Единообразие применения 
таможенного законодательства всеми 
таможенными органами на территории 
Республики Беларусь;
 
 
 Информирование по 
вопросам таможенного регулирования 
и иным вопросам, входящим в 
компетенцию таможенных органов 
(гл. 2 ст.9 ТК);
 
 
 Консультирование таможенными 
органами по вопросам таможенного 
регулирования и иным вопросам, 
входящим в их компетенцию;
 
 
 Проведение таможенной 
статистики внешней торговли 
Республики Беларусь;
 
 
 Принятие меры по 
защите прав интеллектуальной 
собственности, принимаемые таможенными 
органами при таможенном оформлении 
товаров;
 
 
 Защита прав и свобод 
человека при прохождении таможенных 
процедур;
 
 
 Сбор таможенных платежей;
 
 
 Создание упрощенной 
процедуры прохождения таможенного 
осмотра без допущения послаблений 
в эффективности их работы;
 
 
 Создание необходимых 
условий для эффективной работы 
служащим таможенных органов 
на местах осуществления своих 
должностных обязанностей.
 
 Как каждый орган 
государственного управления ГТК 
Республики Беларусь имеет специфические 
функции. В соответствии со 
ст. 313 Таможенного кодекса Республики 
Беларусь основные функции это:
 
 
 Осуществление таможенного 
оформления и таможенного контроля, 
создание условий для ускорения 
товарооборота через таможенную 
границу; 
 
 
 Взимание таможенных 
платежей, контроль правильности 
их исчисления и своевременности 
уплаты, принятие мер по принудительному 
их взысканию;
 
 
 Обеспечение соблюдения 
порядка перемещения товаров 
через границу; 
 
 
 Обеспечение в пределах 
своей компетенции защиты прав 
интеллектуальной собственности;
 
 
 Ведение борьбы с 
контрабандой, административными правонарушениями, 
пресечение незаконного оборота 
наркотических средств, оружия, культурных 
ценностей, радиоактивных веществ, 
видов животных и растений, находящихся 
под угрозой исчезновения, объектов 
интеллектуальной собственности, 
а также оказание содействия 
в борьбе с международным терроризмом 
и пресечении незаконного вмешательства 
в аэропортах Республики Беларусь 
в деятельность международной 
гражданской авиации; 
 
 
 Осуществление в пределах 
своей компетенции налоговый, 
валютный, экспортный и иные виды 
контроля, которые предоставлены 
законом; 
 
 
 Ведение таможенной 
статистики внешней торговли 
Республики Беларусь и специальную 
таможенную статистику; 
 
 
 Обеспечение выполнения 
международных обязательств Республики 
Беларусь, осуществления сотрудничества 
с таможенными и иными компетентными 
органами иностранных государств, 
международными организациями, занимающимися 
вопросами таможенного дела; 
 
 
 Осуществление информирования 
и консультирования по вопросам 
таможенного регулирования и 
иным вопросам, входящим в их 
компетенцию; 
 
 
 Осуществление подготовки, 
переподготовки и повышения квалификации 
должностных лиц таможенных органов; 
 
 
 Проведение научно-исследовательских 
работы в области таможенного дела;
 
 
 Участвуют в разработке 
таможенной политики Республики 
Беларусь и реализуют эту политику; 
 
 
 Защищают экономические 
интересы Республики Беларусь; 
 
 
 Обеспечивают в пределах 
своей компетенции экономическую 
безопасность, являющуюся экономической 
основой суверенитета Республики 
Беларусь; 
 
 
 Реализуют единую финансово-хозяйственную 
политику, развивают материально-техническую 
и социальную базу таможенных 
органов, создают необходимые 
условия труда для работников 
этих органов.
 
 Исходя, из этого, можно 
сформулировать основное направление 
деятельности ГТК Республики 
Беларусь: повысить эффективность 
таможенного администрирования 
и создать благоприятные условия 
для работы участников внешнеэкономической 
деятельности, за счет повышения 
качества предоставляемых услуг. 
 
 Для этого применяются 
следующие инструменты: 
 
 
 упрощение и автоматизацию 
таможенных процедур (предварительное 
декларирование; 
 
 
 оформление временных 
грузовых таможенных деклараций; 
 
 
 “зеленые” и “красные” 
коридоры для физических лиц; 
 
 
 подача грузовых таможенных 
деклараций в электронном виде);
 
 
 создание приграничной 
инфраструктуры, обеспечивающей условия 
для пропуска потоков грузов 
и пассажиров на уровне общеевропейских 
требований.
 2. Организационно – правовой 
механизм таможенной деятельности 
Республики Беларусь.
 2.1. Организационная структура 
Государственного Таможенного комитета 
Республики Беларусь.
 
 ГТК Республики Беларусь 
является Центральным таможенным 
органом, который направляет, координирует 
и контролирует деятельность 
всех таможенных органов республики. 
Он имеет право издавать нормативно-правовые 
акты по таможенным вопросам, 
обязательные для исполнения 
всеми таможенными органами, предприятиями, 
учреждениями, организациями страны, 
независимо от форм собственности 
и подчиненности, а также должностным 
лицами и гражданами. ГТК Республики 
Беларусь, наделен полномочиями на создание, 
реорганизацию и ликвидацию таможен (по 
согласования с Президентом Республики 
Беларусь). В центральный аппарат ГТК входят: 
Председатель, 4 его заместителя, в том 
числе и один первый зам., назначаемые 
Президентом Республики Беларусь. Для 
детального изучения и рассмотрения наиболее 
важных вопросов таможенного дела образуется 
коллегия, состоящая из 9 человек [19]. Структурные 
подразделения ГТК формируются в зависимости 
от направленности деятельности таможенных 
органов. 
 
 В структуру входят: 
 
 
 Управление организации 
таможенного контроля;
 
 
 Управление организации 
борьбы с контрабандой и административными 
таможенными правонарушениями; 
 
 
 Управление развития 
таможенной инфраструктуры; 
 
 
 Управление информационных 
технологий, таможенной статистики 
и анализа;
 
 
 Управление кадров 
и подготовки личного состава 
таможенных органов; 
 
 
 Финансово-экономическое 
управление; 
 
 
 Управление тарифного 
регулирования и таможенных платежей; 
 
 
 Договорно-правовое управление; 
 
 
 Управление собственной 
безопасности;
 
 
 Таможенная инспекция; 
 
 
 Контрольно-ревизионный 
отдел; 
 
 
 Организационно-инспекторское 
управление.
 
 
 Управление организации 
таможенного контроля.
 
 В 1993 году стало самостоятельным 
комитетом. Согласно штатному 
расписанию центрального аппарата 
комитета с января 1994 года Управление 
включало в себя 3 отдела: Таможенного 
контроля, Таможенных режимов, Отдел 
инфраструктуры и автоматизированных 
систем таможенного контроля. 
 
Управление организации 
таможенного контроля.
 
 Основные задачи:
 
 
 Защита экономических 
интересов Республики Беларусь;
 
 
 Обеспечение исполнения 
таможенного законодатева;
 
 
 Совершенствование таможенного 
оформления и операций таможенного 
контроля для ускорения товарооборота 
и пассажирооборота через границу;
 
 
 Содействие в осуществлении 
мер государственного регулирования 
внешнеэкономической деятельности;
 
 
 Содействие развитию 
внешнеэкономических связей Республики 
Беларусь и др. 
 
 Все они направлены 
на достижение единой цели 
– защиты экономических интересов 
нашей страны. Сегодня управление 
ведет направленную работу над 
разработкой нормативно-правовых 
актов, которые совершенствуют 
порядок таможенного оформления 
и контроля товаров, перемещаемых 
юридическими и физическими лицами 
через таможенную границу [3, с. 
68]. Как результат – улучшение 
таможенного порядка и контроля 
товаров, например:
 
 
 для экспортеров и 
производителей продукции упрощен 
порядок таможенного оформления 
и контроля перемещаемых ими товаров 
с возможностью таможенного оформления 
товаров в выходные и праздничные дни 
[21];
 
 
 для упрощения прохождения 
таможенной границы физическими 
лицами и сокращения таможенных 
формальностей введена система 
«красных» и «зеленых» коридоров; 
 
 
 Использование современных 
технологии (видеонаблюдение, автоматическое 
считывания номеров автомобилей;
 
 
 Разработана Концепция 
и Комплексная программа развития 
инфраструктуры автодорожных пунктов 
пропуска на период 2006-2015 гг., а 
также ряд проектов по вопросам 
приграничного сотрудничества с 
определенными странами; 
 
 
 Разработана и действует 
эффективная система экспортного 
контроля, объектами которой являются 
специфические товары (работы, услуги); 
 
 
 Продолжается работа 
по совершенствования валютного 
контроля. 
 
 Сейчас работа направлена 
на дальнейшее совершенствование 
технологий таможенного оформления 
и контроля, сокращение времени 
на осуществление таможенных 
процедур и упрощение их прохождения, 
создание предпосылок к устойчивому 
росту транзитных перевозок и 
товарообороту через Республику 
Беларусь, введение процедуры декларирования 
товаров и транзитных средств 
в электронной форме [13].
 
Управление организации 
борьбы с контрабандой и административными 
таможенными правонарушениями.
 
 В соответствии с 
Приказом Государственного таможенного 
комитета Республики Беларусь "Об 
утверждении положения об управлении 
организации борьбы с контрабандой 
и административными таможенными 
нарушениями" следует статья 1 
данного приказа, что: данное 
управление является структурным 
подразделением ГТК Республики 
Беларусь [22]. Оно несет ответственность 
за состояние организации борьбы 
с контрабандой и административными 
таможенными правонарушениями на 
территории Республики Беларусь. 
Оно руководствуется в своей деятельности 
законами Республики Беларусь, иными решениями 
Верховного Совета Республики Беларусь 
и его Президиума, постановлениями и распоряжениями 
Совета Министров Республики Беларусь, 
Положением о ГТК Республики Беларусь, 
настоящим Положением и другими нормативными 
актами (ст. 2. Приказа от 22.03.1993 №76-ОД). Управление 
осуществляет свою деятельность во взаимодействии 
с др. структурными подразделениями ГТК 
Республики Беларусь, таможенными органами 
Республики Беларусь и другими правоохранительными 
органа ми.
 
 Задачи:
 
 
 организация борьбы 
с контрабандой и административными 
таможенными правонарушениями, пресечение 
незаконного оборота наркотических 
средств и психотропных веществ, 
оружия, предметов культурного и 
исторического наследия Республики 
Беларусь и других объектов, охраняемых 
государством;
 
 
 оказание содействия 
специальным органам в борьбе 
с международным терроризмом 
и организованной преступностью;
 
 
 обеспечение исполнения 
таможенного законодательства по 
делам об административных таможенных 
правонарушениях и дознания по 
делам о контрабанде;
 
 
 сотрудничество с правоохранительными 
и иными компетентными органами 
по вопросам борьбы с таможенными 
правонарушениями и др.
 
 Управление в соответствии 
с возложенными на него задачами:
 
 
 разрабатывает и осуществляет 
мероприятия по организации и 
повышению эффективности борьбы 
с контрабандой и административными 
таможенными правонарушениями;
 
 
 организовывает ведение 
производства по делам об административных 
таможенных правонарушениях и 
дознания по делам о контрабанде 
в таможенных органах Республики 
Беларусь;
 
 
 изучает, анализирует 
и оценивает состояние борьбы 
с таможенными правонарушениями 
с целью прогнозирования оперативной 
обстановки и своевременной ориентации 
отделы по борьбе с контрабандой 
и административными таможенными 
правонарушениями таможен;
 
 
 контролирует правильность 
и единообразие применения таможенными 
органами Республики Беларусь 
действующего законодательства;
 
 
 участвует совместно 
с другими структурными подразделениями 
ГТК Республики Беларусь в 
подготовке нормативно-правовых 
актов по вопросам таможенного 
регулирования;
 
 
 представляет ГТК Республики 
Беларусь в министерствах, ведомствах 
и организациях при рассмотрении 
вопросов, входящих в ее компетенцию;
 
 
 готовит предложения 
для руководства ГТК Республики 
Беларусь по вопросам планирования 
и организации борьбы с контрабандой 
и административными таможенными 
правонарушениями;
 
 
 организовывает взаимодействие 
с правоохранительными органами 
в борьбе с международным терроризмом 
и организованной преступностью;
 
 
 разрабатывает и внедряет 
перспективные методы и средства 
борьбы.
 
 В состав Управления 
входят:
 
 
 Оперативно-аналитический 
отдел;
 
 
 Отдел организации 
и дознания по делам о контрабанде;
 
 
 Группа организации 
производства по делам об административных 
таможенных правонарушениях.
 
 Функции отделов: 1. Оперативно-аналитический 
отдел: