Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России ,Белоруссии и Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

Основное назначение Евразийской экономической комиссии -- обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.ЕЭК занимает активную позицию на международной арене с целью представления деятельности евразийского сообщества и вовлечения в интеграционные процессы ключевых партнеров из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов.
Основные направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
· зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
· установление торговых режимов в отношении третьих стран;
· статистика внешней и взаимной торговли;
· макроэкономическая политика;
· конкурентная политика;

Содержание

Введение
Глава 1.Роль таможенно -тарифного регулирования в внешнегорговой деятельности Таможенного союза

1.1 Таможенно -тарифное ругулирование Внешне торговой деятельности :цели, задачи
1.2Правовые основы таможенно - тарифного регулирования Внешнеторговой деятельности
1.3Инструменты Таможенно -тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Глава 2.Анализ особенностей Таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России,Белоруссии и Казахстана
2.1Особенности Единого Таможенного Тарифа
2.2ПРеференциальная система Таможенного Союза и особенности ее функциональности
2.3Влияние вступления РФ в ВТО на механизмы Таможенно-тарифного регулирования внешнеторгой деятельности ТС

Вложенные файлы: 1 файл

titul_kursovik.doc

— 198.45 Кб (Скачать файл)

 

- таможенным декларированием, то есть заявлением декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

 

- выпуском товаров - действием таможенных органов, разрешающим заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подпадающих под таможенные процедуры;

 

- использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами;

 

- проведением таможенного контроля, то есть осуществлением таможенными органами совокупности мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза;

 

- уплатой таможенных платежей (ввозной и вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, таможенных сборов);

 

- властными отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

 

Каждому из направлений таможенного регулирования в Таможенном союзе, перечисленному в п. 1 ст. 1 ТК, соответствует один или несколько разделов (глав)

ТК.

 

Глава 2.Анализ особенностей Таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России,Белоруссии и Казахстана

 

2.1Особенности Единого Таможенного Тарифа

Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Прежде чем перейти к описанию способов и механизмов влияния на ЕТТ в рамках Таможенного союза, хотелось бы сделать одно допущение. В связи с тем что механизм принятия решений об изменении ставок таможенного тарифа на ввоз товаров на территорию Таможенного союза двухуровневый - национальный и наднациональный, первый уровень мною будет рассмотрен на примере одной из стран - участниц Таможенного союза - Российской Федерации.

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 и Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2010 г. N 20-р вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в части таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории в Российской Федерации (то есть на национальном уровне) отнесены к ведению Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и созданной в ее рамках подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Уровень вопросов, решаемых данной комиссией, подчеркивается в том числе ее составом: так, ее возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, остальные члены - уровнем не ниже заместителей министров ключевых министерств и служб РФ (экономического развития, юстиции, иностранных дел, промышленности и торговли, энергетики, сельского хозяйства, финансов, ФТС).

В соответствии с Регламентом работы подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - подкомиссия) осуществляет работу по следующим направлениям: прием заявлений и других необходимых документов, направленных на обоснование необходимости изменения ставок таможенного тарифа; анализ представленных документов с точки зрения учета экономических интересов хозяйствующих субъектов всех стран - участниц Таможенного союза; направление дополнительных запросов в случае неполноты представленной информации; вынесение решения о возможности корректировки ставки таможенного тарифа/принятие решения об отказе в изменении ставки таможенного тарифа; принятие решений о применении защитных мер, запретов и ограничений, распределении тарифных квот; принятие решений о корректировке экспортных ставок таможенного тарифа; подготовка конкретных предложений по корректировке ставок пошлин для Комиссии Таможенного союза. Таким образом, схематично работу подкомиссии можно разбить на 3 основные стадии: прием заявлений от участников ВЭД и запросов от государственных органов по вопросам тарифного и нетарифного регулирования; анализ представленной документации в соответствующих министерствах; вынесение решения (по вопросам, определяемым на национальном уровне) и предложений для КТС (по вопросам, определяемым на национальном уровне).

Судя по информации, размещенной в публичных источниках, в течение 2010 г. состоялось 17 заседаний подкомиссии (18 заседаний рабочей группы по таможенно-тарифному регулированию, 4 заседания рабочей группы по нетарифным мерам регулирования). Подкомиссией на 17 заседаниях рассмотрено 90 вопросов, по 81 были приняты решения, 7 направлены на доработку. Из 81 решения 58 вопросов, в соответствии с установленным порядком, были направлены в Комиссию Таможенного союза (54 - по тарифному регулированию продовольственных и промышленных товаров и 4 - по применению мер нетарифного регулирования), по 11 вопросам приняты постановления Правительства Российской Федерации, по 1 вопросу принято решение внести изменения в указ Президента Российской Федерации (о полном условном освобождении беспилотных летательных аппаратов), по 6 вопросам подкомиссия признала корректировку ставок пошлин нецелесообразной.

Как следует из вышесказанного, все результаты работы подкомиссии можно разделить на две группы: первая - решения, принимаемые на национальном уровне и являющиеся окончательными; вторая - решения, окончательное принятие которых осуществляется на наднациональном уровне, а результаты работы подкомиссии являются основанием для внесения соответствующих предложений в Комиссию Таможенного союза.

К первой группе относятся следующие решения:

1) решения о корректировке экспортных пошлин: вопросы отмены экспортных пошлин на цемент, повышения пошлин на никель и медь, продления действующих ставок пошлин на лесоматериалы;

2) принятие решения по корректировке режима квотирования ввоза мясной продукции в Российскую Федерацию в 2011 г.;

3) решение по защите российских производителей от возросшего, демпингового или субсидируемого импорта машиностроительного крепежа, подшипниковых труб, никельсодержащего нержавеющего проката.

Ко второй группе относятся следующие решения:

1) повышение ставок импортных пошлин на поликарбонаты; отдельные виды сельхозтехники; шины, бывшие в употреблении и восстановленные; виноматериалы; плавленые сыры; тропические масла; на продукцию, получаемую из молока, и т.д.;

2) понижение ставок импортных пошлин на материалы, используемые при производстве солнечных модулей, вольфрамовые отходы и лом, портовое оборудование, бумагу и картон, гречку, незарегистрированные лекарственные средства, необходимые для лечения больных, страдающих редкими формами генетических и онкологических заболеваний, и т.д.

 

 

Изменение ставок ЕТТ: наднациональный уровень

 

 

 

В соответствии с действующей процедурой предложения, прошедшие национальный уровень и сформированные соответствующей страной - участницей Таможенного союза, вместе с пакетом сопроводительной информации направляются в Комиссию Таможенного союза.

В соответствии с Правилами процедуры Комиссии Таможенного союза (утв. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 15) предложения, переданные соответствующей страной - участницей ТС, после получения мнения двух других стран - участниц ТС предварительно рассматриваются Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли (далее - комитет). После принятия решения комитетом о готовности всех материалов вопрос выносится на заседание КТС.

В 2010 г. комитетом рассмотрен 41 вопрос. По результатам рассмотрения полученного предложения выносится решение о возможности передачи на рассмотрение КТС либо о необходимости представления дополнительных материалов. В соответствии с правилами процедуры КТС заседает на ежемесячной основе (хотя этот срок не строго соблюдается). В 2010 г. КТС приняла решение по 33 вопросам, направленным как на повышение, так и на понижение ставок единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Безусловно, наличие понятного механизма корректировки ставок таможенного тарифа является весьма существенным для достижения целей таможенной тарифной политики, определенных в Договоре о Таможенном союзе. Так, в период действия сниженной с 15% до 5% ставки ввозной таможенной пошлины на отдельные виды бумаги и картона к началу октября 2010 г. в отечественную полиграфическую отрасль было возвращено 17% (около 80 млн экземпляров) физического объема тиражей периодических изданий, производимых ранее за рубежом. За 6 месяцев действия меры импорт бумаги и картона вырос на 35% (55 тыс. т). Загруженность полиграфических мощностей возросла до 75% против 30% в 2009 г. Платежи от взимания ввозной таможенной пошлины, по данным ФТС России, упали на 41%. Розничная стоимость изданий (готовой печатной продукции) для конечных потребителей в течение 2010 г. повсеместно снизилась в среднем на 7%.

При этом если говорить об общих сроках, необходимых для внесения изменений в ЕТТ (национальный и наднациональный уровни), то в среднем они составляют 12 - 14 месяцев с момента подачи заявления до вынесения решения КТС (и это не учитывая месячный срок на вступление решения в силу после опубликования, которое, в свою очередь, происходит в течение 2 - 3 недель после фактического вынесения решения).

Таким образом, если говорить о негативных моментах механизма принятия решений в рамках таможенно-тарифной политики, то можно выделить два основных обстоятельства: сроки рассмотрения заявлений участников ВЭД крайне затянуты, в результате чего влияние участников ВЭД на формирование таможенной тарифной политики сводится к минимуму; крайне малое количество изменений, по сравнению с требующимся, вносится ежегодно в ЕТТ.

 

 

 

ПРеференциальная система Таможенного Союза и особенности ее функциональности

 

Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся к товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Система тарифных преференций таможенного союза состоит из

Нормативная база

 

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

 

Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

 

Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза

 

Организации стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, уполномоченные выдавать и заверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А" (пополняется по мере поступления информации)

В статье 36 Закона Российской Федерации " О таможенном тарифе" даны основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации.

 

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово - экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

 

Система предоставления преференций в рамках Общей системы преференций базируется на положениях "Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций". Данный документ был подписан в 1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.

 

Согласно указанию ГТК от 17.05.93 № 01-12/532 , в настоящее время в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.

 

В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" товарам при уплате ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции. Остановимся на основных понятиях.

 

Тарифные льготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона "О таможенном тарифе" это льгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

 

Преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз. Тарифные преференции могут быть предоставлены на территории РФ согласно ст. 36:

 

·  товарам, происходящим из развивающихся стран, пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, товары облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа;

 

·  товарам, происходящим из наименее развитых стран, пользователей схемой преференций российской Федерации, в виде беспошлинного ввоза;

 

·  товарам, происходящим из государств, образующих с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или союза.

 

За последние годы национальная система преференций России весьма расширилась и усложнилась. Появление законодательной базы позволило четко устанавливать порядок формирования и применения таможенно-тарифного регулирования.

 

Россия имеет собственную автономную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. В соответствии статьей 36 национальная схема преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Согласно постановлению Правительства РФ установлено, что национальная схема преференций подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления МВЭС и МИД РФ.

 

Национальная схема преференций включает в себя три основных элемента:

 

1)  перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России ,Белоруссии и Казахстана