История таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследование: историческое развитие таможенной службы РФ
Предмет исследования: таможенная служба РФ.
Цель работы: изучить развитие таможенной службы в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАМОЖНИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО XIX ВЕКА 5
1.1 Возникновение и развитие таможенного дела в Киевской Руси 5
1.2 Развитие таможенного дела в Московском государстве 8
1.3 Таможенное дело в Российской империи в XVII-XIX веках 12
1.4 Вывод к первой главе 18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ XIX-XX ВВ. 20
2.1 Характеристика таможенных органов в XIX веке 20
2.2 Таможенные органы советского государства 32
2.3 Вывод ко второй главе 45
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 48
3.1 Основные моменты развития таможенной службы на современном этапе 48
3.2 Структура таможенных органов в Российской Федерации 51
3.4 Вывод к третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ 3.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАМОЖНИ В ДРЕВНЕЙ  РУСИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО XIX ВЕКА 5

1.1 Возникновение и развитие  таможенного дела в Киевской  Руси 5

1.2 Развитие таможенного дела  в Московском государстве 8

1.3 Таможенное дело в Российской  империи в XVII-XIX веках 12

1.4 Вывод к первой главе 18

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  В РОССИИ XIX-XX ВВ. 20

2.1 Характеристика таможенных органов  в XIX веке 20

2.2 Таможенные органы советского  государства 32

2.3 Вывод ко второй главе 45

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 48

3.1 Основные моменты развития  таможенной службы на современном  этапе 48

3.2 Структура таможенных органов  в Российской Федерации 51

3.4 Вывод к третьей главе 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 62

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров.

Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза  запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения. Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей.

Все высшие руководители Российского  государства, включая царей и  императоров, не могли избегнуть  таможенного досмотра, так как  по законам Российской империи никто  не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.

Теоретические основы исследования: для исследования развития таможенной службы России большое значение имеют труды Ю.С Бакаевой, Н.М. Блинова, К.Я. Бякишева, Е.Г.Моисеева, Л.Н.Бунича, Я.В. Бутова, Б.Н.Габричидзе, А.Д.Ершова, С.Д.Калашникова, Ю.С.Кисловского, В.М.Малиновской и.т.д.

Объект исследование: историческое развитие таможенной службы РФ

Предмет исследования: таможенная служба РФ.

Цель работы: изучить развитие таможенной службы в России

Задачи работы:

1. Рассмотреть  зарождение таможни в древней  Руси и ее развитие до XIX века

2. Показать  развитие таможенных органов  в России XIX-XX вв.

3. Изучить  развитие таможенных органов  на современном этапе

 

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАМОЖНИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО XIX ВЕКА

 

 

1.1 Возникновение  и развитие таможенного дела  в Киевской Руси

 

Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.

Считается общепризнанным, что история таможенного  дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового  обмена и зарождением товарного  хозяйства.

 В то  же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси .

Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.

Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров.

Из летописных и законодательных источников известно, что на Руси взимали «мыто» - торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы.

Сборщики  мытных пошлин были, как правило, членами  княжеской дружины, и именовались  «мытниками», «мытоимцами», «мытарями».

В Древней  Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров  через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной .

В период феодальной раздробленности на Руси в ХII –  начале ХIII веков, в связи с ростом числа княжений и внутренних границ между ними, мыто становится одной  из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 годы) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года.

Основными нормативными правовыми  актами, закреплявшими правила перемещения  товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения  и устанавливавшими санкции за уклонение  от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Однако вести речь об общих контурах административно-правового режима обеспечения таможенного дела в это время можно лишь с определенной долей условности.

В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником.

К этому времени в связи с  усилением таможенных сборов в удельных княжествах и отсутствием единых пошлин усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу  товаров. В этот период времени складывается система наказаний за незаконный провоз товаров и незаконную торговлю таким товаром. Промыта – уклонение от уплаты мыта – наказывалась штрафом, а лицо, совершившее это деяние, наказывалось кнутом. Промыт – наказание за неуплату мыта – составлял сумму в размере двух пошлин. Заповедью назывались пеня за неуплату пошлины при продаже или покупке лошади и штраф, взимаемый с купцов за складирование товара в домах частных лиц, помимо гостиного двора. Величина заповеди составляла 2 рубля (рубль шел государству, второй – таможенникам). Протаможы – штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможню. Протамга – пеня за неявку товара в таможню .

В период феодальной раздробленности  Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами (свободными городами Новгород, Псков, Смоленск и др.).

Оплотом развития предпринимательства  на Руси были города, вокруг которых появлялись торговые и промышленные поселения. «Русские купцы в ноябре отправлялись в глубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год».

 

 

1.2 Развитие таможенного дела  в Московском государстве

 

 

..............

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

Уже в VIII веке появились первые контуры  правовых и организационных основ  административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

 Следующим этапом в становлении  и развитии элементов таможенного  режима являются XII-XIII века, когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу.

 Однако такие меры еще не являлись последовательной таможенной политикой Древнерусского государства.

 Единая таможенная политика  начала складываться позже, после  образования централизованного  Московского государства в XVI веке, в частности, она нашла  отражение в Новоторговом уставе.

Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в  годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики  через поощрение отечественного производителя.

А вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

Систему таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному  уставу 1857 года. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе — по границе России с Финляндией. Определенный интерес для организации современной российской таможенной службы представляют некоторые требования к таможенным служащим, предусмотренные Уставом 1857 года. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться лица, “не служившие по таможенной части, поскольку “таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных”.

Таможенный устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в три морские  мили от берега (как на материке, так  и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах.

Таможенный устав 1904 года установил  новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находилась под гласным надзором управляющего и состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей.

Ко времени Октябрьской революции  таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Таможенным делом руководил  образованный в 1864 году в составе  Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы. Таможенная система в России практически была разрушена.

Таким образом, анализ этапов исторического  развития таможенного дела в России показывает, что оно развивалось на основе особенностей, присущих стране и с использованием мирового опыта. Каждый период был связан с собственными характерными особенностями формирования таможенного дела, которые способствовали развитию его экономики, торговли и упрочения финансового положения. При этом свою важную роль играли экономический, финансовый и социальный факторы как конечная цель проведения в жизнь таможенной политики.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

2. Таможенный кодекс Таможенного  союза

3. Бакаева О.Ю. Становление и  развитие современного таможенного  права Российской Федерации. // Право  и политика. – 2002. – № 1

4. Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право – М.: Велби, 2008 - 360 с.

5. Блинов Н.М. Таможенная политика  России Х – ХI вв – М.:Русина, 1997

6. Бодрилина В.П. Исторические  вехи организации Центральноготаможенного  управления в России // Таможенные  ведомости. – 1995. – № 11. –  С.107-113.

7. Бунич Л.Н. О таможенных сборах  в Российском государстве // Таможенные  ведомости. – 1994. – № 1. –  С.159-165.

8. Бунич Л.Н. О таможенных сборах  в Российском государстве // Таможенные  ведомости. – 1994. – № 2. –  С. 117-123.

9. Бутов Я.В. Таможенная политика России и ее осуществление во второй половине XIX века.– М.: РИО РТА, 1995.

10. Габричидзе  Б.Н. "Становление и развитие  таможенной службы". М., ИНФРА-М, 1990.

11. Ершов  А.Д. Международные таможенные  отношения. Уч. пособие.-С-П филиал  РТА, 2000.

12. Калашников  С.Д. Исторический опыт протекционистской  таможенной политики России.1877 –  1913 г.г. Уч. пособие. М.: РИО РТА, 1996.

13. Кисловский  Ю.Г. История таможни государства  Российского.– М.: ИПО Автор, 1995.

Информация о работе История таможни