Виды государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1.1 Понятие государственного аппарата

2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
2.1 Структура механизма государства
2.2 Принципы организации и деятельности государственного аппарата Республики Казакстан

3. Виды государственных органов
3.1 Понятие органа государства и его признаки
3.2 Классификация государственных органов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный аппарат777.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

6) организационные и финансовые  средства, а также принудительную  силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных "болезненных" явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для "хирургического" вмешательства и нейтрализации этих "болезней"; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

 

2.2 Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата Республики Казахстан

    Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РК принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Законе РК "О прокуратуре" принцип организации и деятельности прокуратуры РК, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Республики Казахстан законами независимо от органов государственной власти Республики Казахстан, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы, в конечном счете, проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

    Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РК, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РК "О государственной службе" от 23.07.99 г. и иных законах.

    Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма РК, как народовластие, гуманизм, разделение властей, законность.

    Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Республики Казахстан является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Республики Казахстан занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

    Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма РК зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

    "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития Казахстана.

    Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма нашего государства.

    Принцип законности в формировании и действии государственного механизма РК состоит в том, что, согласно Конституции, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РК и законы.

    Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности государственного механизма РК получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе РК "О государственной службе". Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции  РК над иными нормативно-правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей  и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственное  действие;

- обязанность государственных  служащих признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина;

- единство системы государственной  власти;

- равный доступ граждан  к государственной службе в  соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан;

- единство основных требований, предъявляемых к государственной  службе;

- профессионализм и компетентность  государственных служащих;

- гласность в осуществлении  государственной службы;

- ответственность государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, за неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной  службы; отделение религиозных объединений  от государства;

- стабильность кадров  государственных служащих в государственных  органах.

    К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

    Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Глава 3. Виды государственных органов

3.1 Понятие органа  государства и его признаки

    Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.

    Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

    Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

    Понятие "государственный орган" можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, - это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

    Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

    Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

    Компетенции государственного органа - это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

    Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

- путем издания предписаний  общего характера (издание нормативных  актов);

- путем принятия предписаний  индивидуального характера (акты  применения);

- путем осуществления  организационной деятельности.

    Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

    Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:

- орган государства, обладая  определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма  государства, занимает в нем свое  место и прочно связан с  другими ее частями. Он осуществляет  от имени государства его задачи  и функции посредством определенного  вида деятельности в порученной  области;

- органы государства имеют  определенную структуру, они объединены  в подразделения, скреплены едиными  целями, ради достижения которых  образованы, и дисциплиной, которую  все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся  в особых правоотношениях между  собой и органом и являются  официальными. Права и обязанности  государственных служащих определяются  законом и обеспечивают их  правовой статус;

- орган государства обладает  определенной компетенцией, за ним  закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом  ведения, т. е. конкретными задачами  и функциями, которые решает и  выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически  закреплена. Реализация органом  государства своей компетенции - это не только его право, но  и обязанность, поэтому иногда  трудно понять, где есть право, а где - обязанность;

- орган государства обладает  властными полномочиями, чем и  отличается от государственных  учреждений и предприятий. Государственные  органы вправе издавать обязательные  для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения  своих правовых актов так же  относится к полномочиям государственных  органов. Для обеспечения требований  этих актов органы могут применять  меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять  надзор за их реализацией;

- для осуществления своей  компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из государственного  бюджета).

    Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

    Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

3.2 Классификация  государственных органов

    Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схеме.

    По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

    По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

 

    По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).

Информация о работе Виды государственных органов