Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:44, реферат

Краткое описание

Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции государства, поэтому функции государства и функции государственного управления являются тождественными понятиями. Многие функции государства постоянны и не зависят от его природы (защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры.

Содержание

Введение………………………………………………………........2
Государственная политика и управление………………………...3
Сущность государственной политики………………………..4
Принципы и методы государственной политики……………5
Государственная политика Республики Беларусь……………….6
3.1 Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь..6
Заключение………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Учреждение образования.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

Кафедра философии и политологии

 

 

 

 

Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 101 группы

педиатрического факультета

Голубева Елена Викторовна

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………........2
  2. Государственная политика и управление………………………...3
    1. Сущность государственной политики………………………..4
    2. Принципы и методы государственной политики……………5
  3. Государственная политика Республики Беларусь……………….6

3.1 Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь..6

  1. Заключение………………………………………………………...17
  2. Список использованной литературы…………………………….18

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции государства, поэтому функции государства и функции государственного управления являются  тождественными понятиями. Многие функции государства постоянны и не зависят от его природы (защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры. Они определяют количественный состав функций, их содержание и назначение. Так, на заре становления капитализма важно было защитить частную собственность. А. Смит, например, необходимость государства связывал с собственностью и его цель видел в том, чтобы охранять имущих от бедняков. На современном этапе государству приходится вмешиваться, чтобы защитить граждан и от эксплуатации собственниками капитала. Изменяются цели государства, система и функции управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других появляется, третьи остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием.  Каждую функцию управления можно разложить на множество подфункций, по-своему воздействующих на систему через планирование, организацию дела, регулирование, контроль и другие рычаги. Для реализации функции управления создаются необходимые организационные структуры, которые координируют, согласовывают действия всех подразделений для достижения поставленных целей. Принятые решения в форме нормативных актов, инструкций, приказов доводятся до объектов управления.

 

 

 

 

 

 

 

Государственная политика и управление

Сущность государственной политики

           В современной политико-социологической  литературе сложились различные  подходы к определению специфики  государственной политики. Например, широко применяется понятие «governance», интерпретируемое в зарубежной литературе как управленческая деятельность государства. Однако в отечественных публикациях содержание этого понятия освещено недостаточно. Следует также отметить, что зачастую зарубежные авторы вышеназванное понятие отождествляют с категорией «public administration». Наконец, в научном обороте применяется выражение «public policy», которое зачастую интерпретируется как политика государства и других публичных политических организаций по удовлетворению потребностей населения. В соответствии с вышеизложенным государственная политика есть политический процесс управленческого воздействия институтов государства на основные сферы общества. Говоря о системе государственной политики, следует подразумевать не простую сумму компонентов ее содержания, но именно интегральное единство, целостность и свойства, наличие которых превращает ее в самостоятельный объект изучения.

Обобщая все имеющиеся в современных работах положения, можно выделить следующие основные виды компонентов системы государственной политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные. Исходным и субстанциональным элементом системы государственной политики выступает власть. Как известно, власть государства имеет императивный характер. Императивный характер государственной власти предполагает применение широкого круга мер и способов принуждения и насилия для осуществления предусмотренных законом процессов управленческого воздействия на общество и его подсистемы по вопросам размещения ресурсов, распределения и перераспределения общественных благ и т.д.

В качестве субъектов системы государственной политики обычно прежде всего называют народ той или иной страны как источник государственной власти. Человеческие компоненты системы государственной политики представлены руководителями государства и его основных институтов, а также классом профессиональных управленцев – государственными служащими. Вместе с тем к субъектам государственной политики правомерно относить различные виды политических элит.

К институциональным компонентам системы государственной политики обычно относят институт главы государства. Также по функциональным характеристикам выделяются государственные институты общей компетенции, которые действуют в системе законодательной, исполнительной и судебной властей. Наконец, отдельное место занимают государственные институты, имеющие узкую специализацию (различные министерства и ведомства). Говоря об институциональных компонентах системы государственной политики, следует также упомянуть об институте права, о многочисленных юридических нормах, воплощенных в конституциях стран, законах, кодексах и т.д.

Существенную роль в разработке и реализации государственной политики имеют процессуальные компоненты, которые характеризуют многообразие структурных связей и отношений субъектов и институтов государственной власти, например, такое явление, как управленческий цикл.

Еще одной разновидностью элементов содержания системы государственной политики являются духовные компоненты. Речь идет в первую очередь об экономических, социальных и иных интересах, потребностях, ценностях. Они находят воплощение в целевых установках, программах и иных аспектах государственной политики.

В свете сказанного представляет интерес еще одни вопрос, касающийся классификации основных видов государственной политики. Существует несколько критериев, на основе которых выделяют разные виды государственной политики. Согласно наиболее распространенному из них виды политики выделяются в соответствии с характером объекта или сферы управления (экономическая политика, социальная политика и т.д.). Еще один критерий – масштаб охвата управленческим воздействием той или иной территории (федеральная, региональная, муниципальная политика).

Принципы и методы государственной политики

Под принципами государственной политики понимают базирующиеся на знании законов функционирования и развития общества основополагающие правила деятельности органов, институтов и людей по управлению общественными сферами. Принципы государственной политики подразделяются на общие и частные (специфические). Первые применяются во всех видах политики государства и имеют общезначимый и универсальный характер. К ним относят принципы объективности, конкретности, оптимальности и др. Ко вторым принято причислять принципы, применяемые в управлении отдельными сферами. Существует также точка зрения, согласно которой выделяются восемь главных принципов государственной управления и политики, следование которым отвечает ценностям демократии: конституционность правительства, народовластие, подотчетность, эффективность, открытость, адекватная реакция на внешнюю среду, соответствие процессуальным нормам, разделение властей. Наряду с принципами ведущую роль в осуществлении эффективной государственной политики играют такие значимые компоненты ее содержания, как методы управления. Под методом управления обычно понимают способы организующего и регулирующего воздействия субъектов и институтов управления на управляемые объекты, определения условий их оптимального функционирования и развития, приведение в соответствие с требованиями присущих им закономерностям. Методы подразделяют также на общие и частные в соответствии со сферами их применения. Среди современных методов, используемых в системе государственной политики, существенную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного, иного рода для «точечного» решения актуальных экономических, социальных и иных задач.

Государственная политика Республики Беларусь

Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь

Неоспоримые успехи во всех сферах жизнедеятельности Беларуси на начало XXI в. позволили власти и впредь позитивно осуществлять внутреннюю политику, закрепленную Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г № 60-3 «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь». Она основывается на принципах:

  • стабильности конституционного строя;
  • гарантии конституционных прав и свобод граждан;
  • равенства всех форм собственности в интересах личности и общества;
  • устойчивого социально-экономического развития;
  • учета геополитических, социально-экономических и природных особенностей государства; социальной справедливости;
  • взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах личности, общества и государства.

 

Стратегическими целями внутренней политики Республики Беларуси

являются:

  • обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации;
  • повышение уровня благосостояния народа;
  • развитие демократического социального правового государства;
  • формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

 

На современном этапе развития белорусского общества и государства основными задачами внутренней политики страны являются:

  • обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, общественных и государственных интересов;
  • проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики;
  • поддержание инфляции на уровне, не препятствующем эффективному развитию национальной экономики;
  • развитие конкурентоспособных секторов и отраслей национальной экономики;
  • активизация инвестиционной деятельности;
  • формирование промышленного потенциала, основанного на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологиях, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров и услуг;
  • активизация инновационной деятельности;
  • освоение в производстве передовых национальных и зарубежных технологий;
  • развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
  • увеличение продолжительности жизни граждан и снижение смертности;
  • оптимизация миграционных процессов;
  • обеспечение рациональной занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • обеспечение государственной поддержки малообеспеченных групп населения;
  • создание необходимых условий для формирования духовно богатого и физически здорового человека, улучшения его жилищных условий;
  • обеспечение доступности медицинской помощи;
  • обеспечение развития всех форм и видов образовательной деятельности;
  • обеспечение общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах;
  • обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайная ситуация), создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства Республики Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение комплексного устойчивого развития регионов;
  • обеспечение права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Внутренняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах: экономика, включая институциональные преобразования, бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную и валютную политику, развитие реального сектора экономики, таможенную политику, инвестиционно-структурную политику, инновационную деятельность; социально-трудовая сфера, включая демографическую политику, политику доходов и оплаты труда, политику занятости населения, социальную защиту населения, охрану труда; здравоохранение, образование, наука, информация и информатизация, культура, искусство, спорт, туризм, жилищные отношения; охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; региональное развитие; военная сфера; борьба с преступностью и иной противоправной деятельностью, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь; юстиция; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями в сфере институциональных преобразований являются: формирование конкурентной среды и регулирование деятельности субъектов естественных монополий; реформирование отношений собственности, в том числе приватизация государственного имущества; стимулирование предпринимательской деятельности организаций и граждан; развитие рыночной инфраструктуры, включающей рынок ценных бумаг и финансовых услуг, товарные рынки; развитие информационно-коммуникационных и иных высоких технологий.

Основными направлениями в сфере бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики являются: обеспечение устойчивого выполнения бюджетных обязательств Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц; повышение результативности государственных расходов; проведение эффективной политики управления государственным долгом и активами; совершенствование системы межбюджетных отношений; формирование налоговой системы, благоприятной для национальной экономики; обеспечение устойчивого уровня поступлений в республиканский и местные бюджеты, достаточного для финансирования их обязательств; обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; совершенствование системы валютного регулирования в целях повышения эффективности внешнеэкономического обмена товарами, услугами и инвестициями; развитие и укрепление банковской системы и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь; развитие валютного контроля в направлении повышения прозрачности внешнеэкономических сделок и эффективности противодействия незаконным операциям с капиталом; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы; повышение эффективности аккумулирования свободных денежных средств и их инвестирования в национальную экономику.

Информация о работе Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь