсов, демографическая проблема;
  • отсутствие долгосрочных стратегий развития экономики, и страны в целом.

Необходимо отметить, что  руководство страны в последнее  время осознало необходимость решения  всех перечисленных проблем, принимаются меры по их устранению. Ситуацию усугубляет мировой кризис, что снижает уровень безопасности страны. Однако, мы считаем, что грамотная государственная политика позволит избежать нарастание проблем, а также решить их в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.   Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г., №537. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 10.11.09.

2.   Абалкин Л.И. Абрамова М.А. Алексеев А.И. Национальная экономика. – М.: Экономистъ, 2007.

3.    Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. – 2007. – №2.

4.  Завьялова Е.Б. Национальная экономическая безопасность России // Обозреватель. – 2008. – № 1.

5.  Кузнецова Е.А. Конкурентные отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. – 2007. – №2. 6.   Кузнецова Е.А. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 383с.

7.  Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк. – 2007. – № 3..

8.  Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №3.

9.   Шинкаренко П. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – №12.

 


Информация о работе Государственная политика социального развития России