Экспортный контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:58, доклад

Краткое описание

Экспортный контроль в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года №183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее Закон №183-ФЗ) представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Вложенные файлы: 1 файл

Экспортный контроль в Российской Федерации.docx

— 23.45 Кб (Скачать файл)

    Экспортный контроль в Российской Федерации

    В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» международными договорами РФ, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами  и об экспортном контроле устанавливаются  особенности государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в области, связанной:

    - с вывозом из Российской Федерации  продукции военного назначения;

    - с разработкой и производством  продукции военного назначения, а также особенности государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной  деятельности, которые могут быть  использованы при создании оружия  массового поражения, средств  его доставки, иных видов вооружения  и военной техники.

    Экспортный  контроль в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года №183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее  Закон №183-ФЗ) представляет собой  комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической  деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств  его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

    Оружием массового поражения является ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие, средствами доставки - ракеты и беспилотные летательные  аппараты, способные это оружие доставлять.

    Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении  Российской Федерации.

    Основными целями экспортного контроля согласно статье 4 Закона №183-ФЗ являются:

    - защита интересов Российской  Федерации;

    - реализация требований международных  договоров Российской Федерации  в области нераспространения  оружия массового поражения, средств  его доставки, а также в области  контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

    - создание условий для интеграции  экономики Российской Федерации  в мировую экономику.

    В мировой практике объектами экспортного  контроля являются вооружение, военная  техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической  области, оборудование и материалы, связанные с использованием атомной  энергии, товары и технологии «двойного  назначения», применяемые в военных  и гражданских целях.

    Основные  принципы государственной политики в области экспортного контроля, закрепленными в статье 5 Закона №183-ФЗ являются:

    - добросовестность выполнения международных  обязательств Российской Федерации  в области нераспространения  оружия массового поражения, средств  его доставки, а также в области  контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

    - законность, гласность и доступность  информации по вопросам экспортного  контроля;

    - приоритет интересов безопасности  государства;

    - осуществление экспортного контроля  в той мере, в какой это необходимо  для достижения его целей;

    - единство таможенной территории  Российской Федерации;

    - гармонизация процедур и правил  экспортного контроля с общепризнанными  международными нормами и практикой;

    - взаимодействие с международными  организациями и иностранными  государствами в области экспортного  контроля в целях укрепления  международной безопасности и  стабильности, предотвращения распространения  оружия массового поражения и  средств его доставки.

    Списки (перечни) контролируемых товаров и  технологий согласно статье 6 Закона №183-ФЗ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального собрания Российской Федерации, промышленных и  научных организаций, их ассоциаций и союзов, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению  Правительства Российской Федерации.

    В настоящее время в Российской Федерации, в частности, действуют:

    - Указ Президента Российской Федерации  от 14 января 2003 года №36 «Об утверждении  списка оборудования и материалов  двойного назначения и соответствующих  технологий, применяемых в ядерных  целях, в отношении которых  осуществляется экспортный контроль»;

    - Указ Президента Российской Федерации  от 28 августа 2001 года №1082 «Об утверждении  списка химикатов, оборудования  и технологий, которые могут быть  использованы при создании химического  оружия и в отношении которых  установлен экспортный контроль»;

    - Указ Президента Российской Федерации  от 8 августа 2001 года №1004 «Об утверждении  списка возбудителей заболеваний  (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»;

    - Указ Президента Российской Федерации  от 8 августа 2001 года №1005 «Об утверждении  списка оборудования, материалов  и технологий, которые могут быть  использованы при создании ракетного  оружия и в отношении которых  установлен экспортный контроль»;

    - Указ Президента Российской Федерации  от 5 мая 2004 года №580 «Об утверждении  списка товаров и технологий  двойного назначения, которые могут  быть использованы при создании  вооружений и военной техники  и в отношении которых осуществляется  экспортный контроль»;

    - Указ Президента Российской Федерации  от 14 февраля 1996 года №202 «Об утверждении  списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов  и соответствующих технологий, подпадающих  под экспортный контроль».

    В целях обеспечения реализации государственной  политики в области экспортного  контроля, в отношении международных  режимов экспортного контроля образуется межведомственный координационный  орган по экспортному контролю. Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2002 года №607 в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об экспортном контроле» утвержден состав комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

    Экспортный  контроль в Российской Федерации, согласно статье 7 Закона №183-ФЗ, осуществляется посредством методов правового  регулирования внешнеэкономической  деятельности. Рассмотрим эти методы.

    МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

    экспортный  таможенный контроль

    Идентификация контролируемых товаров и технологий включает в себя установление соответствия конкретных материалов, сырья, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами  внешнеэкономических операций, товарам  и технологиям, включенным в списки контролируемых товаров и технологий. После разработки указанных списков  федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов, они утверждаются указами Президента Российской Федерации  по представлению Правительства  Российской Федерации. Утвержденные указы  вступают в силу не ранее чем через  три месяца со дня их официального опубликования.

    Идентификация контролируемых товаров, на основании  статьи 24 Закона №183-ФЗ, является обязанностью российского участника внешнеэкономической  деятельности, который вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, имеющей на осуществление этой деятельности специальное разрешение. Экспертная организация, заключившая договор  с российским участником, будет нести  ответственность за правильность и  обоснованность результатов идентификации.

    Экспортный  контроль распространяется также на осуществление внешнеэкономических  операций с товарами, информацией, работами, услугами, которые не входят в данные списки. Это происходит в том случае, когда российские участники внешнеэкономической деятельности специально информированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или имеют основания полагать, что данные товары, информация, работы, услуги могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом для создания оружия массового поражения и средств его доставки.

    ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

    Приказом  ГТК РФ от 26 декабря 2003 года №1545 «О повышении  эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного  контроля» утверждена Инструкция о  порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятии решения в  отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации  в области экспортного контроля (далее Инструкция №1545).

    Инструкция  устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении  признаков, указывающих на то, что  заявленные при декларировании товаров  сведения, влияющие на применение к  товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, должным  образом не подтверждены.

    Принадлежность  товаров к контролируемым определяется соответствием их технических параметров и описания товарам контрольных  списков.

    Идентификация товаров для целей экспортного  контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических  операций с товарами, включенными  в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации  без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

    Порядок проведения уполномоченным должностным  лицом таможенного органа документального  контроля утвержден разделом 2 Инструкции №1545.

    Документальный  контроль в соответствии с пунктом 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 года №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц  таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при  декларировании и выпуске товаров», является одной из форм таможенного  контроля. Заключается документальный контроль в проверке документов и  сведений и при его проведении уполномоченное должностное лицо таможенных органов проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации и приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых  товаров признаков контролируемых товаров.

    При обнаружении таких признаков  проверяется наличие одного из следующих  документов:

    - лицензии специально уполномоченного  федерального органа исполнительной  власти в области экспортного  контроля;

    - разрешения межведомственного координационного  органа по экспортному контролю;

    - заключения специально уполномоченного  федерального органа исполнительной  власти в области экспортного  контроля, подтверждающего правомерность  осуществления безлицензионного  вывоза контролируемых товаров;

    - заключения организации, получившей  в соответствии с установленным  Правительством Российской Федерации  порядком специальное разрешение  на осуществление деятельности  по идентификации контролируемых  товаров, либо специально уполномоченного  федерального органа исполнительной  власти в области экспортного  контроля о непринадлежности  декларируемого товара к объектам  экспортного контроля.

    Если  разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о  необходимости независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения.

    В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии  правоохранительных и контролирующих органов.

    Проведение  дополнительной проверки включает в  себя несколько этапов и на основании  обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, принимается  одно из следующих решений:

Информация о работе Экспортный контроль в Российской Федерации