а) изучает тенденции 
и закономерности совершения 
таможенных правонару- шений, а потом 
разрабатывает и осуществляет мероприятия 
по повышению эффективности борьбы с ними;
 
 б) организует и принимает 
участие в оперативных мероприятиях 
по выявлению и пресечению 
административных таможенных правонарушений;
 
 г) принимает участие 
в разработке и подготовке 
нормативных актов по вопросам 
борьбы с контрабандой и административными 
правонарушениями;
 
 д) контролирует деятельность 
таможенных органов по профилактике контрабанды 
и административных таможенных правонарушений;
 
 е) принимает участие 
в разработке предложений о 
заключении международных договоров 
по таможенному регулированию 
в сфере организации борьбы 
с контрабандой и административными 
правонарушениями;
 
 и) принимает участие 
в мероприятиях по осуществлению 
международных связей с таможенными 
органами других стран по вопросам 
сотрудничества в области борьбы 
с контрабандой и административными 
правонарушениями.
 
 2. Отдел организации дознания 
по делам о контрабанде:
 
 а) разрабатывает методические 
рекомендации по организации 
и порядку
 
 производства дознания 
по делам о контрабанде;
 
 б) обобщает правоприменительную 
практику дознания по делам 
о контрабанде, разрабатывает 
и представляет предложения по 
ее совершенствованию;
 
 в) осуществляет контроль 
за организацией дознания в таможенных 
органах и соблюдения законности при производстве 
по данной категории дел;
 
 г) принимает меры 
к устранению причин и условий, 
порождающих нарушение прав и 
законных интересов граждан, в 
связи с производством дознания 
по делам о контрабанде.
 
 3. Группа организации 
производства по делам об административных 
таможенных правонарушениях:
 
 а) разрабатывает рекомендации 
по порядку производства;
 
 б) осуществляет контроль 
за организацией и соблюдением законности 
при производстве по делам об административных 
таможенных правонарушениях в таможенных 
органах;
 
 в) обобщает правоприменительную 
практику, разрабатывает и представляет 
предложения по ее совершенствованию;
 
 г) рассматривает жалобы 
и протесты на постановления 
таможенных органов по делам 
об административных таможенных 
правонарушениях;
 
 д) принимает меры к устранению 
причин и условий, порождающих нарушение 
прав и законных интересов граждан.
 
Управление развития таможенной 
инфраструктуры.
 
 Через нашу территорию 
проходят 2 из 10 основных трансъевропейских 
коридоров. Торговые и пассажирские 
пути обеспечиваются современной 
таможенной инфраструктурой, создание 
и совершенствование которой 
координирует данное управление. 
Необходимость создания управления 
появилось с образования ГТК 
(сентябрь 1991 г.). Для защиты экономического 
суверенитета и безопасности 
было нужно обустроить пограничные 
пункты таможенного оформления, 
поэтому было создано Управление 
капитального строительства. В 
составе 2 отдела: отдел организации 
проектирования и строительства, 
отдел эксплуатации. Одновременно 
формировались структурные подразделения 
на таможнях, на которых возлагались 
функции по строительству и 
эксплуатации объектов таможенной 
инфраструктуры. После выполнения 
задачи, управление было реорганизовано. 
Кроме проектирования, строительства 
и эксплуатации объектов таможенной 
инфраструктуры, на нее была возложена 
функция и по созданию форменной 
одежды. Затем изменилось и название 
управления. В состав были включены:
 
 1) Отдел организации проектирования 
и строительства; 
 
 2) Отдел эксплуатации;
 
 3) Отдел материально-технического 
снабжения;
 
 4) Документационный отдел;
 
 5) Группа вооружения;
 
 6) Дежурная служба. 
 
 В последующем документационный 
отдел, группа вооружения, дежурная 
служба были переподчинены другим 
управлениям [3]. В 1999 г. Управление разработало 
комплексную программу развития приграничной 
инфраструктуры Республики Беларусь, 
которая одобрена постановлением Совета 
Министров Республики Беларусь от 14 апреля 
1999 г., она предусматривает развитие всех 
элементов инфраструктуры в соответствии 
с международными требованиями и определяет 
необходимые капиталовложения, конкретные 
сроки строительства и реконструкции 
объектов, обеспечивающих перемещение 
грузов и пассажиров через границу. Создание 
современной приграничной таможенной 
инфраструктуры позволило обеспечить 
надежность и полноту сбора платежей и 
осуществление роста их поступлений в 
бюджет, повышение эффективности противодействия 
контрабанде и иным нарушениям, закрепить 
транзит через нашу территорию, что способствует 
укрепления нашей экономики. Другие важные 
направления деятельности управления 
– эксплуатация таможенных объектов, 
обеспечение транспортными средствами 
для оперативных и др. мероприятий, а также 
материальное обеспечение таможенных 
органов. В соответствии с постановление 
Совета Министров Республики Беларусь 
«Об обеспечении работников таможенной 
службы республики форменной и специальной 
одеждой и обувью» были разработаны и 
утверждены нормативные документы ГТК 
в этой области [16]. Сотрудники каждого 
управления имеют свою отличающуюся форменную 
одежду. 
 
Управление информационных 
технологий, таможенной статистики и 
анализа.
 
 Техническая поддержка 
основных направлений деятельности 
таможенной службы была организована 
с первых дней ее образования. 
Сначала это был сбор и обработка 
первых электронных копий грузовых 
таможенных деклараций, создание 
первых локальных вычислительных 
сетей и автоматизированных рабочих мест, 
затем формирование государственной таможенной 
статистики внешней торговли в целях обеспечения 
высших органов власти информацией о состоянии 
внешней торговли нашей страны. Все новшества 
отразились и в изменениях штатного расписания 
таможенного комитета. В 1998 управление 
было переименовано из технического, в 
управление статистики и информационных 
технологий. Именно в этот период создавались 
локальные вычислительные сети. В связи 
с этим изменилось и деятельность управления. 
Основное внимание стало уделяться совершенствованию 
информационных технологий и использованию 
высокотехнологических средств таможенного 
контроля. Это было отражено в структуре 
самого управления. Приказом Председателя 
комитета с 31.01.2002 г. было переименовано 
в Управление информационных технологий, 
таможенной статистики и анализа. В структуре 
определены 3 отдела: таможенной статистики 
и анализа, информационных технологий 
и информационной безопасности, средств 
связи и технических средств таможенного 
контроля [32, с.12]. 
 
 Основные задачи управления: 
 
 
 организация разработки 
и проведения единой политики 
в системе таможенных органов; 
 
 
 проведение единой 
технической политики в целях 
таможенного дела при использовании 
новейших технологий; 
 
 
 организация мероприятий 
по обеспечению защиты информации 
в автоматизированных информационных 
системах; 
 
 
 представление данных 
таможенной статистики республиканским 
органам гос. управления [14]. 
 
 За все время существования 
была проделана большая работа, 
т.е.: действующая в таможенных 
органах Единая автоматизированная 
информационная система обеспечивает 
сбор, контроль и передачу значительных 
объемов таможенной информации, 
что позволяет получать достоверные 
данные, для облегчения работы 
и своевременного выявления незаконных 
действий. 
 
Управление кадров и подготовки 
личного состава таможенных органов.
 
 В 1992 г. в структуре 
комитета был создан отдел 
кадров, который уже в 1993 г. 
был переименован в управление. 
Оно занимается не только организационно-штатными 
мероприятиями и подготовкой 
кадров, но ведет работу по 
формированию нормативной базы, 
которая определяет правовой 
статус должностных лиц таможенных 
органов, их права и обязанности 
и др. Была разработана Концепция 
кадровой политики таможенной 
службы, которая определила основные 
направления деятельности управления, 
являющиеся основными и сегодня. 
Реализация задач возложена на 
отделы, которые находятся на 
рабочих местах (таможнях) и под 
руководством управления они 
осуществляют: 
 
 
 Переподготовку лиц 
в первые принятых на службу;
 
 
 Повышение квалификации 
должностных лиц;
 
 
 Организацию учебного 
процесса на факультете таможенных 
органов при Институте национальной 
безопасности Республики Беларусь;
 
 
 Переподготовку должностных 
лиц по специальности «оперативно-розыскная 
деятельность таможенных органов»;
 
 
 Организация и проведение 
квалификационных экзаменов для 
лиц впервые поступающих на 
гос. службу [15]; 
 
 
 Обучение перспективного 
кадрового резерва [18]. 
 
 Профессиональная подготовка 
носит непрерывный характер. Учитывая 
возрастающие требования к качеству 
подготовки специалистов таможенных 
органов, постоянно вносятся изменения 
в учебно-тематический план обучения, 
активно внедряются в учебный 
план видеоматериалы. Обучение всегда 
неразрывно связано с воспитательным 
процессом. Серьезное внимание 
при подготовки должностных лиц уделяется 
вопросам идеологического характера. 
Ведется постоянная работа по формированию 
чувства патриотизма, преданности Родине 
и ее народу, верности таможен- ной службе 
и профессиональной этики. Одним из направлений 
деятельности управления является спортивно-массовая 
и физкультурно-оздоровительная работа, 
направленная на развитие огневой подготовки, 
формирование здорового образа жизни 
и укрепление здоровья сотрудников. В 
соответствии с Указом Президента Республики 
Беларусь от 8 апреля 2004 г. №180 «Вопросы 
Белорусского физкультурно-спортивного 
общества «Динамо» Государственный таможенный 
комитет Республики Беларусь совместно 
с др. правоохранительными органами является 
соучредителем названного общества». 
Постоянно уделяется внимание вопросу 
совершенствования организационно-кадровой 
структуры и оптимизации численности 
таможенных органов. С 1.08.2002 г. в систему 
таможенных органов входят ГТК и 13 таможен. 
Сегодня в управлении трудятся отличные 
специалисты успешно реализующие поставленные 
задачи.
 
Финансово-экономическое 
управление.
 
 В соответствии с 
постановлением Совета Министров 
Республики Беларусь от 27.02.1992 г. 
было создано данное управление. 
В состав входили 3 отдела: планово-финансовый, 
бухгалтерского учета и отчетности 
и контрольно-ревизионный. При 
изменении структуры ГТК в 
1998 г. Экономическое управление 
было преобразовано в Финансово-экономическое 
управление, состоящее из планово-финансового 
отдела и отдела бухгалтерского 
учета и отчетности. 
 
 Задачи: 
 
 
 Финансирование таможенных 
органов для развития и содержания 
таможенной инфраструктуры; 
 
 
 Проведение экономической 
политики, направленной на обеспечение 
эффективной деятельности; 
 
 
 Проведение мероприятий 
по эффективному использованию 
финансовых и материальных ресурсов. 
 
 Функции:
 
 
 Осуществляет методическое 
руководство по вопросам финансирования 
и организации бухгалтерского 
учета, обеспечивает постоянное 
совершенствование учета и отчетности; 
 
 
 Участвует в работе 
по составлению прогнозируемых 
данных бюджета Республики Беларусь 
и программы экономического и 
социального развития таможенных 
органов; 
 
 
 Разрабатывает и вносит 
предложения по совершенствованию 
условий оплаты труда и социальной 
защите сотрудников; 
 
 
 Осуществляет контроль 
за поступлением доходов от деятельности 
таможенных органов и др. [29, с.58]. 
 
 В управлении проводится 
работа по организации и совершенствованию 
единой автоматизированной системы 
управления административно-хозяйственной 
деятельности таможенных органов 
на основе программного комплекса 
«Галактика». Совершенствуется подготовка 
н.п.а. таможенных органов по 
вопросам финансирования и иным 
вопросам входящим в их компетенцию. Приняты 
нормативно-правовые акты по учету бланков 
строгой отчетности, по учету и хранению 
драгоценных металлов и др. И как вывод 
от результатов работы этого управления 
зависит жизнеобеспечение всех управлений 
и таможен, развитие таможенной инфраструктуры.
 
Управление тарифного 
регулирования и таможенных платежей.
 
 В его структуру 
входят 4 отдела: методологии таможенных 
платежей, методологии взыскания 
таможенных платежей, тарифного 
регулирования и методологии 
таможенной стоимости, товарной 
номенклатуры внешнеэкономической 
деятельности. 
 
 Задачи: 
 
 
 Создание четкого и 
понятного порядка акцизных марок; 
 
 
 Создание эффективной 
системы взыскания таможенной 
задолженности;
 
 
 Осуществление контроля 
и анализа поступивших в бюджет 
таможенных платежей;
 
 
 Достижение максимального 
удобства при пользовании нормативно 
правовой базой по таможенным 
вопросам и др. 
 
 Цели: 
 
 
 Снижение налоговой 
нагрузки;
 
 
 Совершенствование налогооблагаемой 
базы;
 
 
 Упрощение порядка 
исчисления и уплаты таможенных 
платежей и др. 
 
 С целью упрощения 
процедуры таможенного оформления 
товаров в части уплаты таможенных 
платежей была разработана Инструкция 
о порядке исчисления, уплаты 
и контроля за уплатой таможенных сборов 
за таможенное оформление, утвержденная 
постановлением ГТК Республики Беларусь 
от 11 мая 2005 г., которая сегодня является 
единственным комплексным нормативно-правовым 
актом, регламентирующим порядок исчисления 
таможенных платежей. Управление работает 
по совершенствованию законодательства, 
связанного с поведением экономических 
санкций за нарушение установленных правил 
в сфере таможенного дела. Установленные 
Указом Президента Республики Беларусь 
от 7 мая 2003 г. № 185 экономические санкции 
перестали в полной мере соответствовать 
принципам разумности и соразмерности, 
и во многих случаях порождает жалобы 
со стороны субъектов предпринимательской 
деятельности, допустивших нарушение. 
В связи с этим был разработан Указ Президента 
Республики Беларусь «О дополнительных 
мерах по регулированию налоговых отношений» 
[31]. Управление постоянно совершенствует 
законодательство по вопросам классификации 
товаров. Принятие постановления ГТК от 
18 июля 2002 г. «О классификации товаров 
в соответствии с Товарной номенклатурой 
внешнеэкономической деятельности Республики 
Беларусь» позволяет сделать работу таможенных 
органов нашей страны более прозрачной. 
Управление принимает активное участие 
в разработке законодательных актов Республики 
Беларусь, по совершенствованию мер таможенного 
тарифного регулирования внешнеэкономической 
деятельности.