Шпаргалка "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 08:09, шпаргалка

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны.. С помощью таможенного регулирования государство влияет на внешнеэкономический оборот страны, а также на свой внутренний рынок путем установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары. Государственное таможенное регулирование импорта и экспорта товаров есть мера объективная, так как от того, как это регулирование будет построено, во многом зависит степень развития экономики страны

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

 

 

38

Из статьи 355 ТК РФ следует, что излишне взысканными суммами  таможенных пошлин, налогов являются суммы фактически взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает  сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ. Излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. При обнаружении факта излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее 1 месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей (п. 4 ст. 355 ТК РФ).

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения  о возврате и возврата сумм излишне  взысканных таможенных пошлин, налогов  не может превышать 1 месяца со дня  подачи заявления о возврате и  представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 4 ст. 355 ТК РФ).

Возврат излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении  о возврате. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Возврат излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (п. 4 ст. 355 ТК РФ).

Возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его  возврате подано в таможенный орган  в течение 3 лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат (п. 1 ст. 357 ТК РФ).

Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в  кассу которого суммы денежного  залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом (п. 2 ст. 357 ТК РФ).

Возврат денежного залога не производится при наличии у  плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности (п. 5 ст. 357 ТК РФ).

39

Службу в таможенных органах можно рассматривать  как в широком, так и в узком  смыслах. В широком смысле таможенная служба представляет собой некую совокупность таможенных органов и различных органов и организаций, входящих в структуру таможенной системы, а также правовой статус государственных таможенных служащих и порядок прохождения ими таможенной службы. В узком смысле таможенную службу можно рассматривать как профессиональную деятельность, условия и порядок прохождения которой четко обусловлены.

Таможенная служба –  это особый вид государственной  службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Прохождение таможенной службы в таможенных органах основано на некоторых принципах, а именно:

1) верховенство Конституции  РФ федеральных законов над  всеми другими нормативными правовыми  актами при осуществлении таможенными  служащими своих должностных  функций и обязанностей;

2) приоритет прав и  свобод человека и гражданина, т. е. таможенные служащие обязаны признавать и защищать права и свободы человека и гражданина при прохождении своей таможенной службы;

3) единство системы  государственной власти и разграничение  предметов ведения между РФ  и ее субъектами;

4) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, на основе которых и строится вся система прохождения таможенной службы;

5) принцип гласности  в осуществлении государственной  службы – предусматривает, что  таможенные органы должны предоставлять  объективную информацию о своей деятельности и о своих решениях;

6) равный доступ граждан  к государственной службе –  означает, что каждый гражданин  РФ имеет право на прохождение  таможенной службы в таможенных  органах в соответствии со  своей профессиональной подготовкой;

7) принцип профессионализма  и компетентности государственных  служащих;

8) обязательность для  государственных служащих решений  вышестоящих органов и должностных  лиц, принятых ими в пределах  своих полномочий и своей компетентности  в соответствии с законодательством РФ;

9) ответственность государственных  таможенных служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, за неисполнение  или за ненадлежащее исполнение  ими своих должностных обязанностей;

10) внепартийность государственной  службы и отделение религиозных объединений от государства;

11) принцип социальной  защищенности государственных служащих;

12) принцип стабильности  кадров государственных служащих.

40

Прохождение таможенной службы в таможенных органах подразумевает  некоторые этапы: поступление на таможенную службу в таможенные органы; назначение на должность в таможенные органы с присвоением специального звания; служебная аттестация; перемещение по службе.

Порядок прохождения  таможенной службы государственными таможенными  служащими следует понимать в двух основных аспектах, а именно: во временном аспекте и в содержательном аспекте.

Временной аспект прохождения  таможенной службы охватывает период времени, который содержит момент начала прохождения службы и момент оставления таможенной службы. Содержательный же аспект прохождения таможенной службы включает в себя все то, что за этот временной период было сделано данным таможенным работником при осуществлении им своих служебных полномочий, а именно: характер и динамика должностно-правового положения и статуса данного таможенного служащего.

Для поступления на государственную  таможенную службу необходимо соответствовать  определенным критериям.

1. Гражданин РФ может  поступать на государственную  таможенную службу по достижении  возраста 18лет.

На государственную таможенную службу принимаются лица, которые по своим личностным, моральным и деловым качествам, а также по уровню образования и состоянию здоровья способны обеспечить исполнение функций, которые будут возложены на таможенные органы и, в частности, на данного служащего.

2. Лица, которые впервые  принимаются на государственную  таможенную службу, должны принять  специальную присягу.

3. Прохождение государственной  таможенной службы может осуществляться  на условиях контракта. Контракт  заключается между гражданином, принимаемым на службу, и таможенным органом, осуществляющим принятие на таможенную службу этого гражданина, в письменной форме с соблюдением всех соответствующих правил и норм. Контракт о службе может заключаться на срок от 1 до 10 лет или до достижения таможенным служащим срока предельного возраста нахождения на таможенной службе.

4. Граждане, исполняющие  свои служебно-должностные права  и обязанности в ходе прохождения  государственной таможенной службы, обязаны придерживаться требований, которые изложены в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396.

5. При прохождении  государственными таможенными служащими  таможенной службы предусмотрено  обязательное периодическое проведение  аттестации, которая выявляет уровень профессиональной подготовки служащих таможенных органов. Также для повышения квалификации таможенных служащих проводятся различные мероприятия в специально созданных учреждениях (Российской таможенной академии и ее филиалах по всей стране).

41

Согласно ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудники таможенных органов  имеют право на:

1) ознакомление с документами,  определяющими их права и обязанности  по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение для исполнения  должностных обязанностей организаций  независимо от форм собственности;

4) принятие решений  и участие в подготовке решений  в соответствии с их должностными обязанностями;

5) участие по своей  инициативе в конкурсе на замещение  вакантной должности в таможенном  органе;

6) продвижение по службе  в таможенных органах, увеличение  размера денежного довольствия  с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

7) ознакомление со  всеми материалами личного дела, с отзывами о деятельности  и другими документами до внесения  их в личное дело, приобщение  к личному делу своих объяснений;

8) проведение по их  требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство;

9) участие в собраниях  сотрудников таможенных органов;

10) пенсионное обеспечение  с учетом выслуги лет. Сотрудники  таможенных органов обязаны:

1) обеспечивать соблюдение  Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) обеспечивать соблюдение  и защиту прав и законных  интересов граждан;

3) выполнять приказы  и распоряжения начальников таможенных  органов, отданные в пределах  их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

4) в пределах своих  должностных обязанностей своевременно  рассматривать обращения граждан  и общественных объединений, а  также государственных органов,  органов местного самоуправления  и организаций;

5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

6) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для исполнения  должностных обязанностей;

7) хранить государственную  и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ»).


 

 

42

Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным  лицом принято решение или  совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение  не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение  установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально (п. 1 ст. 23 ТК РФ).

Запрос должен быть подан  в течение 6 месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда  лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии) (п. 2 ст. 23 ТК РФ).

Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о  предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса (п. 3 ст. 23 ТК РФ).

Таможенные органы обеспечивают доступ к информации о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела, в том числе с использованием информационных технологий, за исключением случаев, когда предварительное уведомление о подготавливаемых правовых актах будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности (п. 2 ст. 24 ТК РФ).

Таможенные органы консультируют  заинтересованных лиц по вопросам таможенного  дела и иным вопросам, входящим в  компетенцию этих органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций. Информация по запросу заинтересованного лица предоставляется в возможно короткие сроки, но не позднее 1 месяца со дня получения указанного запроса (п. 1 ст. 25 ТК РФ).

Консультирование таможенными  органами осуществляется как в устной, так и в письменной форме бесплатно. По требованию заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме (п. 2 ст. 25 ТК РФ).

Государство возмещает  убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных  правовых актов, принятие которых предусмотрено  ТК РФ, а также вследствие недостоверности  информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 6 ст. 6 ТК РФ).

43

Различные правонарушения в сфере таможенного дела и  таможенного регулирования влекут за собой административную, уголовную, материальную и дисциплинарную ответственность. За каждый вид такой ответственности нормами таможенного законодательства предусмотрена определенная ответственность.

Каждый сотрудник таможенных органов обязан строго соблюдать  все правила и обязанности, предусмотренные внутренним трудовым распорядком, порядком правильного и корректного поведения с участниками таможенных правоотношений и т. д.

Приказ по службе сотрудник, поступивший на службу в таможенных органах, получает непосредственно  от своего начальника. Ответственность за исполнение служебных обязанностей сотрудником таможенные органы несет также начальник, подтвердивший приказ по службе.

За неисполнение своих  служебных обязанностей сотрудник  таможенных органов несет дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарная ответственность предусматривает административно-правовую ответственность, но при этом также содержится в нормах таможенного права.

Дисциплинарная ответственность  сотрудников таможенных органов  является одним из видов ответственности, предусмотренных таможенным законодательством.

Дисциплинарная ответственность  сотрудников таможенных органов  наступает, как правило, в случае дисциплинарного проступка, т. е. нарушения  сотрудником таможенных органов  правил и норм внутреннего трудового  распорядка или иных правил, предусмотренных в его деятельности.

Это нарушение может  выражаться как в неправомерном  действии сотрудника, так и в его  бездействии в момент осуществления  им своих служебных обязанностей, предусмотренных таможенной службой. Это нарушение также может осуществляться сотрудником таможенных органов как сознательно, так и по неосторожности.

Также дисциплинарную ответственность  сотрудников таможенных органов  можно определить как применение по отношению к ним мер дисциплинарного  воздействия за виновные действия или же бездействия со стороны таможенных служащих.

Дисциплинарная ответственность  сотрудников таможенных органов  предусматривает применение к этим сотрудникам мер дисциплинарного  взыскания, основанных на нормах административно-правовой базы за различного рода дисциплинарные проступки и иные виды правонарушений со стороны таможенных служащих.

Из всех вышеперечисленных  дефиниций видно, что дисциплинарный проступок, совершенный сотрудником  таможенных органов, как правило, является главным (но не единственным) основанием для привлечения этого сотрудника таможенных органов к дисциплинарной ответственности.

44

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность (п. 1 ст. 45 ТК РФ).

Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен (п. 2 ст. 45 ТК РФ).

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных  лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный  суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом (п. 1 ст. 46 ТК РФ).

Порядок подачи, порядок  рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством РФ о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах (п. 2 ст. 46 ТК РФ).

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа – в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или  его должностного лица может быть подана как непосредственно в  вышестоящий таможенный орган, так  и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или  начальника которого обжалуется (п. 1 ст. 47 ТК РФ).

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или  его должностного лица может быть подана в течение 3 месяцев:

1) со дня, когда лицу  стало известно или должно  было стать известно о нарушении  его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

2) со дня истечения  установленного срока для принятия  таможенным органом или его  должностным лицом решения или  совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ (ст. 48 ТК РФ).

45

Служба в таможенных органах прекращается в случаях  увольнения сотрудника таможенного  органа или его гибели (смерти) (п. 1 ст. 48 ТК РФ).

Сотрудник таможенного  органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям:

1) по собственному  желанию до истечения срока  контракта;

2) по достижении предельного  возраста нахождения на службе;

3) по выслуге срока  службы, дающего право на пенсию;

4) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

5) в связи с проведением  организационно-штатных мероприятий;

6) в связи с переводом  в другой государственный орган;

7) по состоянию здоровья  на основании заключения врачебной  комиссии об ограниченной годности  указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

8) по болезни на  основании заключения врачебной  комиссии о негодности указанного  сотрудника к службе в таможенных  органах;

9) в связи с признанием  аттестационной комиссией указанного  сотрудника не соответствующим занимаемой должности;

10) за однократное грубое  нарушение служебной дисциплины  или систематические нарушения  служебной дисциплины;

11) в связи с осуждением  за преступление на основании  вступившего в законную силу  приговора суда;

12) в связи с прекращением гражданства РФ (п. 2 ст. 48 ТК РФ).

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного  органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске  или в период болезни (п. 3 ст. 48 ТК РФ).

Сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах по достижении ими определенного возраста, а именно:

1) прапорщик таможенной  службы, старший прапорщик таможенной  службы, младший лейтенант таможенной  службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы – 50 лет;

2) майор таможенной  службы, подполковник таможенной  службы, полковник таможенной службы  – 55 лет;

3) генерал-майор таможенной  службы, генерал-лейтенант таможенной  службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации – 60 лет (п. 1 ст. 49 ТК РФ).

Пенсионное обеспечение  сотрудников таможенных органов  и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги  лет для назначения пенсий сотрудникам  таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством РФ (п. 1 ст. 50 ТК РФ).

Организация пенсионного  обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается  на пенсионную службу Федеральной таможенной службы (п. 2 ст. 50 ТК РФ).


 

 

46

Согласно п. 19 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Целями таможенного  контроля являются:

1) обеспечение таможенными  органами соблюдения участниками таможенных правоотношений норм таможенного законодательства РФ;

2) защита прав и  интересов граждан, а также  различного рода юридических  лиц (организаций, учреждений  и т. д.);

3) обеспечение защиты  экономической безопасности РФ, защита государственных интересов РФ;

4) своевременное выявление  и предотвращение правонарушений  в таможенной сфере;

5) поддержание общественного  порядка;

6) взимание с участников  внешнеэкономической деятельности  различного рода таможенных платежей;

7) оказание содействия  в целях обеспечения международного порядка.

Объектами таможенного  контроля могут быть:

1) товары и транспортные  средства, перемещаемые через таможенную  границу РФ в сопровождаемом  либо несопровождаемом багаже;

2) различного рода  документы и сведения о товарах  и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу;

3) различные виды таможенных  взиманий при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу;

4) деятельность лиц,  осуществляющих перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ, в том числе и лиц, представленных в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и т. д. Проведение процедуры таможенного контроля осуществляется в специально созданных для этого местах, а именно в таможенных зонах, служащих для проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с ТК РФ (п. 1 ст. 362 ТК РФ).

Субъектами таможенного  контроля являются:

1) таможенные органы  и служащие таможенных органов;

2) сами лица, перемещающие  через таможенную границу РФ  товары и транспортные средства, а также лица, осуществляющие перевозку товаров и транспортных средств на договорных условиях, т. е. таможенные брокеры, таможенные перевозчики и т. д.

3) иные лица, содействующие  процессу проведения процедуры  таможенного контроля, а именно  эксперты таможенных лабораторий,  медицинские работники и т. д.

47

При проведении таможенного  контроля в соответствии со ст. 358 ТК РФ таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного  контроля, которые достаточны для  обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

При выборе форм таможенного  контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного  законодательства РФ.

Система управления рисками  основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ (п. 2 ст. 358 ТК РФ):

1) имеющих устойчивый  характер;

2) связанных с уклонением  от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

3) подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

4) затрагивающих другие  важные интересы государства,  обеспечение соблюдения которых  возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют  методы анализа рисков для определения  товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки (п. 3 ст. 358 ТК РФ).

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков (п. 4 ст. 358 ТК РФ).

В целях совершенствования  таможенного контроля федеральная  служба, уполномоченная в области  таможенного дела, сотрудничает с  таможенными органами иностранных  государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи (п.5 ст. 358 ТК РФ).

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и  другие таможенные органы в целях  повышения эффективности таможенного  контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической  деятельности, перевозчиками и иными  организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) (п. 6 ст. 358 ТК РФ).

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными  органами в соответствии с ТК РФ (п. 7 ст. 358 ТК РФ).

Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров  при таможенном оформлении указаны  в ст. 359 ТК РФ.

В соответствии со ст. 366 ТК РФ в нашей стране используются следующие формы таможенного  контроля:

1) проверка документов  и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр  товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр  товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки  товаров специальными марками,  наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений  и территорий для целей таможенного  контроля;

10) таможенная ревизия.

48

Таможенные органы проверяют  документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров  и транспортных средств в соответствии с ТК РФ, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

К документам, подлежащим проверке, относятся:

1) таможенные документы,  т. е. документы, которые предоставляются  только для целей таможенного регулирования (таможенные декларации и пр.);

2) транспортные документы,  которые подтверждают наличие  договоров о перевозке товаров  и транспортных средств (накладные  и пр.);

3) коммерческие документы,  часто используемые в качестве  документов, подтверждающих справедливость и правильность ведения различного рода сделок во внешнеторговой сфере (различные контракты, счета-фактуры и т. д.);

4) документы иного  рода, имеющие отношение к проведению  таможенного контроля.

Проверка достоверности  сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.

При проведении таможенного  контроля таможенный орган вправе мотивированно  запросить дополнительные документы  и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого (ст. 367 ТК РФ).

Документы, подаваемые в  таможенные органы для проверки, должны содержать только достоверную информацию. Они должны быть заполнены соответствующим  образом. Документы для таможенного  контроля должны храниться лицами не менее 3 календарных лет после года, в течение которого товары и транспортные средства потеряли статус нахождения под каким бы то ни было таможенным режимом.

При производстве таможенного  оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст. 368 ТК РФ).

Устный опрос в большинстве  случаев проводится до процедуры  таможенного досмотра и является способом выявления наличия предметов, которые в соответствии с законодательством  РФ запрещены к ввозу на ее территорию либо вывозу с нее.

49

Таможенным осмотром товаров и транспортных средств  является внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств  идентификации товаров для целей  таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

В случае установления в  ходе проведения таможенного осмотра  товаров и транспортных средств  факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, который обладает полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра должен вручаться лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств (ст. 371 ТК РФ).

Таможенный досмотр  – проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Таможенный досмотр  товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РФ – в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки (п. 1 ст. 372 ТК РФ).


 

 

50

Личный досмотр как  исключительная форма таможенного  контроля может быть проведен по решению  начальника таможенного органа или  лица, его замещающего, при наличии  оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную  границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

Решение о проведении личного досмотра принимается начальником  таможенного органа или лицом, его  замещающим, в письменной форме путем  наложения резолюции на рапорте  должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом.

Перед началом личного  досмотра должностное лицо таможенного  органа обязано объявить физическому  лицу решение о проведении личного  досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями  при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического  лица с решением о проведении личного  досмотра удостоверяется указанным  лицом путем соответствующей  надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.

Досматриваемое лицо в ходе личного досмотра обязано  выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:

1) требовать объявления  ему решения начальника таможенного  органа или лица, его замещающего,  о проведении личного досмотра;

2) ознакомиться со  своими правами и обязанностями;

3) давать объяснения, заявлять ходатайства;

4) знакомиться с актом  личного досмотра по окончании  его составления и делать заявления,  подлежащие внесению в акт;

5) пользоваться родным  языком, а также пользоваться  услугами переводчика;

6) обжаловать действия  должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра, в соответствии с ТК РФ.

О проведении личного  досмотра составляется акт по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в двух экземплярах (ст. 373 ТК РФ).

51

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или  их упаковке специальных марок, идентификационных  знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Отсутствие на товарах  специальных марок, идентификационных  знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное (ст. 374 ТК РФ).

Таможенный орган отправления осуществляет идентификацию товаров и транспортных средств, которые помещаются под процедуру внутреннего таможенного транзита, целью которой является возможность обнаружения таможенными органами совершения каких-либо операций над товарами и транспортными средствами при перемещении их в соответствии с внутренним таможенным транзитом.

Для идентификации товаров  и транспортных средств, находящихся  под таможенным контролем, могут  быть использованы пломбы, печати, буквенная  и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации.

Средства идентификации  могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением  случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Эти положения распространяются на случаи, когда в качестве средств  идентификации для таможенных целей используются пломбы, печати или иные средства идентификации, наложенные таможенными органами иностранных государств.

Согласно ст. 390 ТК РФ по просьбе декларанта таможенные органы осуществляют идентификацию российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территории РФ, в месте их декларирования.

52

Осмотр помещений и  территорий проводится в целях подтверждения  наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно  выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также улиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

Осмотр помещений и  территорий, не указанных выше, может  проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную  границу РФ, в зонах таможенного  контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ, для проверки такой информации.

Проведение осмотра  жилых помещений не допускается.

Осмотр помещений и  территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником  таможенного органа либо лицом, его  замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные помещения и на указанные территории, определяется федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, а форма предписания – федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Если федеральными законами установлен иной порядок доступа  должностных лиц государственных  органов на отдельные объекты, должностные  лица таможенных органов вправе иметь  доступ на указанные объекты в  порядке, определяемом этими федеральными законами.

В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения  и на территории с пресечением  сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 ч. Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 дня.

По результатам осмотра  составляется акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались (ст. 375 ТК РФ).

53

Таможенные органы проводят таможенную ревизию – проверку факта  выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, а также с иной информацией.

Таможенная ревизия  проводится в общей и специальной  формах (п. 1 ст. 376 ТК РФ).

Общая таможенная ревизия  может проводиться таможенными  органами у декларантов и лиц, а именно: у российских лиц, которые  заключили внешнеэкономическую  сделку, у лиц, имеющих право владения или пользования товарами на таможенной территории РФ, а также у иных лиц, совершающих юридически значимые действия от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем, которые не выступают в качестве декларанта.

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.

При проведении общей  таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации.

Повторное проведение общей  таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается (п. 2 ст. 376 ТК РФ).

Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными  органами:

1) вышеперечисленных  лиц в случаях, если по результатам  общей таможенной ревизии или  при применении других форм  таможенного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;

2) таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков – при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ;

3) лиц, осуществляющих  оптовую или розничную торговлю  ввезенными товарами, – при обнаружении  данных, которые могут свидетельствовать  о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Проведение специальной  таможенной ревизии назначается  начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его  замещающим (п. 3 ст. 376 ТК РФ).


 

 

54

Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а  также иных соответствующих организаций  или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое  лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.

При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного  заинтересованного лица указанные  лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит  об этом постановление, в котором  указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении также  указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности  за дачу заведомо ложного заключения. Срок проведения экспертизы не должен превышать:

1) сроки временного  хранения товаров (2 месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

2) 6 месяцев, если экспертиза  проводится в отношении транспортных  средств;

3) 1 год в иных случаях.

Должностное лицо таможенного  органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права.

Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов  и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов (ст. 378 ТК РФ).

На основании проведенных  исследований и с учетом их результатов  эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени (п. 1 ст. 379 ТК РФ).

В заключении эксперта должны быть указаны время и место  проведения исследования, кем и на каком основании проводились  исследования, вопросы, поставленные перед  экспертом, объекты исследований, материалы  и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование (п. 2 ст. 379 ТК РФ).

 

 

1.Понятие  таможенного регулирования. Виды  таможенной политики

2.Понятие  и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры,  тарифы, статистика

3.Таможенная  территория и таможенная граница

4.Предмет,  метод и принципы таможенного  права

5.Источники  таможенного права

6.Субъекты  таможенного права: их группы и роль в таможенном регулировании

7.Система  и принципы деятельности таможенных  органов в Российской Федерации

8.Правовой  статус Федеральной таможенной  службы

9.Правовой  статус региональных таможенных  управлений, таможен и таможенных  постов

10.Физические и юридические лица как субъекты таможенного права

11.Предметы  таможенных правоотношений. Понятие  товаров и транспортных средств

12.Страна  происхождения товаров, товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности

13.Особые  предметы таможенных правоотношений: / валюта и валютные ценности, культурные ценности, гуманитарная помощь

14.Нетарифное  регулирование в таможенных правоотношениях  и его меры

15.Понятие  и значение таможенного оформления. Порядок таможенного оформления

16.Прибытие  товаров на таможенную территорию РФ

17.Внутренний  таможенный транзит

18.Временное  хранение товара

19.Убытие  товаров с таможенной территории  РФ

20.Таможенное  декларирование: понятие, сущность, порядок и виды таможенных  деклараций

21.Выпуск  товаров. Приостановление выпуска  товаров

22.Основания  и порядок распоряжения товарами  и транспортными средствами

23.Контролируемая  поставка товаров, перемещаемых  через таможенную границу

24.Правовые  основы перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную  границу РФ. Понятие таможенного режима, его группы и виды

25.Основные  таможенные режимы

26.Экономические  таможенные режимы

27.Завершающие  таможенные режимы

28.Специальные  таможенные режимы

29.Особенности  перемещения физическими лицами  товаров через таможенную границу  РФ

30.Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

31.Перемещение  товаров О в международных  почтовых отправлениях

32.Перемещение  товаров трубопроводным транспортом  и по линиям электропередач

33.Понятие  и виды таможенных платежей. Таможенная  пошлина

34.Налогообложение при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу

35.Исчисление  таможенных платежей

36.Уплата таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей

37.Взыскание  таможенных платежей

38.Возврат  таможенных пошлин, налогов

38.Возврат  таможенных пошлин, налогов и  иных денежных средств

39.Понятие  таможенной службы. Принципы прохождения  таможенной службы

40.Порядок  прохождения таможенной службы

41.Права  и обязанности сотрудников таможенных  органов

42.Информирование  и консультирование как особая функция сотрудников таможенных органов

43.Ответственность  сотрудников таможенных органов

44.Обжалование  действий (бездействия) и решений  таможенных органов и должностных  лиц

45.Прекращение  службы в таможенных органах  РФ

46.Понятие,  цели и субъекты таможенного контроля

47.Принципы  проведения и формы таможенного  контроля

48.Проверка  документов и сведений. Устный  опрос

49.Таможенный  осмотр товаров и транспортных  средств

50.Личный  досмотр

51.Проверка  маркировки товаров специальными  марками, наличия на них идентификационных знаков

52.Осмотр  помещений и территорий

53.Таможенная  ревизия

54.Проведение  экспертиз и исследований при  осуществлении таможенного контроля

55.Понятие  и сущность валютного контроля  в таможенных правоотношениях

56.Валютный контроль при экспорте и импорте товаров

56

Правовую основу данной операции составляет ст. 15 ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из пункта 1 ст. 15 этого  Закона следует, что ввоз в РФ иностранной  валюты и (или) валюты РФ, а также  дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе  в РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Физические лица-резиденты  и физические лица-нерезиденты имеют  право вывозить из РФ иностранную  валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние  и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в РФ (п. 2 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Физические лица резиденты  и физические лица-нерезиденты имеют  право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами  и физическими лицами-нерезидентами  наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в  эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая  наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

 

Информация о работе Шпаргалка "Таможенное право"