Государственная политика социального развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим экономическую составляющую национальной безопасности.
Актуальность выбранной темы обусловлена современным мировым положением, характеризующимся влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая основа развития государства является приоритетной. Развитие экономики дает толчок к развитию науки, социальной сферы и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности…...……………5
Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время………..13
Заключение……………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 8 гос.полит..docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Критерий экономической  безопасности – это оценка состояния  экономики с точки зрения важнейших  процессов, отражающих сущность экономической  безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать  о грозящей опасности и предпринимать  меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что  весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих  пороговых значений, а пороговые  значения одного показателя достигаются  не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению  уровня безработицы сверх допустимого  предела, или снижение дефицита бюджета  до порогового значения - к полному  замораживанию капиталовложений и  падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать  вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к  динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных  и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической  безопасности можно выделить показатели:

  • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

Общую схему обеспечения  экономической безопасности можно представить в следующем виде:

  • Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
  • Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
  • Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).
  • Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).
  • Оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с пороговыми значениями.
  • Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности.
  • Организационно-управленческий блок.

Во главу угла ставится система национальных интересов. Национальные интересы – совокупность внутренних и внешних потребностей государства  в обеспечении защищенности и  устойчивого развития личности, общества и государства.

Бесперспективно подменять  национальные интересы другими категориями, будь то приоритеты, задачи и т.п. Именно с национальными интересами связаны  угрозы и вызовы. Причем важно классифицировать национальные интересы, а также учитывать  интересы страны в широком геополитическом, экономическом и социально-культурном пространстве. Например, в связи  с повышением значимости в экономическом  развитии углеводородного сырья  оказались актуальными национальные интересы России в Арктике.

Угрозы и вызовы могут  быть только в контексте национальных интересов страны, ее сохранения и  развития. В отличие от показателей  индикаторы обладают сигнальными функциями, т.е. они более чувствительны к  внутренним и внешним факторам. Далее  идут пороговые значения, иными словами, та «красная черта», которая отделяет опасное состояние экономики  от неопасного. За ним следует уже оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с их пороговым значением.

Следующий шаг – формирование концепции национальной безопасности и более конкретного ее проявления – стратегии. Отдельно стоит организационно-управленческий блок. Этот блок «отвечает» за креативное, творчески активное отношение к объекту анализа, в том числе за оценку состояния экономики с позиций безопасности, которая является универсальной категорией и занимает особое место среди других категорий (эффективности, устойчивости, конкурентоспособности, приоритетов, целей, задач и др.).

Стратегия безопасности –  основа долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, а не наоборот. На наш  взгляд, долгосрочную стратегию нельзя сформировать без определения национальных интересов страны. Именно они выражают субстанцию сущности страны, суверенитет  и основные ее характеристики в мировом  геополитическом пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема обеспечения  экономической безопасности в настоящее  время

Для выявления проблем  обеспечения безопасности прежде всего необходимо выделить уровни, на которых рассматриваются эти проблемы.

Первый уровень – глобальная экономическая безопасность – характеризует уязвимость России перед угрозами и вызовами глобальной экономики со стороны других стран по всему периметру границ. Иногда его называют международной или внешней безопасностью. Но термин «глобальный» представляется наиболее точным.

Второй уровень – региональная безопасность – включает три-четыре пояса. По мнению ряда специалистов, можно выделить Южный, Северо-Кавказский, Западный и Дальневосточный пояса. Понятно, что необходимы классификация этих поясов и признание их особой роли на государственном уровне.

Конечно, существующая ныне в России система округов достаточно действенна. Но еще нужны ранжирование округов и выделение указанных поясов.

Третий уровень – внутренняя безопасность всех элементов, всех субъектов федерации, хозяйственных организаций, т.е. системы вертикальных (центр, субъекты федерации и хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей в целом.

Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России. Для начала оценим текущее состояние России, сложившиеся в последние годы.

Данные, позволяющие оценить  глобальную безопасность, приведены  в табл. 2.1 и 2.2 (значения, отмеченные *, относятся к 2005 г., отмеченные ** - к 2006 г., остальные - к 2007 г.).

Анализ информации, приведенной  в табл. 2.1 и 2.2, позволяет сделать  ряд фундаментальных выводов.

Вывод первый. При самых высоких показателях в сравнении с США, ЕС и Японией по размеру территории, природным ресурсам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в России производится на порядок меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения.

Таблица 2.1

Сопоставление России с ведущими странами, %

   

Россия/

 

Россия/

Россия/

Россия/ мир

   

США

 

ЕС

Япония

в целом

Территория

 

174,0

 

683,6

4525,3

3,0

Население

 

47,1

 

45,1

111,2

2,2

ВВП

 

9,3

 

10,6

29,4

2,4

ВВП по ППС

 

15,1

 

20,3

48,7

3,2

             

Добыча нефти

 

145,1

     

12,2

Запасы нефти (доказанные)

 

270,1

 

9925,0

   

6,4

               

Добыча газа

 

111,3

 

693,0

   

20,7

               

Запасы газа (доказанные)

 

747,0

 

19756,1

   

25,2

               

Лесные ресурсы*

 

186,0

 

651,5

1894,1

 

20,1

Вырубка леса*

 

33,3

 

73,3

805,9

 

5,8

Производство леса и лесопродуктов*

 

10,4

 

18,3

69,1

 

3,1

Экспорт товаров и услуг**

 

23,4

 

7,7

31,6

 

2,3

Импорт товаров и услуг**

 

9,3

 

4,9

28,8

 

1,4

               

Золотовалютные резервы

 

676,1

 

93,5

49,1

 

8,8

Доходы консолидированного бюджета

 

12,0

 

9,1

     

Расходы консолидированного бюджета

 

9,3

 

7,7

     

Активы банковской системы

 

7,0

 

2,3

11,6

   

Инвестиции в основной капитал

 

11,8

 

14,0

24,7

   

 

Таблица 2.2

Основные показатели экономического развития России и ведущих стран 

   

Россия

США

ЕС

 

Япония

Мир

ВВП, млрд долл.

 

1289,6

13 843,8

12 114,0

 

4383,8

54 395,4

ВВП на 1 км территории, тыс. долл.

 

75,4

1408,8

4843,0

 

11602,3

95,4

ВВП по ППС на 1 км территории, тыс. долл.*

 

122,1

1408,8

4115,1

 

И 353,7

114,1

ВВП на душу населения, тыс. долл.*

 

9,1

 

45,8

38,5

 

34,3

8,4

ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл.*

 

14,7

 

45,8

32,7

 

33,6

10,0

Доходы консолидированного бюджета/ВВП, %

 

39,1

 

30,4

45,6

   

'

Расходы консолидированного бюджета/ВВП, %

 

33,3

 

33,5

46,2

     

Профицит (дефицит) консолидированного бюджета/ВВП, %

 

5,8

 

-3,0

-0,6

 

«2,7

 

Активы банковской системы/ВВП, %

 

59,0

 

79,0

271,0

 

149,9

 

Инвестиции в основной капитал/ ВВП, %

 

19,5

 

15,3

14,8

 

23,2

 

Справочно: курс единиц национальной валюты по отношению к долл., в среднем за год

 

26,5

 

1

1,47

 

117,8

 

 

Кроме того, низки позиции  в экспорте продукции обрабатывающих отраслей и конкурентоспособности, более низкий уровень качества жизни. Есть все основания утверждать, что  обширная территория и огромные природные  ресурсы могли бы давать гораздо  большую финансовую отдачу, однако, к сожалению, этого не происходит, даже несмотря на финансовые резервы, накопленные в последние годы.

Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов.

Выполненные в Центре финансово-банковских исследований аналитические работы показывают, что по финансовым индикаторам  вся «чаша» наших достижений переполнена: значительные резервы, профицит бюджета (кроме, может быть, некоторых кредитных индикаторов). Что же касается развития инновационной сферы, машиностроения и социальной сферы, то пороговые значения здесь не обеспечиваются (табл. 2.3, 2.4).

Информация о работе Государственная политика социального развития России