Таможенный контороль. Формы, принципы и порядок проведения. Проблемы и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение таможенного контроля, его значение, форм и мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России, рассмотрение изменений положений о таможенном контроле в Таможенном кодексе Таможенного Союза.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- систематизировать теоретический материал;
- определить понятие «таможенный контроль»;
- изучить формы и порядок проведения таможенного контроля;
- рассмотреть особенности проведения экспертизы при проведении таможенного контроля.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………..3
Глава1. Основные понятия и особенности таможенного контроля..………5
1.1. Понятие и принципы таможенного контроля...……………...........5
1.2. Субъекты, объекты, цели и предметы таможенного контроля…………………………………………………………….13
Глава 2. Формы и порядок проведения таможенного контроля…..……….18
2.1. Проверка документов и сведений. Устный опрос. Получение пояснений …...…………………………………………….…...……….18
2.2. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр. Личный досмотр …………………….………20
2.3. Таможенное наблюдение. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Осмотр помещений и территорий .………...………….……..28
2.4. Таможенная ревизия…………………………...………………….32
Глава 3. Таможенный контроль в Таможенном Кодексе Таможенного Союза, изменения и дополнения……..……………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………...……........45

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

Требованиями  проведения общей таможенной ревизии  являются:

 

- соблюдение  сроков проведения общей ревизии  (не более трех рабочих дней);

 

- непрепятствование  осуществлению производственной  или коммерческой деятельности  проверяемого лица;

 

- однократность  проведения общей таможенной  ревизии в отношении одних  и тех же товаров; 

 

- оформление  акта проведения общей таможенной  ревизии в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии.

 

Специальная таможенная ревизия более жесткий вариант  таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными  мерами (например, мерами обеспечения  производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров.

 

ТК РФ предусматривает  три категории лиц, у которых  может быть проведена специальная  таможенная ревизия.

 

1. Декларанты, а  также иные лица, обладающие полномочиями  в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ).

 

Поводами для  проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут  быть обнаруженные при проведении общей  таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные, которые могут свидетельствовать:

 

- о недостоверности  сведений, представленных при таможенном  оформлении;

 

- о пользовании  и распоряжении товарами с  нарушением установленных требований  и ограничений (например, сдача  в аренду товаров, временно  ввезенных в РФ представительством иностранной компании для обеспечения своей деятельности).

 

2. Лица, осуществляющие  деятельность в области таможенного  дела (таможенные брокеры, таможенные  перевозчики, владельцы таможенных  складов и складов временного  хранения).

 

Поводом для проведения специальной таможенной ревизии может послужить обнаружение данных, которые могут свидетельствовать:

 

- о нарушениях  учета товаров, перемещаемых через  таможенную границу, и отчетности  о них; 

 

- о несоблюдении  иных требований и условий  осуществления соответствующего вида деятельности в области таможенного дела.

 

3. Лица, осуществляющие  оптовую или розничную торговлю  ввезенными в РФ товарами.

 

Поводом для  проведения специальной таможенной ревизии у лиц, которые ранее  не принимали участие в перемещении проверяемых товаров, может быть обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой одно из следующих последствий:

 

- нарушение  порядка уплаты таможенных пошлин, налогов; 

 

- несоблюдение  запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности.

 

В отличие от общей таможенной ревизии, специальная ревизия может быть назначена только по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения вручается проверяемому лицу.

 

Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа.

 

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

 

При проведении специальной таможенной ревизии  таможенные органы наделены правом применения таких форм таможенного контроля как осмотр территорий и помещений проверяемого лица, осмотр и досмотр товаров. Кроме того, возможно проведение инвентаризации, в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 

Таможенные  органы также вправе временно ограничивать права собственности, на проверяемые  товары, путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами). Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований:

 

- обнаружение  товаров без наличия на них  специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками;

 

- отсутствие  в коммерческих документах проверяемого  лица сведений о выпуске товаров  таможенными органами, если в  соответствии с правовыми актами  РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;

 

- обнаружение  фактов пользования и (или)  распоряжения условно выпущенными  товарами в иных целях, чем  те, в связи с которыми предоставлено  полное или частичное освобождение  от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

 

При аресте товары остаются у владельца или лица, обладающего полномочиями в отношении  товаров. Если имеются основания  полагать, что арест не может обеспечить достаточную сохранность товаров  или товары являются запрещенными к  ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие.

 

Как правило, изъятые  товары помещаются на склад временного хранения.

 

Решение об аресте или изъятии товаров принимается  должностным лицом таможенного  органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а так же в присутствии не менее двух понятых.

 

Об изъятии  или аресте товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого обнаружены товары (его  представителю).

ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННЫЙЙ  КОНТРОЛЬ  В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ  ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ИЗМЕНЕНИЯ И  ДОПОЛНЕНИЯ

 

 

 

 

В связи с  вступлением в силу с 1 июля 2010 Таможенного  Кодекса ТС весьма актуальным является вопрос правового регулирования  порядка осуществления таможенного контроля на единой таможенной территории стран-участниц ТС.

 

Таможенный  кодекс ТС является неотъемлемой частью договора о Таможенном кодексе ТС и имеет статус международного договора, что предопределяет возникновение  усложнённой процедуры внесения соответствующих изменений.  

 

С начала этого  года Россия, Беларусь и Казахстан  живут по единому таможенному  тарифу. А с 1 июля отменяется таможенный контроль на белорусско-российской границе, еще через год он будет снят и на российско-казахстанской. Таковы некоторые этапные рубежи в реализации подписанного 27 ноября 2009 года в Минске главами трех государств соглашения о Таможенном союзе. Его конечная цель - объединение экономического пространства стран, обладающих огромной территорией, колоссальными природными богатствами и более чем 170-миллионным населением.

 

Серьезных изменений  в процедурах и способах таможенного  контроля по сравнению с действующими нет, но все таки небольшие изменения  есть, поэтому рассмотрим их подробнее.

 

В ТК ТС содержится открытый перечень мест, признаваемых зонами таможенного контроля.

 

В Таможенном кодексе  Российской Федерации отсутствуют  объекты таможенного контроля, в  проекте Таможенного Кодекса  Таможенного союза указаны объекты  таможенного контроля (ст. 95 «Проведение  таможенного контроля»). Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении: [10]

 

1) товаров, в  том числе транспортных средств,  перемещаемых через таможенную  границу и (или) подлежащих  декларированию в соответствии  с настоящим Кодексом;

 

2) таможенной  декларации, документов и сведений  о товарах, представление которых  предусмотрено в соответствии  с таможенным законодательством  таможенного союза;

 

3) деятельности  лиц, связанной с перемещением  товаров через таможенную границу,  оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

 

4) лиц, пересекающих  таможенную границу.

 

В Таможенном кодексе  РФ указаны 10 форм таможенного контроля, а в Таможенном кодексе Таможенного  союза 12 форм. ТК ТС указывает на появление новых форм таможенного контроля:

 

l     учет товаров, находящихся под  таможенным контролем; 

 

l     проверка системы учета товаров  и отчетности;

 

l     таможенная проверка (камеральная  и выездная) вместо таможенной  ревизии. 

 

В новом ТК ТС впервые предусматривается возможность внесения изменений в декларацию после выпуска товаров.

 

Предусматривается процедура освобождения от таможенного  досмотра личного багажа

 

l     глав государств-членов таможенного  союза, 

 

l     министров иностранных дел, посещающих государства-члены с официальным визитом,

 

l     иных лиц, в соответствии с  международными договорами государств-членов  таможенного союза.

 

Таможня вправе проводить контрольные мероприятия  и после выпуска товаров. Сейчас исходя из п. 2 ст. 361 ТК РФ такой контроль может осуществляться в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. А согласно ст. 99 ТК ТС этот срок увеличен до трех лет.

 

Более того, ТК ТС позволяет государствам — членам Таможенного союза увеличить его до пяти лет. Российские таможенники вряд ли упустят такую возможность. И это станет реальной проблемой, если учитывать изменения, произошедшие с таможенной ревизией (в ТК ТС — таможенная проверка).

 

Проверять могут  не только декларантов и таможенных представителей. Навестить таможенники могут и любых иных лиц, выступивших контрагентами по внутренним договорам в отношении проверяемого товара.

 

Между тем сейчас таможенная ревизия может проводиться  у лиц, осуществляющих оптовую или  розничную торговлю ввезенными товарами (п. 2 ст. 376 ТК РФ). То есть необходимо выполнение двух условий:

организация занимается торговлей ввозимыми товарами;

на момент проверки организация владеет такими товарами.

ТК ТС развязал руки таможенникам. С проверкой могут прийти в том числе (п. 2 ст. 122 ТК ТС):

 

- к лицам,  напрямую или косвенно участвовавшим  в сделках с товарами, помещенными  под соответствующую таможенную  процедуру; 

 

- к лицам,  в отношении которых имеется  информация, что во владении и  (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу.

 

После вступления в силу ТК ТС обычной может стать  ситуация, когда организация купила в России товар для собственных  нужд, а через два года к ней  придет таможня и заявит: товар ввезен с нарушениями, что может существенно подорвать стабильность гражданского оборота.

 

Кроме того, согласно п. 1 ст. 134 ТК ТС в ходе проверки таможня  получит право требовать у  банков и иных кредитных организаций  информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну, а также запрашивать и получать у налоговых и иных государственных органов информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну.

 

Введение института  взаимной административной помощи таможенных органов предполагает:

 

l     обмен информацией между таможенными  органами,

 

l     взаимное признания решений,

 

l     проведение отдельных форм таможенного  контроля по поручению другого  государства-члена ТС в целях  обеспечения соблюдения таможенного  законодательства таможенного союза.

 

Принятие ТК ТС будет способствовать:

 

l     усилению взаимной торговли,

 

l     возрастанию роли рубля в расчётах,

 

l     тесному сотрудничеству государств-членов  ТС в процессе реализации на  практике механизма осуществления  таможенного контроля на едином  экономическим пространстве таможенного  союза. 

 

В завершении хотелось бы отметить, что основная цель создания Таможенного союза обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятные условия торговли таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции Сторон. Главное, за всеми новациями не упустить основное - создаваемые общее таможенное, а затем и единое экономическое пространства должны в конечном счете содействовать укреплению трех государств и улучшению жизни их граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В заключении данной работы  хотелось бы сказать о некоторых выводах, сделанных в процессе изучения затронутой темы. Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов.

 

Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование  этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.       В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли.

Информация о работе Таможенный контороль. Формы, принципы и порядок проведения. Проблемы и направления совершенствования