Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является изучение процессов проведения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические основы форм таможенного контроля;
- раскрыть понятие рисков, возникающих при таможенном контроле товаров и транспортных средств;
- рассмотреть особенности и проблемы проведения таможенного контроля на практике;
- на основе полученных теоретических и практических знаний выявить проблемные вопросы применения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками и предложить меры по ее совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..................................
ГЛАВА 1. Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками ……………………………………………………
1.1. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. ….….……
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками при проведении форм таможенного контроля
1.3. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля. ………..........
ГЛАВА 2. Анализ деятельности структурных подразделений Даге-станской таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле, в рамках применения системы управления риска-ми...................
2.1. Роль отдела применения системы управления рисками таможни, в повышении эффективности проводимых форм таможенного контроля, в рамках применения СУР ..………..……..…………..………….….
2.2. Деятельность структурных подразделений таможни по разработке проектов профилей риска и актуализации действующих профилей риска. ……………………………………….………………....….……..
.2.3. Анализ применения профилей риска при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.………...........
ГЛАВА 3. Основные проблемы и перспективы применения системы управления рисками при таможенном контроле товаров и транс-портных средств……………………………………………………………..
3.1. Международные стандарты по применению СУР как способы обес-печения надлежащего применения таможенного законодательства при таможенном контроле товаров и транспортных средств …………
3.2. Механизмы (этапы) внедрения системы управления рисками по улучшению качества проводимых форм таможенного контроля ……………………….………………………………………………….…..
3.3. Меры по совершенствованию форм таможенного контроля на базе применения системы управления риска-ми………………….……...…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………….…………….………...........
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….....……...

Вложенные файлы: 1 файл

Глава12.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

- разработку методик  оценки эффективности применяемых  форм таможенного контроля.

Информационно - техническое  обеспечение системы управления рисками строится на:

- анализе существующих программных средств на предмет возможности их использования в системе управления рисками;

- анализе существующих  в ЕАИС ФТС России информационных  потоков и данных в целях их использования в системе управления рисками;

- модернизации существующих, а также разработке и внедрении новых программных средств для обработки информации в целях выявления рисков;

- организации сбора,  обработке, рассылке, хранении и  анализе информации об участниках внешнеторговой деятельности путем формирования Центрального реестра субъектов ВЭД.

Третий этап внедрения  системы управления рисками - «Совершенствование» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС  России от 10.03.2005 № 180. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности:

Организационные мероприятия - внесение изменений в типовые  положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы10,11

Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России:

- составление перечня  правовых актов ГТК и ФТС России, РТУ и таможен, противоречащих Концепции системы управления рисками, и представление соответствующих отчетов руководству ФТС России;

- подготовка на базе  отмененных правовых актов соответствующих  (проектов) профилей рисков;

-  разработка и доведение профилей рисков до таможенных органов;

- анализ информации, содержащейся  в отчете о результатах применения прямых мер по минимизации рисков;

- разработка соответствующими  подразделениями ФТС России методик обработки результатов применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

- оптимизация существующих  и разработка новых методик  обработки информации, содержащейся в ЕАИС ФТС России, в целях выявления рисков, в том числе с использованием программных средств;

________________________

 

10 приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358

11 Решение коллегии ФТС России 21.10.2004г., утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261.

 

- разработка единой  методики оценки эффективности  применяемых форм таможенного контроля, содержащейся в профилях рисков;

- разработка порядка  взаимодействия подразделений таможенной  инспекции с подразделениями координации и применения системы управления рисками;

- подготовка и издание  таможнями, РТУ и подразделениями  ФТС России целевых методик по выявлению рисков, в том числе в разрезе типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска;

- подготовка предложений  и проведение работы по обеспечению  принципа выборочности, применения соответствующих форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров, транспортных средств, документов и лиц.

Мероприятия по информационно-техническому обеспечению направлены на модернизацию и внедрение программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:

- анализ научно - исследовательских  и опытно-конструкторских работ  в целях использования их результатов в системе управления рисками;

- анализ существующих  в Единой автоматизированной системе ФТС России информационных потоков и данных в целях их применения при реализации системы управления рисками;

- анализ существующих  программных средств на предмет  возможности их использования  в системы управления рисками,  подготовки предложений о необходимости их модернизации, интеграции  с другими программными средствами либо о прекращении их использования;

- модернизация существующих, а также разработка и внедрение  новых программных средств для  реализации методик обработки  информации в целях выявления рисков;

- сбор, обработка, хранение  и доведение до таможенных  органов информации об участниках внешнеторговой деятельности, содержащейся в центральном реестре субъектов ВЭД, а также выработка рекомендаций по ее применению при осуществлении таможенного контроля;

- реализация пилотных  проектов в рамках создания  системы управления рисками (формирование и актуализация профилей рисков в электронном виде, а также разработка программного средства, позволяющего в автоматизированном режиме осуществлять выявление рисков на основе подготовленных методик и назначать проведение таможенного досмотра с применение генератора случайных чисел);

- разработка программного  обеспечения формирования аналитической  отчетности по результатам применения  мер по минимизации рисков на основе информации, содержащейся в центральной базе данных ЕАИС  таможенных органов.

Четвертый этап внедрения  системы управления рисками –  «Торговая модель». Указанный этап запланирован к реализации в 2008 году. Планируется ввести в действие Национальный центр системы управления рисками, возможно, по аналогии с действующими в других странах (Италия, Франция, США), соответствующий принципами построения и функционирования стандартам Всемирной торговой организации.

 

3.3. Меры по совершенствованию форм таможенного контроля на базе применения системы управления рисками.

 

В настоящее время  перед таможенной службой РФ стоит  задача поиска новых путей по повышению  эффективности ее деятельности при  одновременном ресурсном ограничении.

Одним из наиболее перспективных направлений по решению данной задачи является внедрение в практику работы таможенной системы анализа и управления рисками, что позволит выйти на качественно новый уровень таможенного администрирования с эффективной системой таможенного контроля при существенном упрощении процедур таможенного оформления. 
Технологии анализа и управления рисками в настоящее время широко применяются таможенными службами большинства развитых стран, в первую очередь таких, как США, страны ЕС. Практика применения данных технологий таможенными службами зарубежных стран доказала их высокую эффективность.  
Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование анализа и управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.):

- таможенный контроль  ограничивается минимумом, необходимым  для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

- при выборе форм  таможенного контроля используется система управления рисками;

- таможенная служба  применяет метод анализа рисков  для определения лиц и товаров,  включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

- таможенная служба  принимает стратегию, базирующуюся  на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства, в целях поддержки системы управления рисками.

Для создания эффективной  системы анализа и управления рисками необходимо, прежде всего, определить цели данной системы. Такими целями могут быть обеспечение полноты взимания таможенных платежей, борьба с нелегальным оборотом наркотиков, защита интеллектуальной собственности, предотвращение вывоза культурных ценностей и т.п.

В целях обеспечения  единого подхода и координации  усилий при создании и практическом применении системы анализа и управления рисками было бы целесообразным создание унифицированной концепции анализа и управления рисками таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС. В данной Концепции необходимо было бы:

- сформулировать цели  и задачи создания системы анализа и управление рисками таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС;

- определить основные  принципы построения и функционирования  САУР ЕврАзЭС;

- определить основные  требования к организационному,  методологическому, информационному и программно-техническому обеспечению работ по анализу и управлению рисками;

- определить порядок  взаимодействия в части вопросов  анализа и управления рисками  между таможенными службами государств-членов  ЕврАзЭС, а также с таможенными службами других государств.

Система управления рисками позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего таможенного администрирования. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможню.

На основе даже такого поверхностного анализа наряду со значительным количеством положительных сторон (большая прозрачность, предсказуемость таможенной службы, ограничение прав инспектора при осуществлении таможенного контроля, что явно снижает возможность должностных злоупотреблений) несложно выявить одну из слабых сторон при применении СУР в настоящее время.

Такой стороной является монополия ФТС России на утверждении профилей рисков, которая, учитывая огромные масштабы нашей страны и довольно низкую техническую оснащенность отдельных таможенных органов (которая, как правило, тем ниже, чем больше расстояние от Москвы), делает данную систему довольно «неповоротливой». При наложении  данных факторов друг на друга (разница во времени, отдаленность от федерального центра, проблемы с электронными каналами связи) будет сложно оперативно перекрывать периодически возникающие каналы контрабандных поставок товаров в Россию и из нее.   Целесообразно было бы ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них, при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками таможен и региональных таможенных управлений, что значительно сократит временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля в отношении отдельных товаров или лиц, в отношении которых выявлен риск. Предложенный подход  позволит сократить временной отрезок  (между выявлением риска и усилением таможенного контроля) до несколько часов.

Для быстрого и эффективного внедрения СУР Федеральной таможенной службе России необходимо использовать опыт, наработанный таможенными службами стран ЕС. В отечественной таможенной службе уже созданы основные элементы СУР: структурные и организационные, методологические и информационные. В настоящее время важно продолжать и активизировать работу по построению комплексной и взаимосвязанной системы на базе существующих элементов.

Для эффективного международного таможенного контроля необходима дальнейшая унификация российской и европейской моделей СУР. Необходимо продолжить дальнейшее взаимодействие по обмену опытом применения систем управления рисками в таможенных службах стран ЕС с привлечением региональных таможенных органов и таможен Российской Федерации, а также организовать экспериментальный обмен информацией о случаях мошенничества между Европейским Союзом и Россией. Евротаможня и ФТС России рассматривают возможность подготовки сборника материалов и документов по вопросам применения СУР таможенными службами стран ЕС. Российская сторона планирует проведение семинаров с участием руководителей региональных таможенных управлений и таможен по вопросам совершенствования таможенных процедур и организации таможенного контроля, внедрения и применения системы управления рисками в территориальных таможенных органах. ФТС России сейчас рассматривает возможность создания в структуре центрального аппарата самостоятельного подразделения (центра) по анализу информации и применению СУР на базе опыта таможенных служб ЕС в целях дальнейшей разработки и внедрения комплексных механизмов управления процессами выявления и минимизации рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И  Е

 

 

Система управления рисками очень  широко используется за рубежом, как элемент позволяющий анализировать и прогнозировать рисковые ситуации, что в последующем таможенным органам позволяет своевременно предотвращать и минимизировать риски.

Применение системы управления рисками снижает тотальный таможенный досмотр, снимает нагрузку на основной состав сотрудников таможни, освобождает участников ВЭД не попадающих под профили риска от бюрократических процедур. В нашей стране пока эта система нова, поэтому под профили риска попадают почти все участники ВЭД и почти все товары. Профили риска имеют статус для служебного пользования, что затрудняет работу таможенного брокера, так как последний не может заранее предусмотреть всех возможных последствий и задержек в таможенном оформлении. Имело бы смысл все же разрешить официально пользоваться таможенным брокерам информацией по профилям риска. Профили риска разрабатываются исходя из аналитических данных, полученных при оформлении деклараций на территории России. По некоторым товарам, например из Китая срабатывает сразу по 4-5 профилей рисков, что требует в том числе и 100% досмотра -очень затратной операции как по времени и трудоемкости, так и с финансовой точки зрения. Данное бремя можно снизить за счет предварительного декларирования партии товара.

Информация о работе Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками