Виды государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1.1 Понятие государственного аппарата

2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
2.1 Структура механизма государства
2.2 Принципы организации и деятельности государственного аппарата Республики Казакстан

3. Виды государственных органов
3.1 Понятие органа государства и его признаки
3.2 Классификация государственных органов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный аппарат777.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

1.1 Понятие государственного аппарата

 

2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА  ГОСУДАРСТВА

2.1 Структура механизма  государства

2.2 Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата Республики Казакстан

 

3. Виды государственных  органов

3.1 Понятие органа государства  и его признаки

3.2 Классификация государственных  органов

Заключение

Список литературы



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

    Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

    Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.

    Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия.

    Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в Казахстане проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

    Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства.

 

    

 

 

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

    1.  Понятие государственного аппарата

 

    Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.

     Понятие "механизм государства" тесно связано с понятием "государственный аппарат". Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права.

    В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

    Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

    Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Республике Казахстан.

    Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

   Следует заметить, однако, что практическое осуществление лозунга "вся власть Советам" означало не что иное, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии!

   В перестроечный и после перестроечный периоды, в процессе демократизации, в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.

    После внесенных в нее изменений провозглашала, что "народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР, а затем и суверенного государства Республики Казахстан". При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.

 

Глава 2. Структура механизма государства

2.1 Структура механизма  государства

    Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

     Механизм государства - есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

    В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

    Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

    Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

    В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

    В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

    Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

    Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; право-исполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

    Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:

- осуществляют от имени  государства его задачи и функции  посредством определенного вида  деятельности в порученной области;

- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных  учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной  структурой, то есть строением  по видам отдельных служб и  численному составу (штатам) и имеют  территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке, установленном законом.

    Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

    Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной  взаимосвязи и соподчиненности  при осуществлении своих непосредственных  властных функций.

    Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма  государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять  охранительную деятельность данного  государства (вооруженные силы, службы  безопасности, милиция, налоговая полиция  и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма  государства, которые властными  полномочиями (за исключением их  администраций) не обладают, а осуществляют  непосредственную практическую  деятельность по выполнению функций  государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной  сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский  институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма  государства, которые тоже властными  полномочиями (за исключением их  администрации) не обладают, а осуществляют  хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают  производство, выполняют различные  работы и оказывают многочисленные  услуги для удовлетворения потребностей  общества, извлечения прибыли (речь  может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся  управлением. Государственные служащие  различаются по своему правовому  положению в механизме государства. В зависимости от полномочий  они могут подразделяться на  следующие виды: а) лица, занимающие  должности, связанные с непосредственным  исполнением полномочий государственного  органа (депутаты, президент, глава  правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для  непосредственного обеспечения  полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники  и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами  для исполнения и обеспечения  полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных  подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными  полномочиями (врачи в государственных  лечебных заведениях, преподаватели  вузов, иные служащие, которые получают  заработную плату за счет государственного  бюджета);

Информация о работе Виды государственных органов