Договорно-правовое управление.
В структуру управления
входят следующие отделы:
Правового обеспечения
деятельности таможенных органов,
учета и систематизация таможенного
законодательства;
Таможенного законодательства;
По делам таможенного
союза и связям со странами
СНГ;
Международного права
и сотрудничества.
Отделом правового
обеспечения деятельности таможенных
органов, учета и систематизация
таможенного законодательства осуществлена
работа по обеспечению соблюдения
законности в деятельности таможенных
органов и контроль за правильным
применением законодательства. Сотрудниками
отдела таможенного законодательства
проведена правовая экспертиза 388 проектов
нормативно-правовых актов ГТК Республики
Беларусь, поводилась работа по представлению
интересов ГТК в государственных и иных
органах по правовым вопросам. Сотрудники
неоднократно защищали права и представляли
интересы таможенных органов в судебных
и иных органах, а также консультировали
должностных лиц по вопросам применения
законодательства. Также осуществляется
систематизация и учет нормативно-правовых
актов ГТК Республики Беларусь. Отделом
по делам таможенного союза и связям со
странами СНГ подготовлено и организовано
подписание на межправительственном уровне
двусторонних соглашений о сотрудничестве
и взаимопомощи в таможенных делах с Украиной
и др. странами. Отделом международного
права и сотрудничества велась постоянная
работа по развитию многостороннего сотрудничества
и унификации таможенного законодательства
нашей страны с международным таможенным
правом, а также укрепление двусторонних
связей с разными странами для эффективного
выполнения правоохранительной и др. функций
таможенными органами.
Управление собственной
безопасности.
14.08.1995г. был подписан
Указ Президента Республики Беларусь
«О некоторых вопросах ГТК Республики
Беларусь» который утвердил новую структуру
комитета, в частности, в составе Инспекции
по личному составу образована группа
профилактики правонарушений среди личного
состава. В 1998 г. при поддержке Государственного
секретариата Совета Безопасности Республики
Беларусь приказом Председателя ГТК от
21.07.1998г. «Об изменении штатного расписания
ГТК Республики Беларусь» утверждены
новые структура и штатное расписание
комитета, которые введены в действие
с сентября 1998г. Как результат Инспекция
по личному составу преобразована в Управление
собственной безопасности.
Основными задачами
является:
Осуществление контроля
за соблюдением должностными лицами законности
при выполнении своих прямых обязанностей;
Предупреждение, выявление,
пресечение и раскрытие преступлений
совершенные лицами при исполнении;
Защита таможенных
органов от проникновения в
их ряды преступных элементов.
В июле 1999г. таможенные
органы, в том числе и данное
управление имели право ведения оперативно-розыскной
деятельности. Это позволило повысить
эффективность борьбы с правонарушителями
[2, с.23]. Данное управление часто сотрудничает
с правоохранительными органами и нередко
бывает инициатором совместных операций.
Ведется борьба по выявлению и пресечению
противоправных действий физических лиц,
связанных с попыткой дачи взятки должностным
лицам. Главной задачей является предупредить
и пресечь совершение преступлений. Для
уменьшения преступлений со стороны таможенников,
управление внимательно относится подбору
персонала при поступлении их на службу.
Обеспечение собственной безопасности
таможенных органов – это необходимое
звено для создания благоприятных условий
в первую очередь, по защите экономической
безопасности страны.
Таможенная инспекция.
Было образовано в
1998 г. приказом Председателя ГТК
от 28.11.1998г. «О создании таможенной
инспекции и об утверждении
временного положения о таможенной
инспекции». На сегодняшний день
таможенная инспекция представляет
собой самостоятельное структурное
подразделение в системе таможенных
органов, состоящее из Таможенной
инспекции ГТК и 9 отделов таможенной
инспекции таможен. Первым документом,
регламентирующим инспекционную
деятельность подразделений таможенной
инспекции, это приказ Председателя
комитета от 28.01.1999г. «Об утверждении
Инспекции о порядке организации
и проведения поверок финансово-хозяйственной
деятельности». В соответствии
с Таможенным кодексом Республики
Беларусь на таможенные органы
возложены полномочия по организации
и проведению проверок финансово-хозяйственной
деятельности субъектов хозяйствования.
Этим занимаются Таможенная инспекция
ГТК Республики Беларусь и
отделы таможенной инспекций
таможен, это закреплено в положении
«Об утверждении типового положения
об отделе таможенной инспекции
таможни», утвержденному в мае
2000г., и положению «О Таможенной
инспекции ГТК Республики Беларусь»,
утвержденному в июле 2002г. Так
же имеется и ряд других документов закрепляющих
этот момент, например Указ Президента
Республики Беларусь от 15.11.1999г. «О некоторых
мерах по совершенствованию координации
деятельности контролирующих органов
Республики Беларусь и порядка применения
ими экономических санкций», и постановление
ГТК Республики Беларусь от 22.11.2002г. «Об
утверждении инструкции о порядке проведения
проверок финансово-хозяйственной деятельности
лиц, осуществляющих деятельность, контроль
за которой возложен на таможенные органы
Республики Беларусь». Таким образом основной
задачей инспекции является организация
проверок, направленных на выявление правонарушений
и экономических преступлений.
Контрольно-ревизионный отдел.
В 1996г. данный отдел
стал самостоятельным структурным
подразделением ГТК Республики
Беларусь, на которого возложены
функции контрольной деятельности
за подведомственными организациями.
Основные задачи это:
обеспечение всестороннего
контроля за работой таможенных органов;
выявление и пресечение
нарушений закона;
вскрытие фактов злоупотребления
должностными лицами служебного
положения;
принятие мер по
возмещению ущерба;
эффективное использование
бюджетных средств, направленных
на оплату транспортных и других
услуг.
Более активно стала
проводится работа по предотвращению
незаконных и необоснованных расходов
государственных средств. В настоящее
время существует отложенная система
организации и проведения ревизий и проверок
таможенными органами. Все усилия направлены
на выявление недостатков и нарушений
в законе.
Организационно-инспекторское
управление.
В состав входят: организационный
отдел, организационно-инспекторский
отдел и отдел документационного
обеспечения. Функциональная работа
очень многообразна: от документационного
обеспечения и контроля за исполнением
документов до координации работы структурных
подразделений комитета [1, с.219]. В задачи
входит организационное и информационное
обеспечение деятельности Председателя
комитета и его заместителей. Важной составной
частью работы – организация контроля
реализации решений, принятых руководством
комитета.
Основные направления:
организация работы
по обработке документов, поступающих
в комитет;
документальное обеспечение
подразделений;
контроль за исполнением
документов;
архивное дело.
Сотрудниками разработана
символика таможенной службы. Управление
определенно ответственно за
организацию работы по оценке
деятельности и подведению итогов
работы таможенников. На постоянной
основе ежеквартально осуществляется
подготовка материалов к заседанию
соответствующей комиссии ГТК.
2.2. Структурные подразделения
таможни
Аппарат таможен состоит
из отделов и им подобных
подразделений, дублирующих преимущественно
структурные части Комитета. Ими,
как правило, являются:
— отдел организации
таможенного контроля;
— отдел обеспечения
операций таможенного контроля;
— отдел контроля
доставки;
— отдел технических
средств таможенного контроля
и связи;
— отдел таможенных
исследований и экспертиз;
— отдел подакцизных
товаров и финансовых гарантий;
— отдел таможенных
платежей;
— отдел организации
борьбы с контрабандой и административными
таможенными правонарушениями;
— отдел таможенных
расследований;
— отдел статистики;
— юридический отдел;
— отдел дежурной
службы и информации граждан;
— отдел бухгалтерского
учета и контроля;
— отдел таможенной
инспекции;
— отдел собственной
безопасности;
— отдел кадров.
Структурными подразделениями
таможни реализуется значительная
часть функций таможни. Например,
отдел таможенных платежей обеспечивает
исполнение таможенного законодательства
Республики Беларусь, эффективное применение
таможенного тарифа, взимание и внесение
в государственный бюджет сбора за таможенное
оформление, таможенной пошлины и налога
на доходы иностранных юридических лиц
от реализации на выставках-продажах в
порядке, установленном Комитетом, в зоне
деятельности таможни, совершенствование
технологии производства операций таможенного
контроля, взаимодействует с участниками
внешнеэкономической деятельности в зоне
деятельности таможни, таможенными, банковскими,
налоговыми и иными учреждениями по вопросам
контроля за внесением в государственный
бюджет и на соответствующие счета Комитета
таможенных платежей. Данный отдел ведет
контроль поступления на счета таможни
в зоне ее деятельности таможенных платежей,
решает спорные вопросы по классификации
товара по указанию руководства таможни,
обеспечивает соблюдение установленного
порядка оформления финансовых документов,
соблюдение технологии производства операций
таможенного оформления и таможенного
контроля, а также осуществляет многие
другие функции.
Отдел подакцизных товаров
осуществляет контроль за правильностью
расчета объекта обложения налогом
на добавленную стоимость, акцизом,
сумм обеспечения уплаты таможенных
платежей и правильностью применения
ставок налога на добавленную стоимость,
акцизов, сумм обеспечения уплаты таможенных
платежей, получает копии исполненных
банком платежных поручений и
выписки лицевых счетов, взаимодействует
с отделом таможенных платежей, отделом
бухгалтерского учета и контроля,
осуществляет своевременное перечисление
с депозита таможен денежных средств
в установленные сроки и т.д.
Отдел организации таможенного
контроля занимается разработкой и
внедрением технологий таможенного
контроля и таможенного оформления,
консультирует юридических лиц
по вопросам таможенного законодательства,
оказывает методическую помощь таможенным
агентам и контролирует их деятельность,
изучает возможности и необходимость
открытия таможенных складов, прорабатывает
вопросы развития таможенной инфраструктуры
таможни.
Основным направлением
в деятельности отдела статистики
является организация комплексного
статистического наблюдения за
перемещением вещей через таможенную
границу. Источниками статистической
информации являются таможенные
декларации.
2.3. Пункты таможенного
оформления
Преимущественно в
пунктах таможенного оформления
работники оперативных отделов
таможни выполняют свои функции.
По п. 3 Положения о пунктах
таможенного оформления, утвержденного
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 06.08.1998 г. № 1246, пункты таможенного
оформления — это официально установленные
места с комплексом зданий (сооружений)
и прилегающей к ним территорией, предназначенные
для проведения таможенного оформления
товаров и транспортных средств и размещения
должностных лиц и структурных подразделений
таможни для такого оформления.
Они подразделяются
на республиканские и ведомственные.
Республиканские пункты
таможенного оформления образуются
решением Совета Министров Республики
Беларусь и подразделяются на
пограничные и внутренние. Пограничные
размещаются на территории пропускных
пунктов в местах пересечения товарами
и транспортными средствами таможенной
границы Республики Беларусь на маршрутах
железнодорожных и автомобильных сообщений.
Внутренние пункты размещаются на территории
аэропортов (аэродромов), открытых для
международных сообщений, речных портов,
передаточных и узловых железнодорожных
станций и в учреждениях международного
почтового обмена.
Ведомственные пункты
таможенного оформления являются
также внутренними, но образуются
решением Комитета и размещаются:
на территории складов
временного хранения открытого
типа;
в иных местах размещения
товаров и транспортных средств,
которые находятся на временном
хранении для их представления
таможенному органу в целях
проведения таможенного оформления.
На территории Республики
Беларусь расположен 51 республиканский
пограничный пункт таможенного
оформления, 37 республиканских внутренних
пунктов таможенного оформления,
а также 114 ведомственных. Из
общего числа таких пунктов
в Республики Беларусь в г.
Минске расположено 19 и по Минской области
— 27.
В пунктах таможенного
оформления может работать часть
сотрудников оперативных отделов
либо целиком оперативные отделы,
непосредственно осуществляющие
таможенный контроль, таможенное оформление,
взимание таможенных платежей, а также
сотрудники отдела бухгалтерского учета
и контроля, отдела борьбы с контрабандой
и административными таможенными правонарушениями
для осуществления возложенных на них
функций. Один или несколько таких пунктов,
расположенных в одном населенном пункте,
могут объединяться в таможенный пост,
возглавляемый начальником, у которого
может быть заместитель. В отличие от России
таможенный пост в Республике Беларусь
не выделяется в отдельную организацию
— орган управления. Он, по существу, является
формальным объединением лиц и, возможно,
отделов выполняющих самостоятельные
таможенные функции, под эгидой начальника
поста с целью координации последним их
деятельности. Ведь пункты таможенного
оформления находятся на удаленном расстоянии
от администрации таможни.