Таможенный контороль. Формы, принципы и порядок проведения. Проблемы и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение таможенного контроля, его значение, форм и мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России, рассмотрение изменений положений о таможенном контроле в Таможенном кодексе Таможенного Союза.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- систематизировать теоретический материал;
- определить понятие «таможенный контроль»;
- изучить формы и порядок проведения таможенного контроля;
- рассмотреть особенности проведения экспертизы при проведении таможенного контроля.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………..3
Глава1. Основные понятия и особенности таможенного контроля..………5
1.1. Понятие и принципы таможенного контроля...……………...........5
1.2. Субъекты, объекты, цели и предметы таможенного контроля…………………………………………………………….13
Глава 2. Формы и порядок проведения таможенного контроля…..……….18
2.1. Проверка документов и сведений. Устный опрос. Получение пояснений …...…………………………………………….…...……….18
2.2. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр. Личный досмотр …………………….………20
2.3. Таможенное наблюдение. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Осмотр помещений и территорий .………...………….……..28
2.4. Таможенная ревизия…………………………...………………….32
Глава 3. Таможенный контроль в Таможенном Кодексе Таможенного Союза, изменения и дополнения……..……………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………...……........45

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

- в международных  морских (речных) и воздушных портах;

 

- на автомобильных  пунктах пропуска через Государственную  границу; 

 

- на транспортных  средствах (например, в поездах).

 

Транзитная  зона аэропорта, открытого для международного сообщения представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения пассажиров следующих через РФ международными авиарейсами с посадкой в соответствующем российском порту. Поводами для личного досмотра транзитных пассажиров могут быть сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта (или наоборот) либо оперативные данные о незаконной перевозке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления и пресечения такого перемещения проистекает из международных договоров с участием РФ.

 

Компетенцией  принятия решения о необходимости  производства личного досмотра обладает начальник таможенного органа, либо лицо его замещающее.

 

Решение о проведении личного досмотра принимается в  письменной форме путем:

 

- наложения  резолюции на рапорте должностного  лица таможенного органа;

 

- оформления  отдельного акта.

 

Участниками личного  досмотра являются следующие лица:

 

1. Должностное  лицо таможенного органа, которому  поручено проведение личного  досмотра. Должностное лицо таможенного  органа должно быть одного  пола с досматриваемым лицом.  Перед началом личного досмотра  должностное лицо таможенного  органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.

 

2. Досматриваемое  лицо - физическое лицо, в отношении  которого принято решение о проведении личного досмотра.

 Специальных  требований (возраст, дееспособность) к данному участнику личного  досмотра не предъявляется. Исключения  составляют ограничения возможности  проведения личного досмотра, обусловленные  профессиональной принадлежностью физического лица. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других лиц.

 

К обязанностям досматриваемого лица относится  исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр.

 

При проведении личного досмотра, лицо имеет право:

 

- знакомиться  с решением о проведении личного  досмотра;

 

- ознакомиться  со своими правами и обязанностями; 

 

- добровольно  выдать скрываемые предметы;

 

- давать объяснения, заявлять ходатайства;

 

- пользоваться  понятным ему языком либо услугами  переводчика;

 

-знакомиться  с содержанием акта личного  досмотра и делать замечания  на него, а также получить второй  экземпляр этого акта;

 

- обжаловать  действия должностных лиц таможенного органа.

 

3. Понятые. Понятые  должны быть в количестве двух  человек и одного пола с  досматриваемым лицом. 

 

Главные обязанности  понятых заключаются в присутствии  при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями  всех, отраженных в акте личного досмотра сведений о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.

 Иные участники  личного досмотра привлекаются  в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и  предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр и др.). В качестве таких лиц выступают:

 

- медицинский  работник;

 

- специалист;

 

- переводчик;

 

-законный представитель  (или сопровождающий) несовершеннолетнего  либо недееспособного лица.

 

Личный досмотр  может проводиться только в отдельном  изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность  наблюдения за проведением личного  досмотра с их стороны должны быть исключены.

 

Личный досмотр  проводится в корректной форме, исключающей  унижение личного достоинства и  причинение неправомерного вреда.

 

О проведении личного  досмотра составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта о проведении личного  досмотра утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1165 "Об утверждении формы акта проведения личного досмотра".

2.3. Таможенное  наблюдение. Проверка маркировки  товаров специальными марками,  наличия на них идентификационных  знаков. Осмотр помещений и территорий

 

Таможенное  наблюдение представляет собой гласное  и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов  за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

 

Таможенное  наблюдение может быть:

 

- систематическим  (например, на территории склада  временного хранения) или разовым  (при погрузке товаров, оформляемых  вне мест нахождения таможенных  органов);

 

- непосредственным  или опосредованным (в случае  применения специальных технических средств таможенного контроля).

 

Таможенное  наблюдение может проводиться:

 

- в процессе  таможенного оформления товаров  и транспортных средств; 

 

- в отношении  товаров и транспортных средств,  условно выпущенных на таможенной  территории РФ (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки).

 

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия  на них идентификационных знаков - форма таможенного контроля, проводимого  таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

 

Данная форма  таможенного контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем. Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 361 ТК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены ТК РФ и иными правовыми актами РФ, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ:

 

- путем проверки  сведений, подтверждающих выпуск  таких товаров таможенными органами  в соответствии с требованиями  и условиями, которые установлены  ТК РФ;

 

- путем проверки  наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

 

Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных  знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию РФ.

 

Например, алкогольная  продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и выпускаемые для свободного обращения подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом).

 

В соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" требования обязательного подтверждения  соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.[6] На основании ст. 27 ФЗ "О техническом регулировании" продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным законом, маркируется знаком обращения на рынке.[7] Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

 

Обнаруженные  таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров, рассматриваются  как подтверждение факта ввоза  товаров в РФ без производства таможенного оформления. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (пункт 2 ст. 374 ТК РФ).

 

При обнаружении  таможенными органами товаров, незаконно  перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (пункт 1 ст. 391 ТК РФ).

 

Осмотр помещений  и территорий

- форма таможенного  контроля, проводимого в целях  подтверждения наличия товаров  и транспортных средств, находящихся  под таможенным контролем, в  том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов.

 

Осмотр помещений  и территорий представляет собой визуальное исследование должностными лицами таможенных органов мест, где находятся или могут находиться товары и (или) транспортные средства.

 

Целями проведения осмотра помещений и территорий являются:

 

- проверка наличия  товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (условно выпущенных, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах, хранящихся и (или) выставленных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, находящихся у лиц в соответствии с условиями таможенных процедур или иных таможенных режимов, находящихся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы);

 

- обнаружение,  у лиц, осуществляющих оптовую  или розничную торговлю ввезенными товарами товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ.

 

Поводами для  применения данной формы таможенного  контроля могут служить:

 

- наличие информации  об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ;

 

- наличие информации  о нахождении в помещениях  или на территориях, товаров,  ввезенных в РФ с нарушением таможенных правил;

 

-  выборочная  проверка.

 

Основанием  для проведения осмотра помещений  и территорий является предписание, подписанное начальником таможенного  органа либо лицом его замещающим.

 

Результаты  осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах.

 

Форма предписания  на проведение осмотра помещений  и территорий, а также форма  акта осмотра помещений и территорий утверждены приказом ГТК от 16.09.03 № 1023.[8]

 

Перечень должностей должностных лиц таможенных органов РФ, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра утвержден приказом ГТК России от 16 мая 2008 г. N 591.[9]

 

         Предельный срок проведения осмотра  составляет один день. Осмотр  жилых помещений не допускается.

2.4. Таможенная  ревизия

Таможенная  ревизия - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами (в общей  и специальной формах) проверки факта  выпуска товаров, а также достоверности  сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц (декларантов, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и других проверяемых лиц).

 

         Таможенная ревизия может проводиться  в общей и специальной формах.

 

Проведение  общей и специальной таможенной ревизии допускается только в  отношении юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

 

Результаты  проведения общей и специальной  таможенной ревизии оформляются  актом (в двух экземплярах). Форма  акта проведения таможенной ревизии  утверждена приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 "Об утверждении  форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению".

 

Общая таможенная ревизия проводится подразделениями  таможенной инспекции таможенных органов  РФ. Проведение специальной таможенной ревизии предусматривает формирование ревизионной комиссии.

 

Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих  в качестве декларантов, при перемещении  товаров (ст. 16 ТК РФ).

 

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу.

Информация о работе Таможенный контороль. Формы, принципы и порядок проведения. Проблемы и направления совершенствования