Таможенный контороль. Формы, принципы и порядок проведения. Проблемы и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение таможенного контроля, его значение, форм и мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России, рассмотрение изменений положений о таможенном контроле в Таможенном кодексе Таможенного Союза.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- систематизировать теоретический материал;
- определить понятие «таможенный контроль»;
- изучить формы и порядок проведения таможенного контроля;
- рассмотреть особенности проведения экспертизы при проведении таможенного контроля.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………..3
Глава1. Основные понятия и особенности таможенного контроля..………5
1.1. Понятие и принципы таможенного контроля...……………...........5
1.2. Субъекты, объекты, цели и предметы таможенного контроля…………………………………………………………….13
Глава 2. Формы и порядок проведения таможенного контроля…..……….18
2.1. Проверка документов и сведений. Устный опрос. Получение пояснений …...…………………………………………….…...……….18
2.2. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр. Личный досмотр …………………….………20
2.3. Таможенное наблюдение. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Осмотр помещений и территорий .………...………….……..28
2.4. Таможенная ревизия…………………………...………………….32
Глава 3. Таможенный контроль в Таможенном Кодексе Таможенного Союза, изменения и дополнения……..……………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………...……........45

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

Что касается документов, необходимых для таможенного  контроля, то они могут рассматриваться  в качестве предметов контроля как  при оформлении перемещаемых товаров  и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:

 

— документы, необходимые  для таможенного оформления и  контроля;

 

— документы, необходимые  для контроля (надзора).

 

Таким образом, рассмотрев таможенный контроль как  проверку, выделив его основные элементы (субъект и предметы), можно дать следующее его определение:

 

Таможенный  контроль есть осуществляемая таможенными  органами РФ проверка перемещаемых через  таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ  И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Проверка  документов и сведений. Устный  опрос. Получение пояснений

 

Процессуальная  составляющая правового регулирования  таможенного контроля по ТК РФ устанавливается  порядком проведения и формами таможенного  контроля.

 

 

Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров.

 

В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:

 

- установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);

 

- проверка достоверности  сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе  товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и др. данные);

 

- проверка правильности  оформления документов (правильность  заполнения соответствующих граф  ГТД, отсутствие исправлений).

 

Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:

 

а) проверка самих  документов на предмет их подлинности  и правильности оформления (проверка формы документа);

 

б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).

 

 При реализации  данной формы таможенного контроля  таможенные органы не связаны  представленными документами и  сведениями, содержащимися в них,  а потому самостоятельно вправе  пользоваться информацией, полученной  из других источников, в том  числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.

 

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного  оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установлен приказом ФТС России от 25 апреля № 536.[3]

 

Проведение  проверки документов и сведений, в  отдельных случаях, допускается  до перемещения товаров через  таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ.

 

Устный опрос

- форма таможенного  контроля, применяемая таможенными  органами при производстве таможенного  оформления товаров и транспортных  средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

 

Возможность проведения устного опроса ограничивается производством  таможенного оформления, обусловленном  перемещением через границу товаров (транспортных средств).

 

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

 

Данная форма  таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.

 

Получение пояснений - форма таможенного контроля, применяемая  должностным лицом таможенного  органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства.

 

В отличие от устного опроса, возможность получения  пояснений не ограничена институтом таможенного оформления и допускается везде, где ТК РФ предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для свободного обращения.

 

Таможенные  органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение  к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

         Получение пояснений оформляется  в письменной форме. Форма пояснения утверждена приказом ГТК от 24.11.03 № 1323.[4]

2.2. Таможенный  осмотр товаров и транспортных  средств. Таможенный досмотр.  Личный досмотр

 

Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая  заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.

 

Особенностью  таможенного осмотра товаров  и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием  упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.

 

Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств  проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в  отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).

 

Обязательность  письменного оформления результатов  таможенного осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:

 

- дальнейшего  использования таможенными органами  результатов осмотра, например, в  качестве доказательственной информации (ст. 392 ТК РФ);

 

- требования  лица, обладающего полномочиями  в отношении осматриваемых товаров  и (или) транспортных средств  (как альтернатива акту, возможна  отметка в транспортном документе  о проведении осмотра).      Форма акта таможенного осмотра  товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК от 20.10.03 № 1166.[5]

 

Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств  может применяться как самостоятельная  форма таможенного контроля, например, при оформлении завершения внутреннего  таможенного транзита, так и как производная форма таможенного контроля при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

 

Таможенный  досмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

 

Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).

         Исключения составляют случаи:

 

- проведения  таможенного досмотра до подачи  таможенной декларации для целей  идентификации товаров, ввозимых  на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного  транзита);

 

- проведения таможенного  досмотра в целях проверки  информации о нарушении таможенного законодательства РФ;

 

- проведения таможенного  контроля на основе выборочной  проверки.

 

О проведении таможенного  досмотра таможенному досмотру товаров  и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом.

 

Проведение таможенного  досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в  отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:

 

-  неявки указанных  лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;

 

- существования  угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

 

- пересылки  товаров в международных почтовых  отправлениях;

 

- оставления  на таможенной территории РФ  товаров и транспортных средств  в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).

 

По результатам  таможенного досмотра товаров и  транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и  транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств".

 

 В зависимости  от оснований (рисков) проведения  таможенного досмотра, последний  может быть:

 

- основным (обычный  досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);

 

-  повторным  (с целью проверки результатов  основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного  декларирования товаров);

 

-  направленным (с целью проверки сведений  о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);

 

-  идентификационным. 

 

По степени  таможенного досмотра товаров и  транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:

 

- досмотр с  пересчетом грузовых мест и  их взвешиванием;

 

- досмотр с  выборочным вскрытием грузовых  мест;

 

- досмотр со  вскрытием всех грузовых мест;

 

- досмотр с  пересчетом количества товаров  в грузовых местах и другие  варианты досмотра.

 

Если таможенному  досмотру была подвергнута часть  товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные  в таможенной декларации. Декларант  либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ).

 

Таможенный  досмотр товаров и транспортных средств может применяться как  самостоятельная форма таможенного  контроля, так и в качестве производной  формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

 

Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).

 

Личный досмотр - исключительная форма таможенного  контроля, применяемая к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Использование личного досмотра возможно при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары:

 

- запрещенные  к ввозу на таможенную территорию  РФ и вывозу за ее пределы; 

 

- перемещаемые  с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

 

При этом, физическое лицо должно следовать через Государственную  границу Российской Федерации и  находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного  оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.

 

Места производства таможенного оформления могут быть:

 

Информация о работе Таможенный контороль. Формы, принципы и порядок проведения. Проблемы и направления совершенствования