Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах. Для этого необходимо решить следующие задачи:
-определить основные цели и задачи таможенно-тарифного регулирования;
-рассмотреть структуру таможенно-тарифных методов как инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
-обозначить основные документы, на которых основано построение всех элементов таможенно-тарифных методов;
-проанализировать таможенно-тарифную политику как в России, так и в зарубежных странах.

Содержание

Введение
I.Теоретические основы и сущность
Таможенно-тарифное регулирование как основа и инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности
II.Современные тенденции таможенно-тарифного регулирования в России
Ставки пошлин, применяемых в России
Определение таможенной стоимости
Определение страны происхождения
Товарная номенклатура
III. Исследование зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования.
Опыт регулирования в США
Опыт регулирования в Японии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

     Ставки  таможенных пошлин

Таможенный  тариф - это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении  их через таможенную границу. С 1 января 2010 года стал действовать единый таможенный тариф Таможенного союза, который практически повторяет таможенный тариф РФ.

В соответствии с направлением внешнеторговых потоков  применяются импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Что касается транзитных (провозных) таможенных пошлин, то в современной практике таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации и большинства зарубежных стран они не применяются (случаи введения транзитных таможенных пошлин встречаются в наименее развитых из развивающихся стран, где они используются преимущественно в фискальных целях).

Ставки  таможенных пошлин зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

Соответствующие полномочия Правительства позволяют  осуществлять оперативное регулирование  внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надежный уровень таможенно-тарифной защиты российской экономики и отечественного производителя.

     В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара.

     1.Базовые  ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

     2.Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

     3.В  отношении товаров, страна происхождения  которых не установлена, применяются  ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

     4.Преференциальные  ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

     5.К  товарам, происходящим из стран  СНГ, применяются нулевые ставки  таможенных пошлин.

Система таможенно-тарифного регулирования допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

- адвалорных, начисляемых в процентах к  таможенной стоимости облагаемых  товаров(применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости.);

- специфических,  начисляемых в установленном  размере за единицу облагаемых  товаров(применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм);

- комбинированных,  сочетающих оба названных вида  таможенного обложения(при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм).

Термин "адвалорная ставка" происходит от латинского ad valorem - от стоимости и соответствует самой сути таможенного обложения в данном случае (поскольку адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров).

Адвалорные  ставки используются при обложении как ввозными, так и вывозными таможенными пошлинами. Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст, где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в  руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная  в процентах к таможенной стоимости  товара (адвалорная ставка).

Как уже  отмечалось, специфическая ставка таможенной пошлины начисляется в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара.

Исчисление  таможенной пошлины в отношении  товаров, облагаемых по специфическим  ставкам, производится по следующей  формуле:

Там. пошл. = Вт x Ст x К, где Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении (при исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи);

Ст - ставка таможенной пошлины в евро за единицу  товара;

К - курс евро, установленный Банком России на день принятия таможенной декларации.

Комбинированная ставка, как это видно из самого ее названия, сочетает в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

Основой для исчисления таможенной пошлины  в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара (адвалорная составляющая) либо количество товара в натуральном выражении (специфическая составляющая).

В зависимости  от характера установления ставки их принято разделять на автономные и конвенционные.

Автономные  ставки таможенных пошлин устанавливаются данным государством самостоятельно, вне связи с какими-либо торговыми обязательствами перед другим государством или группой стран.

Конвенционная ставка - результат международного сотрудничества данного государства в таможенно-тарифной сфере. Конвенционные ставки устанавливаются в результате международных торговых переговоров и закрепляются в соответствующих торговых соглашениях. В отличие от автономных ставок, конвенционные ставки не могут быть подвергнуты каким-либо изменением в одностороннем порядке. Существуют также преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые      накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет 
расширения   их   экспорта.  

В зависимости  от периода, на который устанавливаются  ставки таможенной пошлины, различают  постоянные и временные ставки. Особой разновидностью ставок таможенной пошлины являются переменные ставки, представляющие собой довольно редкое явление в практике современного таможенно-тарифного регулирования и встречающиеся, например, в странах Европейского союза в рамках единой сельскохозяйственной политики. Переменные ставки таможенной пошлины могут изменяться в случаях, установленных компетентными органами государственной власти - при изменении уровня мировых или внутренних цен, государственных субсидий.

Экономисты, исследующие механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выделяют также номинальные и эффективные ставки таможенных пошлин. Номинальные ставки содержатся в таможенном тарифе и дают самое общее представление об уровне таможенного обложения, существующего в данной стране. Эффективные ставки, как их определяет, например, А.П. Киреев, представляют собой "реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров".

     По  характеру применения существуют:

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Они применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если их ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Сезонные-могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

     Определение таможенной стоимости

      Еще одним элементом таможенно-тарифного  регулирования является таможенная стоимость товаров. Таможенная стоимость определяется через перечисление ее основных целей:

    1. обложение товара пошлиной;
    2. внешнеэкономической и таможенной статистики;
    3. применение нетарифных мер регулирования (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеэкономических сделок.

      Определение стоимости импортного товара с целью  расчета таможенных пошлин – одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Долгое время методы оценки  таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены  аналогичного товара на мировом рынке. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм.

      Закон РФ “О таможенном тарифе” заложил  правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в Соглашении по применению ст. VII “Оценка товаров для таможенных целей” Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

      Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи.

      Таможенная  стоимость—эта стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей ( пошлин, акцизов, НДС и сборов за таможенное оформление). Помимо основного назначения, как базы налогообложения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществления валютного контроля при проведении экспотно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

      Кроме обеспечения реализации чисто фискальных функций, наличие механизма определения  и контроля таможенной стоимости  способствует решению задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

      Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России;  порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом (ГТК); таможенная стоимость товара определяется декларантом методом определения таможенной стоимости; контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Закон предусматривает следующие методы определения таможенной стоимости товара:

1) по  стоимости сделки с ввозимыми  товарами;

2) по  стоимости сделки с идентичными  товарами;

3) по  стоимости сделки с однородными  товарами;

4) вычитания  стоимости;

5) сложения  стоимости;

6) резервный  метод.

Указанная последовательность применения методов не может быть изменена, за исключением методов 4 и 5, последовательность использования которых выбирает сам декларант.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД