Товарные знаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности правовой природы использования товарного знака и распоряжения исключительным правом на товарный знак, её значимости среди общества и для государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Общие теоретические аспекты исключительного права на товарный знак
Понятие и функции товарного знака………………………….......6
Исключительное право на товарный знак……………………….10
Использование товарного знака
Распоряжение исключительным правом на товарный знак……15
Неиспользование товарного знака и охрана товарного знака……………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………….28
Библиография……………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 55.07 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………....3

  1. Общие теоретические аспекты исключительного права на товарный знак
    1. Понятие и функции товарного знака………………………….......6
    2. Исключительное право на товарный знак……………………….10
  2. Использование товарного знака
    1. Распоряжение исключительным правом на товарный знак……15
    2. Неиспользование товарного знака и охрана товарного знака……………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………….28

Библиография……………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В условиях товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными и многообразными товарами средства индивидуализации становятся неотъемлемыми важным элементом рыночной экономики.

При необходимости покупки  какого-либо товара потребитель вспоминает известных производителей, от которых  прибывают на рынок товары нужного  нам вида, пользующего доверием.

Рыночный механизм четко  воспринимает реакцию потребителя  на произведенный продукт. Потребитель  либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь  связующим звеном между изготовителем  и покупателем, промышленностью  и торговлей, производством и  потреблением, играют огромную роль в  рыночных отношений.

Сопровождающие продукцию  с непосредственной целью ее индивидуализировать  товарные знаки и наименования мест происхождения товаров стимулируют  качество товаров, служат активным средством  привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать  необходимые им товары.

 Обычай помечать свои  товары собственным клеймом пришел  к нам из глубины веков. В  средние века товары производились  гильдиями ремесленников и купцов, и каждый ремесленник обязан  был помечать производственные  им товары собственным клеймом,  гарантируя тем самым качество. Кроме того, клеймо - товарный знак  позволяло рекламировать товар,  имеющий определенное качество.

Товарный знак как блок информации, внедренный в сознание покупателя, определяет его поведение  на рынке товаров и услуг. Без  него производитель выпадает из активной конкуренции. Этим объясняется то, что по мере развития рынка российские предприниматели, осознавая значение товарного знака, постепенно все с большей активностью овладевают средствами его защиты от возможных посягательств.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности правовой природы использования товарного знака и распоряжения исключительным правом на товарный знак, её значимости среди общества и для государства.

Задачи исследования. Основополагающей задачей является анализ и изучение общетеоретических аспектов использования товарного знака, заключающая в себе раскрытие понятия товарного знака, исключительного права, а также определения основных функций товарного знака и как и где используются товарные знаки.

 Объект исследования. Объектом исследования в данной курсовой работе выступают  товарные знаки, как средства индивидуализации.

Предмет исследования. Предмет исследования в курсовой работе представлен в виде способов и условий использования товарных знаков, распоряжением субъектов гражданско-правовых отношений исключительным правом на товарных знак.

Нормативно-правовая основа исследования. В курсовой работе используются такие нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, внесёнными Указами Президента РФ от 25.07.2003 №841), Гражданский Кодекс РФ (статьи 1484-1491 часть 4 Гражданского Кодекса принята Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 декабря 1995г., подписана Президентом 26 января 1996г. и введена в действие с 1 марта 1996г.).

Научно-теоретическая основа исследования. В работе использованы работы Китайского В.Е. «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров», Сергеева В.М. «Действие права на товарный знак во времени», Белова В.А. «Гражданское право: общая и особенная части», Кругловой Н.Ю. «Коммерческое право», Белых В.С. «Предпринимательское право России» и другие.

Методы исследования. В данной курсовой работе анализируются нормативно-правовые акты и научная литература, осуществляется синтез отобранного нормативно-правового и научного материала, применяется  аналогия, а также формально-юридический метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

 

    1. Понятие товарного знака и его функции

Согласно  действующего гражданского законодательства товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак1.

Субъекты  права на товарный знак - это юридические  лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничение правоспособности физических лиц, предусмотренное  российским Законом, направлено на предотвращение случаев регистрации товарных знаков в спекулятивных целях лицами, не производящими товаров и не оказывающими услуг. Подобная регистрация  может привести к возникновению  препятствий для использования  сходных товарных знаков на рынке, усложнению экспертизы по заявкам на товарные знаки в связи с перегрузкой  фондов зарегистрированных товарных знаков, к внесению в реестры товарных знаков, в частности в Государственный  реестр товарных знаков Российской Федерации "мертвых" товарных знаков.

За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов2.

За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме  управомоченного лица, не может пользоваться знаком. Любое использование знака другими лицами без согласия владельца в какой-либо форме составляет правонарушение.

При этом сфера действия права  на знак ограничивается:

- перечнем товаров, указанных в свидетельстве;

- территорией страны регистрации;

- сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Нарушением  признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к  продаже, продажа, иное введение в хозяйственный  оборот или хранение с этой целью  товарного знака или товара, обозначенного  этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в  отношении однородных товаров3.

В соответствии со ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом:

- к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

- к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

- к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.

- к комбинациям обозначениям относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.

Товарный  знак может быть зарегистрирован  в любом цвете или цветовом сочетании.

Содержание  указанной статьи свидетельствует  о том, что по российскому Закону на регистрацию в качестве товарного  знака может быть заявлен достаточно широкий (по форме выражения) перечень обозначений.

 Требования, предъявляемые к товарным знакам, указанные в ст. 1483 ГК РФ, являются основанием для отказа в регистрации товарного знака. Эти требования изложены путем определения перечней обозначений, которые не могут быть предметом охраны в качестве товарного знака.

Товарные знаки важны как для продавцов, так и для покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак. В случае удовлетворения покупкой в следующий раз он будет руководствоваться просто товарным знаком. 

В определении  понятия товарного знака проявлена  основная функция данного объекта - способность отличать, индивидуализировать  продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции4.  

Существуют 4 основные функции товарного знака:

  1. Функция индивидуализации, т.е. товарный знак способствует узнаванию товара и позволяет отличить товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей, облегчая потребителю выбор при покупке товара или услуги.
  2. Функция указания на происхождение товара. Товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить ее производителя. Легко запоминающиеся товарный знак призван ассоциироваться у покупателя с конкретной фирмой. Кроме того, что использование товарного знака выделяет товар конкретного производителя из однородных товаров и услуг других производителей, товарный знак позволяет определить источник происхождения товара, так как сведения о владельцах товарных знаков внесены в Реестр товарных знаков.
  3. Функция указания на качество товара. Обладатель права на товарный знак гарантирует, что все товары и услуги, предлагаемые под данным товарным знаком, соответствуют определенным стандартам качества. Выбор основывается на ожидаемых свойствах товара, в этом случае функция товарного знака состоит в том, чтобы указывать покупателю на наличие того или иного качества товара
  4. Рекламная функция. Товарные знаки благодаря связи с товарами дают обществу информацию о товарах и услугах, помогая стимулировать и сохранять спрос на них, а предприятию и товару обеспечивают широкую известность

Из основных функций вытекают дополнительные, которые несут в себе цели, для  которого используют товарные знаки.

Охранная функция служит для защиты выпускаемой продукции на рынке (особенно на внешнем рынке) и применяется в борьбе против недобросовестной конкуренции.

Гарантийная функция проявляется в гарантировании соответствующего качества товаров. Выполнение этой функции в полной мере возможно только при постоянном повышении качества товаров. Товарный знак представляет собой одно из многих средств обеспечения доброго имени товара и повышения его качества. Особенность товарного знака состоит в том, что он влияет на сохранение качества товаров и его повышение косвенно через потребителя5.

Психологическая функция товарного знака тесно связана с рекламной и гарантийной функциями. Она состоит в том, что известный на рынке товарный знак создает у покупателя убежденность, что товар является лучшим по качеству, привлекает его внимание к этому товару. Если же владелец товарного знака заинтересован, чтобы его знак выполнял психологическую функцию, он должен заботиться и том, чтобы выпускаемые им товары имели постоянно высокое качество, и о том, чтобы его товарный знак был хорошо оформлен и эффективно рекламирован6.

1.2. Исключительное право на товарный  знак

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат  интеллектуальной деятельности или  на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат  или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться  исключительным правом на результат  интеллектуальной деятельности или  на средство индивидуализации, если Гражданским  Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или  средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением  случаев, предусмотренных Гражданским  Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или  средства индивидуализации (в том  числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским Кодексом7.

Исключительный  характер права, означает, что владелец товарного знака обладает монополией на реализацию тех правомочий, которые  заложены в данном субъективном праве. То есть никто, кроме правообладателя (владельца товарного знака), не может  осуществлять правомочия, составляющие содержание его исключительного  права на товарный знак.

Четвертая часть ГК РФ дает общее  понятие исключительного права  через раскрытие содержания его  составляющих правомочий – использования, распоряжения и запрещения использования  третьим лицам, а также устанавливает принцип срочности действия этого права. Таким образом, само по себе исключительное право является субъективным гражданским правом с определенным сроком действия. Возникновение и прекращение действия исключительного права определяются конкретными моментами времени, юридическими фактами.

Информация о работе Товарные знаки