Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при защите прав интеллектуальной собственности. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать понятие интеллектуальной собственности;
- рассмотреть основные институты интеллектуальной собственности;
- изучить систему российского законодательства об охране интеллектуальной собственности;
- раскрыть понятие всемирной организации интеллектуальной собственности;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению права интеллектуальной собственности в РФ 8
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 8
1.2 Основные институты права интеллектуальной собственности 16
1.3 Система российского законодательства об охране права интеллектуальной собственности 29
2. Соблюдение и защита прав интеллектуальной собственности в РФ и в мире 48
2.1 ВОИС и международная охрана интеллектуальной собственности 48
2.2 Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности в РФ 54
2.3 Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией 76
3. Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.1 Необходимость повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.2 Методы повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 90
4. безопасность перехода на инновационный путь развития 97
Заключение 116
Список используемой литературы 118

Вложенные файлы: 1 файл

Защита интеллектуальной собственности.rtf

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Весьма дискуссионным является вопрос о том, сохранило ли свою юридическую силу Положение о фирме, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Данное Положение невелико по объему и состоит всего из 14 статей. Не подлежит сомнению тот факт, что ряд из них полностью или частично утратил силу в связи с тем, что эти статьи вошли либо в прямое противоречие с принятыми позднее актами, либо утратили актуальность по причине изменения организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. Однако для вывода о том, что Положение о фирме вообще прекратило свое действие, как представляется, нет оснований. В условиях отсутствия специального закона о фирменных наименованиях и неурегулированности целого ряда вопросов в ГК РФ было бы нелепо отбрасывать в сторону нормативный акт, содержащий многие важные правовые предписания, вполне пригодные для практического применения в современных условиях. Таковыми являются, в частности, нормы, раскрывающие хотя бы в общем виде структуру и содержание фирмы, указывающие более детально, чем ГК РФ, на права фирмовладельцев, определяющие условия их передачи другим лицам и т. д.

Нельзя сбрасывать со счетов и еще два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, в официальном порядке Положение о фирме не отменено, что весьма затрудняет бесспорное определение момента утраты им силы. Во-вторых, хотя вновь принятое законодательство и устанавливает необходимость специальной регистрации фирменного наименования как условие приобретения исключительного права на него, система такой регистрации до сих пор отсутствует, и неизвестно, когда она будет реально введена. Поэтому до настоящего времени право на фирму возникает в явочном порядке, что именно и предусматривается Положением о фирме 1927 г. Переход к регистрационной системе неизбежно породит множество вопросов относительно того, за кем должны закрепляться права на дальнейшее пользование фирменными наименованиями, которые уже давно параллельно применяются в хозяйственной практике разными предпринимателями. Решать эти вопросы можно будет, лишь опираясь на нормы, закрепленные Положением о фирме 1927 г.

Таким образом,  Положение о фирме 1927 г. продолжает оставаться (конечно, в соответствующей части) действующим правовым актом, и необходим цивилизованный, продуманный переход от него к будущему закону о фирменных наименованиях.

Содержащиеся в названных выше законах положения дополняются подзаконными актами, принятыми в их развитие Правительством РФ, Патентным ведомством РФ, а также некоторыми другими органами государственного управления. Ими более детально регламентируются вопросы составления, подачи и рассмотрения заявок, обжалования принятых по заявкам решений, уплаты патентных пошлин и т.д.

Судебная практика по спорам, связанным с использованием фирменных наименований и товарных знаков, в Российской Федерации до самого последнего времени фактически отсутствовала. В этой связи ни Верховным Судом РФ, ни Высшим Арбитражным Судом РФ пока еще не принято руководящих постановлений по данному вопросу. Известный интерес имеют, однако, рекомендации совещаний по судебно-арбитражной практике, а также экспертная практика Патентного ведомства РФ, которые хотя и не являются источниками права, но показывают, как применяются нормы патентного права в реальной жизни [1].

Наконец, большое значение в рассматриваемой области имеют положения международных конвенций, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации. Действия РФ, направленные на признание правопреемства России в отношении международных обязательств

Советского Союза, обеспечили участие РФ практически во всех основных международных договорах, прямо посвященных или затрагивающих вопросы международно-правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Российская Федерация в время участвует в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Мадридском соглашении о международной регистрации знаков, и Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков [47, 112-116c].

 

4. Система законодательства об охране нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности

Законодательство, определяющее правовой режим нетрадиционных объектов права интеллектуальной собственности, образует ряд иных институтов российского гражданского права, каждый из них имеет свою систему источников. В иерархии нормативных актов, посвященных научным открытиям, высшее место занимает раздел «Право на открытие» ГК РСФСР 1964 г. Однако, как уже отмечалось, содержащиеся там нормы лишь констатируют, что открытие относится к числу охраняемых объектов, указывают на права автора, возможность перехода некоторых из них по наследству и судебный порядок разрешения споров об авторстве.

Основным нормативным актом, раскрывающим понятие и признаки открытия, порядок оформления прав на него, содержание этих прав и иные важнейшие вопросы, продолжает оставаться Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденное Советом Министров СССР 21 августа 1973 г. В связи с принятием в 1992 г. Патентного закона РФ, а также ряда других нормативных актов многие нормы данного Положения автоматически утратили силу. Это, однако, не коснулось правил, посвященных открытиям, которые хотя и не применяются сейчас на практике, но формально сохраняют свою юридическую силу [26].

Следует отметить, что 7 марта 1978 г. странами--участницами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в Женеве был принят Договор о международной регистрации научных открытий. Настоящий Договор дает определение научного открытия, указывает на критерии его охраноспособности, вводит международную регистрацию открытий непосредственно Международным бюро ВОИС, а также закрепляет принцип свободного использования открытий. Однако Женевский договор так и не вступил в силу.

Российское законодательство об охране служебной и коммерческой тайны в настоящее время представляет собой совокупность статей, которые содержатся в различных правовых актах, посвященных в целом регулированию иных общественных отношений. Центральной из них является ст. 139 ГК РФ, содержащая определение служебной и коммерческой тайны, раскрывающая условия признания ее самостоятельным объектом правовой охраны и указывающая на основные юридические средства защиты прав ее обладателя. С принятием ГК РФ фактически прекратила свое действие ст. 151 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая была посвящена решению этих же вопросов [7, ст. 15].

Основным нормативным актом, посвященным правовой охране топологий интегральных микросхем, является Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г. В связи с тем, что топология ИМС рассматривается в качестве самостоятельного объекта, отличного от объектов, охраняемых авторским и патентным правом. Закон включает нормы, регулирующие все виды гражданских и иных отношений, возникающих по поводу создания и использования топологий. Данное положение, конечно, не исключает того, что в рассматриваемой сфере могут применяться общие нормы гражданского права, а по вопросам, для которых специфика охраняемого объекта не имеет существенного значения, и некоторые правила авторского и патентного права.

Важное значение для разрешения вопросов, связанных с охраной ранее созданных топологий, имеет постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г.

Российская Федерация участвует также в подписанном 26 мая 1989 г. в Вашингтоне Договоре об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, который, однако, не вступил в действие.

Правовая охрана селекционных достижений обеспечивается Законом РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. [13].   Указанный Закон раскрывает понятие, признаки и виды охраняемых законом селекционных достижений, общий порядок оценки их охраноспособности, исключительные права патентообладателей и авторов селекционных достижений, ответственность за их нарушения и т. д. Положения Закона развиты в ряде других законодательных актов, в частности в Законе РФ «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г., а также подзаконных актов, принятых Правительством РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений. В 1997 г. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об охране новых сортов растений от 2 декабря 1961 г. и вступила в международный союз по охране новых сортов растений, учрежденный этой Конвенцией.

Таким образом, сфера централизованного государственного регулирования рационализаторской деятельности сейчас сузилась до предоставления предприятиям и организациям свободы в решении всех основных вопросов, касающихся рационализации, и принятия на этот счет рекомендательных правил. Поэтому хотя Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973г., а также дополняющие и развивающие его иные подзаконные акты, принятые в 70-80-е годы, формально не отменены, но фактически утратили свое обязательное значение [47, 120- 125с].

 

2. Соблюдение и защита прав интеллектуальной собственности в РФ и в мире

 

2.1 ВОИС и международная охрана интеллектуальной собственности

 

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций. Ее деятельность посвящена развитию сбалансированной и доступной международной системы интеллектуальной собственности (ИС), которая обеспечивает вознаграждение за творческую деятельность, стимулирует инновации и вносит вклад в экономическое развитие, соблюдая при этом интересы общества.

ВОИС была создана Конвенцией ВОИС в 1967 г. и получила мандат от своих государств-членов на содействие охране ИС во всем мире путем сотрудничества между государствами во взаимодействии с другими международными организациями. Штаб-квартира Организации находится в Женеве, Швейцария [21].

Стратегическая направленность и деятельность. Видение ВОИС состоит в том, что ИС является важным инструментом экономического, социального и культурного развития всех стран. Это обуславливает предназначение ВОИС - содействовать эффективному использованию и охране ИС во всем мире. Стратегические цели изложены в четырехлетнем Среднесрочном плане и подробнее раскрываются в документе, содержащем двухлетние Программу и бюджет [58].

Программа и бюджет на 2006-2007 гг. определяют следующие пять стратегических целей:

  • Содействие развитию культуры ИС;
  • Включение ИС в политику и программы национального развития;
  • Разработка международных законов и норм в области ИС;
  • Оказание качественных услуг в рамках глобальных систем охраны в области ИС; и
  • Повышение эффективности процесса управления и вспомогательных процессов в ВОИС

Ключевые задачи и программная деятельность ВОИС полностью направлены на достижение этих целей. Деятельность ВОИС осуществляется в рамках стратегической структуры, заложенной в документе, посвященном двухлетней Программе и бюджету, и обусловлена потребностями государств-членов. В широком плане они подразделяются на следующие области.

Разработка международных законов и норм в области ИС

ВОИС отвечает за содействие прогрессивному развитию и гармонизации законодательства, норм и процедур в области ИС в государствах-членах. Кроме того, это включает разработку международных законов и договоров в отношении патентов, товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний, а также авторского права и смежных прав. ВОИС в контакте с государствами-членами также работает над изучением вопросов ИС в области традиционных знаний, традиционных выражений культуры и генетических ресурсов. 

ВОИС выполняет административные функции: 24 международных договоров (16 в области промышленной собственности, 7 в области авторского права, плюс конвенция, учреждающая ВОИС).

Оказание глобальных услуг в области охраны ИС. ВОИС осуществляет администрацию платных услуг на основе международных соглашений, которые позволяют пользователям в государствах-членах подавать международные заявки на выдачу патентов (РСТ) и международную регистрацию товарных знаков (Мадридская система), образцов (Гаагская система) и наименований мест происхождения (Лиссабонская система).

ВОИС осуществляет администрацию четырех систем классификации в области ИС, которые организуют массив информации в отношении изобретений, товарных знаков и промышленных образцов в снабженные указателями и управляемые структуры, облегчающие поиск.

Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству предлагает предприятиям и отдельным лицам услуги по урегулированию споров, включая расширяющуюся область споров в области доменных имен в Интернете.

Поощрение использования ИС для целей экономического развития.

ВОИС осуществляет широкий спектр программ, направленных на повышение эффективности использования ИС развивающимися странами в качестве инструмента экономического развития. Программы включают оказание технической и юридической помощи в поддержку инициатив государств-членов, направленных на улучшение их правовой, институциональной и кадровой структуры, а также проведение экономических исследований и деятельности в целях содействия развитию инноваций.

Содействие лучшему пониманию ИС. ВОИС создает и распространяет широкий спектр материалов для выхода на широкую публику. Это имеет целью содействие творческой деятельности и инновациям, а также совершенствованию понимания методов охраны и получению преимуществ за счет использования ИС. Семинары и информационная продукция также направлены на специфические группы, в частности авторов, малые и средние предприятия, исследовательские учреждения и разработчиков политики. Другие мероприятия по повышению осознания содействуют усилиям государств-членов в области защиты прав ИС.

Информация о работе Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков