Торгово-экономические отношения России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации и Республики Белоруссии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности экономического развития Республики Белоруссии.
2. Рассмотреть характеристику договорно-правовой базы и состояние внешнеэкономических связей России и Республики Белоруссии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая женя.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

Внешняя торговля услугами Республики Беларусь с Россией в 2012 году составила 2837 млн.долл.США (рост на 28,3%). Экспорт услуг в Россию составил  2021,3 млн. долл.США  и  по  сравнению  с 2011  годом  увеличился  на 35%,  импорт – 815,7 млн. долл.США и увеличился также на 14,2%.Сальдо внешней  торговли услугами  сложилось положительное  для Беларуси в размере  1205,6 млн. долларов. В 2011 году величина положительного сальдо составляла  782,5 млн. долл. США. Объем  внешней  торговли  товарами  и  услугами  по  методологии  платежного  баланса  за 2012  год  составил 100,9  млрд.  долларов  США,  в  том числе  экспорт – 51,9  млрд.  долларов,  импорт – 49  млрд.  долларов [4.1]. 

В 2012  году  сальдо внешней  торговли  товарами и  услугами  сложилось  положительное в размере 2 915, млн. долларов. США.Определяющее  влияние  на  формирование  общего  стоимостного  объема  экспорта товаров и услуг оказывают внешнеторговые операции с товарами, доля  которых в 2012 году составила 87,2%. Вклад услуг остается невысоким (12,8%) и  по сравнению с 2011 годом увеличился лишь на 0,3 процентных пункта. 

Стоимостной объем  экспорта  республики  по  сравнению  с 2011  годом  из  расчета  в  текущих ценах  увеличился  на 11%,  или  на 4,6  млрд.  долл. США,  импорта –  на 1,4%,  или на 0,6 млрд. долл. США.

Увеличение  стоимостных  объемов  экспорта  и  импорта  товаров  в 2012 году обусловлено ростом физических объемов поставок. По  сравнению  с 2011  годом  товарная  масса  экспорта  увеличилась  на 10,6%, импорта – на 9,4%. Средние цены  экспорта остались практически на уровне предыдущего года, импорта – снизились на 7,3% [4.1].

В 2012  году  по  сравнению  с 2011  годом  существенное  увеличение физических  объемов  поставок  товаров  на  экспорт  отмечено  по  молоку  и молочной продукции (в натуральном выражении поставлено на 33,4% больше), сжиженному газу (на 32,9%), грузовым автомобилям (на 28,6%), мясу и мясным субпродуктам (на 21,9%), таре пластмассовой (на 16,5%), шинам (на 14,8%).

Вместе  с  тем,  значительно  сократился  физический  объем  экспорта азотных и калийных удобрений (соответственно на 27,2% и на 21,9%). Наиболее  заметное  снижение  средних  цен  экспорта  в 2012 году зафиксировано на сахар (на 19,5%), молоко и молочную продукцию (на 18,2%), химические  волокна и нити (на 16,5%),  азотные  удобрения (на 11,4%),  черные металлы (на 10,5%). 

По  импорту  существенно  возросли  закупки  в  натуральном  выражении зерновых  культур (в 3,2  раза),  грузовых  автомобилей (в 2,7  раза),  вагонов грузовых  железнодорожных (в 2,6  раза),  вычислительных  машин  для автоматической обработки информации (в 1,7 раза), нефтепродуктов (на 47,6%), двигателей  внутреннего  сгорания (на 38,1%),  электроэнергии (на 37,7%), продуктов  для  кормления животных (на 30,9%),  аппаратуры  связи (на 18,3%), частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов (на 18%).[5.2].

В 2012 году по сравнению с 2011 годом  наиболее существенное снижение средних  цен импорта отмечено на зерновые культуры (на 38,7%), природный газ (на 36,6%),  двигатели  внутреннего  сгорания (на 27,2%),  грузовые  автомобили  (на 20,8%),  каучук  синтетический (на 19,6%),  трубы  из  черных  металлов  (на 14%), нефть сырую (на 12,6%), растительные масла (на 11,3%).Из  общего  объема  экспорта  республики  в 2012  году  на  долю  России приходилось 35,4%, остальных стран СНГ – 16,1%, стран ЕС – 38,2%, остальных стран – 10,3%.  Импорт  из  России  составил 59,3%  общего  объема  импорта, остальных стран СНГ – 5,6%, стран ЕС – 20%, остальных стран – 15,1%.В 2012 году зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 198  странами  мира.  Товары  поставлялись  на  рынки 160  государств, импортировалась продукция из 180 стран [5.2].

Основными  торговыми  партнерами  республики  в 2012  году  являлись:  Россия – 47,4% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 8,7%, Украина –  8,5%, Германия – 4,8%, Латвия – 3,7%, Китай – 3%, Польша – 2,5%, Италия –  1,8%, Литва – 1,7%, Бразилия – 1,1%. Внешняя  торговля  Республики Беларусь со странами-членами  Таможенного  союза  и Единого экономического пространства  за 2012  год  составил 44,8 млрд. долларов США,  в  том  числе  экспорт – 17,1 млрд. долларов США, импорт – 27,7 млрд. долларов США. Стоимостной объем экспорта по сравнению с 2011 годом из расчета в текущих  ценах  увеличился  на 12,6%,  или  на 1,9 млрд.  долларов США,  импорта –  на 8%, или на 2,1 млрд. долларов США. Увеличение стоимостных объемов экспорта и импорта товаров в торговле  Республики  Беларусь  со  странами членами  ТС  и  ЕЭП  обеспечено  ростом  физических  объемов  поставок.  

Посравнению  с 2011  годом  товарная  масса экспорта  увеличилась  на 15,7%,  при  этом  средние  экспортные  цены  уменьшились  на 2,7%. Физический  объем  импорта  из  стран-членов ТС  и ЕЭП  вырос на 20,7%, средние цены уменьшились на 10,5% [4.1].

По методологии платежного баланса  экспорт услуг Республики Беларусь в 2012 году составил  6645,7  млн.  долл. США  и  по  сравнению  с 2011  годом  увеличился  на 14,5%,  импорт – 3 842,1 млн. долл. США и увеличился также на 14,5%.

Сальдо внешней  торговли услугами  сложилось положительное в размере  2803,6 млн. долларов. В 2011 году величина положительного сальдо составляла  2 447,7 млн. долл. США. Экспорт услуг в страны СНГ составил 36,3% от общего объема экспорта  услуг, в страны вне СНГ – 63,7%, импорт услуг из стран СНГ – 30,2% общего  объема импорта услуг, из стран вне СНГ – 69,8% [4.1].

Подводя итог по данному вопросу, можно сделать вывод о том что, состояние внешнеэкономических связей благоприятно сказывается как на самой экономической стороне России и Белоруссии, так и на увеличение товарооборота между странами. Тем самым баланс экспорта  и импорта Белоруссии увеличился с 2011г. по 2012 г. на 14,5%., из этого следует, что Россия по-прежнему остается наиболее важным рынком для национальной экономики республики, что так же дает расширить область направления в развитии торгово-экономических отношениях, тем самым, чем будет больше  развита область сотрудничества двух стран, тем будет больше положительных моментов  в национальной экономики России и Белоруссии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления развития торгово-экономических отношений

России  и Белоруссии

 

Исходя из того, что Белоруссия является одним из главных торгово-экономических  партнеров России, а также принимая во внимание динамичное развитие экономики  республики главными задачами сотрудничества являются:

  • создание совместной газотранспортной российско-белорусской организации в форме акционерного общества.
  • унификация перечня ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин национальных таможенных тарифов.
  • сведение к минимуму применения мер нетарифного регулирования во взаимной торговле.
  • создание предприятий с участием российского и белорусского капиталов в области автомобилестроения, машиностроения, стекольной, пивоваренной промышленности, лесопереработки и сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники.
  • разработка технико-экономического обоснования освоения Калининградских портов с тем, чтобы увеличить до 1 млн. тонн в год перевалку белорусских калийных удобрений.
  • содействие работе Белорусско-Российского Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Белоруссия с Калининградской областью Российской Федерации. Осуществление проекта по строительству трансконтинентальной магистрали Брест-Минск-Москва-Владивосток. Участие российского капитала в строительстве атомной электростанции на территории Республики Белоруссия.
  • принятие мер, исключающих несогласованный реэкспорт белорусской стороной российского сжиженного газа, который достиг 15 тыс. тонн в месяц. Осуществление поставок российского газа в Республику Белоруссия по рыночным ценам на основании договоров между ОАО «Газпром» и белорусским «Белтрансгазом». Решение вопроса в области ценовой политики при перевозках экспортных и импортных грузов в сообщении между железными дорогами Российской Федерации и Республики Белоруссия на взаимовыгодной основе. Развитие сотрудничества в области научных исследований и инновационных проектов по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств.
  • создание условий для реализации плана совместных действий по введению единой денежной единицы.  Дальнейшая реализация взаимовыгодных совместных программ в рамках Союзного государства.  Анализ показателей внешней торговли между Россией и Белоруссией свидетельствует о динамично развивающихся двусторонних связях при неизменной товарной структуре. Данное обстоятельство дает основание полагать о сохранении основных тенденций в развитии торговли между странами на ближайшую перспективу [5.3]. 

Регулирование внешнеэкономической деятельности будет осуществляться в условиях продолжения курса на либерализацию  внешней торговли при соблюдении экономических интересов Белоруссии и России на основе совершенствования  методов защиты внутреннего рынка  при сохранении адекватной конкурентной среды и применения, протекционистских мер в рамках общепринятых в мировой практике процедур. В настоящее время наиболее серьезной и системной проблемой для российского экспорта является активно используемая Белоруссией система мер административного характера в целях ограничения импорта.

Выявлено  значительное количество мер, действующих  в Белоруссии и препятствующих доступу  российских товаров на рынок Республики Белоруссия. Данные меры нарушают обязательства, добровольно принятые на себя Республикой Белоруссия перед Российской Федерацией и являются барьером на пути создания полноценного Таможенного союза [5.4].

Активные  переговоры по отмене действующих в  Белоруссии мер, ограничивающих доступ российских товаров на белорусский  рынок, ведутся уже более трех лет, однако никаких реальных подвижек по данному вопросу нет (либо меры отменяются, а взамен них вводятся другие, подчас аналогичные действовавшим  ранее отменено лицензирование пива, введено квотирование ввоза данного  товара в Республику Белоруссия), либо отменяется лишь часть меры, которая  проблемы не решает – предоставление российским резидентам условий участия в государственных закупках для нужд Белоруссии равных предоставляемым белорусским претендентам). Это связано с тем, что белорусская сторона вместо того, чтобы подойти к решению проблем конструктивно, пытается увести переговоры в сторону обсуждения последствий для России от действия таких мер. Следует отметить, что даже если мера не наносит существенного ущерба российской экономике, это не делает ее менее нарушающей двусторонние договоренности России и Белоруссии, т.е. размер ущерба в этом случае не имеет значения. В 2011 г. и на период до 2012 г. они будут ориентированы на продолжение формирования единой таможенной территории с целью создания благоприятных условий для повышения эффективности экономик двух стран на основе углубления их взаимодействия с мировым рынком. Перспективы развития торговых отношений Республики Беларусь и Российской Федерации невозможно рассматривать в отрыве от создания Союзного Государства Беларуси и России. Нынешняя стратегия развития торгово-экономических связей России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества [5.5].

На сегодняшний  день ощутимыми темпами растет взаимный товарооборот между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран. Ожидается, что в 2013 году объём товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Беларусь превысит 30 млрд. долларов. США. Итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за последние годы свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторое падение показателей в 2012 году, в целом тенденция к росту объемов товарооборота между Россией и Беларусью укрепилась. Темпы роста взаимной торговли в отличие от 2012 года, когда ее падение составило 10,6 %, в 2011 году были высоки и сопоставимы с темпами роста товарооборота Республики Беларусь со странами дальнего зарубежья, с которыми темпы роста традиционно высоки из-за небольших объёмов сотрудничества [5.1].

По данным Министерства статистики Республики Беларусь, по итогам 2012 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2011 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США. Несмотря на мировой экономический кризис, в 2012 году объёмы инвестиционного сотрудничества только возрастали. За период январь-октябрь российские инвестиции в экономику Республики Беларусь составили 937,6 млн. долларов США. Из них в реальный сектор 699,1 млн. долларов. США. На белорусский рынок банковских услуг приходят такие крупные игроки как «Банк-ВТБ», бывший Внешторгбанк и Сбербанк России. Так же совсем недавно Беларуси был предоставлен государственный кредит на поддержание курса национальной валюты в размере 2 млрд. долларов США. Кредит будет переведён двумя траншами по 1 млрд. долларов, один из которых уже состоялся, а второй планируется на февраль 2013 года [4.1].

Принципиально новым моментом в сотрудничестве России и Беларуси может стать  поддержка совместных экспортных проектов. Одним из направлений должно стать  также коллективное, союзное участие  в международных выставках и  ярмарках. Целесообразно создание Торгово-промышленной палаты для выдачи сертификатов происхождения товаров («сделано в Союзном государстве») и Хозяйственного суда Союзного государства для разрешения коллизий, возникающих в российско-белорусской торговле.

Накопленные белорусские инвестиции в экономику  России на начало 2012 г. также представляют собой крупную сумму - 709,7 млн. долл. Однако в основном инвестиционный процесс в рамках Союзного государства концентрируется вокруг совместных программ, финансируемых из союзного бюджета, которые имеют в основном оборонную и социальную направленность. В 1999 - 2008 гг. реализовано 103 совместных программы, на реализацию которых из союзного бюджета направлено 19,6 млрд. росс. руб. Это весьма ценный опыт, но делать это надо более системно. К сожалению, такого подхода к формированию союзных программ не наблюдается, а порядок разработки и реализации программ государственного сотрудничества постоянно устаревает и требует регулярной доработки [5.1].

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия от 12 января 2007 г. о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, Республика Белоруссия будет оплачивать вывозные таможенные пошлины в согласованных  объемах.

Внешнеторговые  отношения Белоруссии и России останутся  одним из приоритетов внешнеэкономической  политики. В будущем они будут  ориентированы на продолжение формирования единой таможенной территории с целью создания благоприятных условий для повышения эффективности экономик двух стран на основе углубления их взаимодействия  с мировым рынком [5.2].

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Белоруссии