Таможенное брокерство: содержание, сущность, история становления и развития, правовая основа деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале ХIХ века было принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. В то время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он был главной фигурой всего транспортного процесса - его доходы составляли 70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались транспорту.

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

  1. ТАМОЖЕННОЕ БРОКЕРСТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

 

  1.1 Таможенное брокерство: содержание, сущность, история становления и развития, правовая основа деятельности

 

Понятие “таможенный брокер”  знакомо за рубежом многим участникам внешнеэкономической деятельности уже более 100 лет. Во многих странах  мира таможенное оформление товаров  и транспортных средств производится, как правило, только при участии таможенных брокеров.

Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической  деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно с таможней. Чтобы исправить  это положение в Европе в начале ХIХ века было принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. В то время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он был главной фигурой всего транспортного процесса - его доходы составляли 70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались транспорту.

История российских таможенных брокеров не столь продолжительна и  начиналась она с того, что в  целях обеспечения эффективного управления внешнеэкономической деятельностью  государства Постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 “О мерах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности”  была введена система государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, которая предусматривала:

- регистрацию участников  внешнеэкономических связей;

- декларирование товаров  и иного имущества, перемещаемых  через государственную границу  СССР.

Данным постановлением впервые  в Российской Федерации и СССР в процедуру таможенного оформления товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу  СССР, вводилось понятие “декларирование”, которое осуществлялось путем представления  таможенным органам грузовой таможенной декларации установленного образца, который  полностью соответствовал аналогичному документу, принятому в зарубежной практике - Единому административному  документу Европейского Союза.

С введением грузовой таможенной декларации в процедуру таможенного  контроля в нашей стране, были созданы  предпосылки для зарождения нового института – таможенного брокера.

Возникновение потребности  в появлении организаций, осуществляющих на профессиональном уровне деятельность по декларированию ввозимых и вывозимых  грузов, возникла по нескольким причинам. Во-первых, именно тогда государство  отказалось от монополизма в области  внешнеторговой деятельности и разрешило  частнопредпринимательским структурам свободный, самостоятельный выход  на внешние рынки. Во-вторых, тогда  же в деятельность таможенных органов  стали активно внедряться современные  способы и методы таможенного  оформления и контроля, что потребовало  специальных знаний от лиц, перемещающих товары через таможенную границу.

Во времена СССР заниматься экспортно-импортной торговлей имело  право только государство в лице Министерства Внешней торговли. С  переходом на рыночные отношения, субъекты федерации, предприятия и предприниматели  получили право в пределах выделяемых квот заниматься внешнеэкономической  деятельностью. На этом этапе возникла необходимость в сотрудничестве с экспедиторами - таможенными брокерами.

Для успешного завершения процесса перевозки, отправки и получения  товаров, как импортных так и экспортных, у предпринимателей возникли большие сложности, такие как отсутствие обеспеченности в погрузочно-разгрузочных механизмах, отсутствие в штате специалистов по таможенному оформлению, а так же площадок для складирования и подготовки груза к отправке, невозможность содержания дорогостоящей вычислительной техники обеспеченной узкоспециализированными программами, отсутствие знаний по заполнению таможенной декларации, отсутствие в наличии складов временного хранения, являющегося началом или продолжением процесса перевозки. Все это есть в наличии у предприятий-таможенных брокеров.

Таким образом, взаимодействие участников ВЭД и таможенных брокеров напрямую приводит к дальнейшему  сотрудничеству сторон.

По отношению к таможенным органам брокеры в лице декларантов  несут стопроцентную гарантию за предоставленные данные. Институт брокеров предназначен для того, чтобы таможня  всегда имела конкретную организацию, к которой могла бы предъявить претензии, разрешить возникшие  проблемы. Первоначально услуги по декларированию грузов предоставлялись  новым российским предпринимателям так называемыми спецэкспортерами – организациями, занимавшимися внешнеэкономической деятельностью еще во времена советской государственной внешнеторговой монополии и потому обладавшими значительно большими знаниями и опытом в вопросах трансграничной торговли.

Правовой основой их деятельности служило Положение о порядке  пропуска и декларирования товаров  и имущества, перемещаемых через  государственную границу СССР, утвержденное приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совмине  СССР (далее ГУ ГТК СССР) от 18.08.1989 г. № 137. В разделе 7 Положения было предусмотрено, что декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может  осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта, а также определен перечень минимальных  требований к такой организации  и утверждена форма свидетельства  на право декларирования внешнеторговых грузов.

За три года (1989–1991) было выдано 62 свидетельства. В тот период на каждой российской таможне действовало  в среднем не более 5 фирм-декларантов. Распад СССР и установление границ со странами Балтии придали новый  импульс развитию данного вида коммерческой деятельности. С 1992-го по 1994 г. ГТК России выдал уже 384 свидетельства на право  декларирования грузов. В последующие  годы ежеквартально более 100 новых  компаний становились декларантами на договорной основе.

Однако эффективность  их была далеко не одинакова. Например, в             1996 г. чуть более 10 % от общего количества организаций-декларантов оформили от одной до пяти и более тысяч  таможенных деклараций. При этом около 15 % из них оформили менее 10 деклараций. Эти данные указывают на то, что  отнюдь не для всех декларирование являлось основным видом деятельности. В ряде случаев эта деятельность дотировалась за счет иных источников доходов либо фирмы были созданы  для осуществления разовых операций, чаще всего противоправного характера.

Таможенный кодекс РФ 1993 г. уже содержал отдельную главу               (гл. 24), посвященную деятельности таможенного  брокера. В ней определены основные требования, предъявляемые к организации, претендующей на получение лицензии таможенного брокера, а также  права и обязанности таможенного  брокера, рассмотрены случаи, когда  лицензия может быть аннулирована, отозвана либо приостановлена, и т.д.

К сожалению, в этой главе  Таможенного кодекса РФ содержалось  слишком много отсылочных норм, а  потому Кодекс не мог самостоятельно, без достаточного количества подзаконных  актов, регулировать отношения по введению и полноценному функционированию института  таможенных брокеров.

Подзаконная нормативная  база, регулирующая данный вопрос, формировалась  довольно медленно: только в июле 1996 г. Правительство РФ утвердило основополагающее Положение о таможенном брокере. Появление же первых брокерских структур в том виде, в котором они  предусмотрены Таможенным Кодексом РФ (ТК РФ), связано с утвержденным в июне 1998 г. ГТК России Порядком лицензирования и осуществления  контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов. Указанные нормативные акты и ряд ведомственных актов ГТК РФ позволили, наконец, урегулировать основные практические аспекты деятельности таможенного брокера и вопросы его взаимоотношений с участниками ВЭД, а также таможенными органами.

С учетом всей разработанной  нормативной базы и проведенных  организационных мероприятий руководство  ГТК РФ приняло решение о полной замене к 2000 году декларантов на договорной основе таможенными брокерами. Работая  на данном рынке более 10 лет, организации-декларанты создали идеальную базу для построения на своей основе цивилизованного рынка таможенных услуг и становления института таможенных брокеров. Однако анализ практики декларантов показывает, что не все из них могут в дальнейшем работать в таможенном бизнесе.

Со вступлением в действие в 2010 г. положения Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенный брокер» изменил свое название на «таможенный представитель».

Главное отличие таможенного  представителя от декларантов на договорной основе состоит в том, что таможенный представитель участвует  в таможенном оформлении за счет и  по поручению клиента, но от своего имени, в то время как декларанты делали это от имени нанявшего  их лица. Это означает, что при  осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления представитель  выполняет обязанности и несет  ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через границу. Ранее многие декларанты на договорной основе предпочитали работать от имени клиента, т.е. выполняли  чисто техническую работу по заполнению таможенных документов, за все допущенные ими при этом ошибки или заявленные недостоверные сведения ответственность  нес участник внешнеэкономической  деятельности.

Можно выделить следующие  функции таможенного брокера:

1) декларирование товаров  и транспортных средств;

2) представление таможенному  органу документов и дополнительных  сведений, необходимых для таможенных  целей;

3) предъявление таможенному  органу декларируемых товаров  и транспортных средств; 

4) обеспечение уплаты  таможенных платежей и налогов,  предусмотренных таможенным и  налоговым законодательством РФ  в отношении декларируемых товаров  и транспортных средств, если  это предусмотрено договором  между таможенным брокером и  представляемым лицом; 

5) совершение действий, необходимых  для таможенного оформления и  таможенного контроля, в качестве  лица, обладающего полномочиями  в отношении декларируемых товаров  и транспортных средств.

Необходимо особо отметить профессионализм сотрудников таможенного  представителя. Это очевидно, что  бизнесмену, погруженному в свои производственные проблемы, сложно отследить все изменения  в нормативных документах, регламентирующих законное решение таможенных формальностей. Именно отсюда проистекает причина  заминок и проволочек на таможне, а цена незнания таможенных процедур – срывы поставок, дорогостоящие  простои, штрафы, конфискация.

Кроме того, теперь к организации, желающей стать таможенным представителем, предъявляются весьма строгие требования, которые, с одной стороны, предоставляют  реальную возможность для обеспечения  выполнения обязательств таможенного  представителя перед представляемым лицом, а с другой – делают деятельность представителя более прозрачной для контролирующих его таможенных органов.

Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена  таможенного союза, деятельность которого на сегодняшний день жестко регламентирована законами и нормативно-правовыми  актами:

  1. Таможенный кодекс ТС (глава 3, статьи 13, 14);
  2. Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ (3.11.1995г., Москва)
  3. Гражданский кодекс РФ (в части порядка оформления договоров на оказание таможенных, транспортных и складских услуг - т.е. статьи 48, 50, 51, 56, 61, 63, 65, 115, 296, 299, 329, 426);
  4. Трудовой кодекс РФ (в части порядка оформления трудовых отношений специалиста по таможенному оформлению с таможенным брокером);
  5. ФЗ «О коммерческой тайне» от 09.07.2004 г. № 98-ФЗ (ст. 3);
  6. Кодекс РФ об административных нарушениях (в части административной ответственности за совершение административных нарушений в области таможенного дела - это ст. 16.1 - 16.3, 16.5, 16.22, 16.23);
  7. Уголовный кодекс РФ (ст. 183);

Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения  в реестр таможенных представителей. Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого  реестра определяется законодательством  государств - членов таможенного союза.- ст. 13 ТК ТС и ст.61 Закона Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

 Таможенный представитель  совершает от имени и по  поручению декларанта или иных  заинтересованных лиц таможенные  операции в соответствии с  таможенным законодательством таможенного  союза на территории государства  - члена таможенного союза, таможенным  органом которого он включен  в реестр таможенных представителей.

Условия включения в Реестр таможенных представителей следующие:

- наличие в штате этого лица  не менее 2 (двух) работников, имеющих  документ, подтверждающий их соответствие  установленным требованиям; - наличие  договора страхования риска своей  гражданской ответственности, которая  может наступить вследствие причинения  вреда имуществу представляемых  лиц или нарушения договоров  с этими лицами. Размер страховой  суммы определяется законодательством  государств - членов Таможенного  союза;

- предоставление обеспечения уплаты  таможенных пошлин, налогов на  сумму, эквивалентную не менее  чем одному миллиону евро, по  курсу валют, устанавливаемому  в соответствии с законодательством  государства - члена Таможенного  союза, на день внесения такого  обеспечения.

Информация о работе Таможенное брокерство: содержание, сущность, история становления и развития, правовая основа деятельности