Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является изучение процессов проведения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические основы форм таможенного контроля;
- раскрыть понятие рисков, возникающих при таможенном контроле товаров и транспортных средств;
- рассмотреть особенности и проблемы проведения таможенного контроля на практике;
- на основе полученных теоретических и практических знаний выявить проблемные вопросы применения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками и предложить меры по ее совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..................................
ГЛАВА 1. Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками ……………………………………………………
1.1. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. ….….……
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками при проведении форм таможенного контроля
1.3. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля. ………..........
ГЛАВА 2. Анализ деятельности структурных подразделений Даге-станской таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле, в рамках применения системы управления риска-ми...................
2.1. Роль отдела применения системы управления рисками таможни, в повышении эффективности проводимых форм таможенного контроля, в рамках применения СУР ..………..……..…………..………….….
2.2. Деятельность структурных подразделений таможни по разработке проектов профилей риска и актуализации действующих профилей риска. ……………………………………….………………....….……..
.2.3. Анализ применения профилей риска при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.………...........
ГЛАВА 3. Основные проблемы и перспективы применения системы управления рисками при таможенном контроле товаров и транс-портных средств……………………………………………………………..
3.1. Международные стандарты по применению СУР как способы обес-печения надлежащего применения таможенного законодательства при таможенном контроле товаров и транспортных средств …………
3.2. Механизмы (этапы) внедрения системы управления рисками по улучшению качества проводимых форм таможенного контроля ……………………….………………………………………………….…..
3.3. Меры по совершенствованию форм таможенного контроля на базе применения системы управления риска-ми………………….……...…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………….…………….………...........
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….....……...

Вложенные файлы: 1 файл

Глава12.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Принципами управления являются:

Стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;

Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

Основными элементами системы управления рисками являются:

1) Сбор и обработка информации  о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает  сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

  • статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;
  • о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
  • поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;
  • о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;
  • о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
  • о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
  • о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

        - о расчетно-платежных отношениях  по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

  • о транспортных логистических схемах.

2) Выявление и анализ  рисков.

Основные действия, связанные  с анализом рисков, состоят из определения:

  • совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
  • таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
  • объектов анализа;
  • критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
  • индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
  • оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3) Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

  • прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
  • анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4) Обобщение результатов  принятых мер и подготовка  предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку31.

 

 

1.3. Применение  должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля. 

 

Основная роль в организации  деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:

-область риска - таможенные  процедуры и категории международного  передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;

-индикаторы – определенные  критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;

-профиль риска - сочетание  факторов риска, основанных на  собранной информации, которая была  проанализирована и классифицирована  по определенным критериям.

Механизмы минимизации  рисков при осуществлении таможенного контроля представляют:

-  использование различных  источников информации для выявления  рисков, совокупность применяемых  мер по минимизации; 

- применение мер по  минимизации рисков в соответствии  с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

- использование информационно-технических   и программных средств при  осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;

- использование системы  обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

Действующие в настоящее  время механизмы минимизации  рисков не  в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.

Выявление рисков, возникающих  при таможенном контроле товаров, и  формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:

- контроль классификации  товаров в соответствии с ТН  ВЭД России и определение страны происхождения;

- контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;

- валютный контроль;

- контроль таможенной  стоимости;

- контроль начисления  таможенных пошлин, налогов, а  также обеспечением уплаты таможенных платежей;

-  контроль таможенного  транзита;

-  контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности;

-  формирование таможенной  статистики;

-  правоохранительная  деятельность.

Выявление рисков основано на практическом использовании и  анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся:

Базы данных электронных  копий:

1) грузовых таможенных  деклараций;

2) уведомлений о направлении  товаров;

3) деклараций таможенной  стоимости (ДТС);

4) корректировки таможенной  стоимости (КТС);

4) таможенных приходных ордеров (ТПО);

5) электронных журналов;

6) центральный реестр  участников ВЭД;

7) справочники НСИ.

Базы данных межгосударственного  и межведомственного информационного обмена:

1) с  Европейским  бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);

2) с ГТС Украины;

3) с Министерством  государственных доходов Республики  Казахстан;

4)  с таможенными  службами других иностранных  государств (по мере заключения  соответствующих соглашений);

5) с министерствами, федеральными  службами и агентствами (по  мере заключения соответствующих соглашений).

Специализированные базы данных:

1) паспортов сделок;

2) валютного контроля;

3) образцы оттисков  печатей уполномоченных банков  и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;

4) информации об административных правонарушениях.

Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.

Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.

Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности  таможенных органов и служебных проверок.

Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.

Уполномоченные должностные  лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом ФТС России.

В аналитической работе используются традиционные математико - статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей:

В отношении таможенных органов:

1) регионы Российской  Федерации;

2) таможенные органы, осуществляющие таможенное оформление  и выпуск;

3) таможенные органы, расположенные в пункте пропуска  через государственную границу Российской Федерации;

4) соответствующие должностные  лица.

В отношении участников внешнеторговой деятельности:

1) перевозчик;

2) таможенный брокер;

3) таможенный склад,  склад временного хранения;

4) вид транспорта, номера  транспортных средств;

1) декларант;

2) отправитель;

3) получатель товара.

В отношении товара:

1) код в соответствии  с ТН ВЭД;

2) страна происхождения;

3) страна отправления;

4) иные показатели.

Степень выявленного  риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

В зависимости от региона  применения профили рисков могут  быть трех видов:

1. Общероссийский - действует на всей таможенной территории России.

2. Региональный - действует  в регионе деятельности одного  РТУ.

3. Зональный - действует  в регионе деятельности одной  таможни.

Решение об отнесении  профиля риска к одному из вышеперечисленных  видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается:

- общероссийский –  руководитель ФТС России или  лицо им уполномоченное;

-  региональный –  заместитель руководителя ФТС  России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.

- зональный – начальник  Главного управления организации  таможенного контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

Информация о работе Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками