Договорно-правовое управление.
 
 В структуру управления 
входят следующие отделы: 
 
 
 Правового обеспечения 
деятельности таможенных органов, 
учета и систематизация таможенного 
законодательства;
 
 
 Таможенного законодательства;
 
 
 По делам таможенного 
союза и связям со странами 
СНГ; 
 
 
 Международного права 
и сотрудничества. 
 
 Отделом правового 
обеспечения деятельности таможенных 
органов, учета и систематизация 
таможенного законодательства осуществлена 
работа по обеспечению соблюдения 
законности в деятельности таможенных 
органов и контроль за правильным 
применением законодательства. Сотрудниками 
отдела таможенного законодательства 
проведена правовая экспертиза 388 проектов 
нормативно-правовых актов ГТК Республики 
Беларусь, поводилась работа по представлению 
интересов ГТК в государственных и иных 
органах по правовым вопросам. Сотрудники 
неоднократно защищали права и представляли 
интересы таможенных органов в судебных 
и иных органах, а также консультировали 
должностных лиц по вопросам применения 
законодательства. Также осуществляется 
систематизация и учет нормативно-правовых 
актов ГТК Республики Беларусь. Отделом 
по делам таможенного союза и связям со 
странами СНГ подготовлено и организовано 
подписание на межправительственном уровне 
двусторонних соглашений о сотрудничестве 
и взаимопомощи в таможенных делах с Украиной 
и др. странами. Отделом международного 
права и сотрудничества велась постоянная 
работа по развитию многостороннего сотрудничества 
и унификации таможенного законодательства 
нашей страны с международным таможенным 
правом, а также укрепление двусторонних 
связей с разными странами для эффективного 
выполнения правоохранительной и др. функций 
таможенными органами. 
 
Управление собственной 
безопасности.
 
 14.08.1995г. был подписан 
Указ Президента Республики Беларусь 
«О некоторых вопросах ГТК Республики 
Беларусь» который утвердил новую структуру 
комитета, в частности, в составе Инспекции 
по личному составу образована группа 
профилактики правонарушений среди личного 
состава. В 1998 г. при поддержке Государственного 
секретариата Совета Безопасности Республики 
Беларусь приказом Председателя ГТК от 
21.07.1998г. «Об изменении штатного расписания 
ГТК Республики Беларусь» утверждены 
новые структура и штатное расписание 
комитета, которые введены в действие 
с сентября 1998г. Как результат Инспекция 
по личному составу преобразована в Управление 
собственной безопасности. 
 
 Основными задачами 
является: 
 
 
 Осуществление контроля 
за соблюдением должностными лицами законности 
при выполнении своих прямых обязанностей;
 
 
 Предупреждение, выявление, 
пресечение и раскрытие преступлений 
совершенные лицами при исполнении;
 
 
 Защита таможенных 
органов от проникновения в 
их ряды преступных элементов. 
 
 В июле 1999г. таможенные 
органы, в том числе и данное 
управление имели право ведения оперативно-розыскной 
деятельности. Это позволило повысить 
эффективность борьбы с правонарушителями 
[2, с.23]. Данное управление часто сотрудничает 
с правоохранительными органами и нередко 
бывает инициатором совместных операций. 
Ведется борьба по выявлению и пресечению 
противоправных действий физических лиц, 
связанных с попыткой дачи взятки должностным 
лицам. Главной задачей является предупредить 
и пресечь совершение преступлений. Для 
уменьшения преступлений со стороны таможенников, 
управление внимательно относится подбору 
персонала при поступлении их на службу. 
Обеспечение собственной безопасности 
таможенных органов – это необходимое 
звено для создания благоприятных условий 
в первую очередь, по защите экономической 
безопасности страны. 
 
Таможенная инспекция.
 
 Было образовано в 
1998 г. приказом Председателя ГТК 
от 28.11.1998г. «О создании таможенной 
инспекции и об утверждении 
временного положения о таможенной 
инспекции». На сегодняшний день 
таможенная инспекция представляет 
собой самостоятельное структурное 
подразделение в системе таможенных 
органов, состоящее из Таможенной 
инспекции ГТК и 9 отделов таможенной 
инспекции таможен. Первым документом, 
регламентирующим инспекционную 
деятельность подразделений таможенной 
инспекции, это приказ Председателя 
комитета от 28.01.1999г. «Об утверждении 
Инспекции о порядке организации 
и проведения поверок финансово-хозяйственной 
деятельности». В соответствии 
с Таможенным кодексом Республики 
Беларусь на таможенные органы 
возложены полномочия по организации 
и проведению проверок финансово-хозяйственной 
деятельности субъектов хозяйствования. 
Этим занимаются Таможенная инспекция 
ГТК Республики Беларусь и 
отделы таможенной инспекций 
таможен, это закреплено в положении 
«Об утверждении типового положения 
об отделе таможенной инспекции 
таможни», утвержденному в мае 
2000г., и положению «О Таможенной 
инспекции ГТК Республики Беларусь», 
утвержденному в июле 2002г. Так 
же имеется и ряд других документов закрепляющих 
этот момент, например Указ Президента 
Республики Беларусь от 15.11.1999г. «О некоторых 
мерах по совершенствованию координации 
деятельности контролирующих органов 
Республики Беларусь и порядка применения 
ими экономических санкций», и постановление 
ГТК Республики Беларусь от 22.11.2002г. «Об 
утверждении инструкции о порядке проведения 
проверок финансово-хозяйственной деятельности 
лиц, осуществляющих деятельность, контроль 
за которой возложен на таможенные органы 
Республики Беларусь». Таким образом основной 
задачей инспекции является организация 
проверок, направленных на выявление правонарушений 
и экономических преступлений.
 
Контрольно-ревизионный отдел.
 
 В 1996г. данный отдел 
стал самостоятельным структурным 
подразделением ГТК Республики 
Беларусь, на которого возложены 
функции контрольной деятельности 
за подведомственными организациями. 
 
 Основные задачи это: 
 
 
 обеспечение всестороннего 
контроля за работой таможенных органов;
 
 
 выявление и пресечение 
нарушений закона; 
 
 
 вскрытие фактов злоупотребления 
должностными лицами служебного 
положения; 
 
 
 принятие мер по 
возмещению ущерба; 
 
 
 эффективное использование 
бюджетных средств, направленных 
на оплату транспортных и других 
услуг. 
 
 Более активно стала 
проводится работа по предотвращению 
незаконных и необоснованных расходов 
государственных средств. В настоящее 
время существует отложенная система 
организации и проведения ревизий и проверок 
таможенными органами. Все усилия направлены 
на выявление недостатков и нарушений 
в законе.
 
Организационно-инспекторское 
управление.
 
 В состав входят: организационный 
отдел, организационно-инспекторский 
отдел и отдел документационного 
обеспечения. Функциональная работа 
очень многообразна: от документационного 
обеспечения и контроля за исполнением 
документов до координации работы структурных 
подразделений комитета [1, с.219]. В задачи 
входит организационное и информационное 
обеспечение деятельности Председателя 
комитета и его заместителей. Важной составной 
частью работы – организация контроля 
реализации решений, принятых руководством 
комитета. 
 
 Основные направления: 
 
 
 организация работы 
по обработке документов, поступающих 
в комитет; 
 
 
 документальное обеспечение 
подразделений; 
 
 
 контроль за исполнением 
документов; 
 
 
 архивное дело. 
 
 Сотрудниками разработана 
символика таможенной службы. Управление 
определенно ответственно за 
организацию работы по оценке 
деятельности и подведению итогов 
работы таможенников. На постоянной 
основе ежеквартально осуществляется 
подготовка материалов к заседанию 
соответствующей комиссии ГТК.
 2.2. Структурные подразделения 
таможни
 
 Аппарат таможен состоит 
из отделов и им подобных 
подразделений, дублирующих преимущественно 
структурные части Комитета. Ими, 
как правило, являются:
 
 — отдел организации 
таможенного контроля;
 
 — отдел обеспечения 
операций таможенного контроля;
 
 — отдел контроля 
доставки;
 
 — отдел технических 
средств таможенного контроля 
и связи;
 
 — отдел таможенных 
исследований и экспертиз;
 
 — отдел подакцизных 
товаров и финансовых гарантий;
 
 — отдел таможенных 
платежей;
 
 — отдел организации 
борьбы с контрабандой и административными 
таможенными правонарушениями;
 
 — отдел таможенных 
расследований;
 
 — отдел статистики;
 
 — юридический отдел;
 
 — отдел дежурной 
службы и информации граждан;
 
 — отдел бухгалтерского 
учета и контроля;
 
 — отдел таможенной 
инспекции;
 
 — отдел собственной 
безопасности;
 
 — отдел кадров.
 
 Структурными подразделениями 
таможни реализуется значительная 
часть функций таможни. Например, 
отдел таможенных платежей обеспечивает 
исполнение таможенного законодательства 
Республики Беларусь, эффективное применение 
таможенного тарифа, взимание и внесение 
в государственный бюджет сбора за таможенное 
оформление, таможенной пошлины и налога 
на доходы иностранных юридических лиц 
от реализации на выставках-продажах в 
порядке, установленном Комитетом, в зоне 
деятельности таможни, совершенствование 
технологии производства операций таможенного 
контроля, взаимодействует с участниками 
внешнеэкономической деятельности в зоне 
деятельности таможни, таможенными, банковскими, 
налоговыми и иными учреждениями по вопросам 
контроля за внесением в государственный 
бюджет и на соответствующие счета Комитета 
таможенных платежей. Данный отдел ведет 
контроль поступления на счета таможни 
в зоне ее деятельности таможенных платежей, 
решает спорные вопросы по классификации 
товара по указанию руководства таможни, 
обеспечивает соблюдение установленного 
порядка оформления финансовых документов, 
соблюдение технологии производства операций 
таможенного оформления и таможенного 
контроля, а также осуществляет многие 
другие функции.
 
Отдел подакцизных товаров 
осуществляет контроль за правильностью 
расчета объекта обложения налогом 
на добавленную стоимость, акцизом, 
сумм обеспечения уплаты таможенных 
платежей и правильностью применения 
ставок налога на добавленную стоимость, 
акцизов, сумм обеспечения уплаты таможенных 
платежей, получает копии исполненных 
банком платежных поручений и 
выписки лицевых счетов, взаимодействует 
с отделом таможенных платежей, отделом 
бухгалтерского учета и контроля, 
осуществляет своевременное перечисление 
с депозита таможен денежных средств 
в установленные сроки и т.д.
 
Отдел организации таможенного 
контроля занимается разработкой и 
внедрением технологий таможенного 
контроля и таможенного оформления, 
консультирует юридических лиц 
по вопросам таможенного законодательства, 
оказывает методическую помощь таможенным 
агентам и контролирует их деятельность, 
изучает возможности и необходимость 
открытия таможенных складов, прорабатывает 
вопросы развития таможенной инфраструктуры 
таможни.
 
 Основным направлением 
в деятельности отдела статистики 
является организация комплексного 
статистического наблюдения за 
перемещением вещей через таможенную 
границу. Источниками статистической 
информации являются таможенные 
декларации.
 2.3. Пункты таможенного 
оформления
 
 Преимущественно в 
пунктах таможенного оформления 
работники оперативных отделов 
таможни выполняют свои функции.
 
 По п. 3 Положения о пунктах 
таможенного оформления, утвержденного 
постановлением Совета Министров Республики 
Беларусь от 06.08.1998 г. № 1246, пункты таможенного 
оформления — это официально установленные 
места с комплексом зданий (сооружений) 
и прилегающей к ним территорией, предназначенные 
для проведения таможенного оформления 
товаров и транспортных средств и размещения 
должностных лиц и структурных подразделений 
таможни для такого оформления.
 
 Они подразделяются 
на республиканские и ведомственные.
 
 Республиканские пункты 
таможенного оформления образуются 
решением Совета Министров Республики 
Беларусь и подразделяются на 
пограничные и внутренние. Пограничные 
размещаются на территории пропускных 
пунктов в местах пересечения товарами 
и транспортными средствами таможенной 
границы Республики Беларусь на маршрутах 
железнодорожных и автомобильных сообщений. 
Внутренние пункты размещаются на территории 
аэропортов (аэродромов), открытых для 
международных сообщений, речных портов, 
передаточных и узловых железнодорожных 
станций и в учреждениях международного 
почтового обмена.
 
 Ведомственные пункты 
таможенного оформления являются 
также внутренними, но образуются 
решением Комитета и размещаются:
 
 
 на территории складов 
временного хранения открытого 
типа;
 
 
 в иных местах размещения 
товаров и транспортных средств, 
которые находятся на временном 
хранении для их представления 
таможенному органу в целях 
проведения таможенного оформления.
 
 На территории Республики 
Беларусь расположен 51 республиканский 
пограничный пункт таможенного 
оформления, 37 республиканских внутренних 
пунктов таможенного оформления, 
а также 114 ведомственных. Из 
общего числа таких пунктов 
в Республики Беларусь в г. 
Минске расположено 19 и по Минской области 
— 27.
 
 В пунктах таможенного 
оформления может работать часть 
сотрудников оперативных отделов 
либо целиком оперативные отделы, 
непосредственно осуществляющие 
таможенный контроль, таможенное оформление, 
взимание таможенных платежей, а также 
сотрудники отдела бухгалтерского учета 
и контроля, отдела борьбы с контрабандой 
и административными таможенными правонарушениями 
для осуществления возложенных на них 
функций. Один или несколько таких пунктов, 
расположенных в одном населенном пункте, 
могут объединяться в таможенный пост, 
возглавляемый начальником, у которого 
может быть заместитель. В отличие от России 
таможенный пост в Республике Беларусь 
не выделяется в отдельную организацию 
— орган управления. Он, по существу, является 
формальным объединением лиц и, возможно, 
отделов выполняющих самостоятельные 
таможенные функции, под эгидой начальника 
поста с целью координации последним их 
деятельности. Ведь пункты таможенного 
оформления находятся на удаленном расстоянии 
от администрации таможни.